Со временем стали меняться приоритеты в организации управления предприятием, и более важным для организации становились не технологические, а финансово-экономические показатели (прибыль, сокращение эксплуатационных расходов, повышение доходов и др.).
Научно-технический прогресс, а также развитие технологий объектно-ориентированного программирования привели к появлению программных продуктов, позволяющих управлять всеми ресурсами предприятия.
В настоящее время на предприятиях в транспортной отрасли для решения
финансово-бухгалтерских задач используются различные программные средства. Однако уровень автоматизации продолжает оставаться невысоким, что очень сильно усложняет принятие современных управленческих решений, потому что функционирование одновременно нескольких программ затрудняет получение оперативной и нужной информации для принятия решений.
Под управлением процесса учета доходов и расходов понимается работа, которая направлена на составление плана доходов и затрат, составление и реализацию плана движения денежных средств, анализ его исполнения.
Ведомственными статьями учета доходов и расходов являются [1]:
Использование фонда оплаты труда в эксплуатационной, подсобно – вспомогательной, внереализованной, инвестиционной деятельности.
Выплаты социального характера – выходное пособие при увольнении по сокращению численности, выплаты при рождении ребенка и т.п.
Анализ отвлечений по листам нетрудоспособности - по различным видам нетрудоспособности (общие заболевания работников, уход за больным).
Подсчет эксплуатационных расходов, отклонений от плана по элементам затрат (отчисления на социальные нужды, материалы, топливо т.п.).
Подсчет прочих материальных затрат – по коммунальным услугам, по расходам на медосмотры, на проезд в пригородном сообщении и т.п.
Анализ выполнения планового уровня рентабельности.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
Анализ 91 счета в динамике.
Выполнение нормативного уровня запасов ТМЦ.
На транспортных предприятиях активно внедряют отраслевые ERP-системы, позволяющие решить весь комплекс управленческих задач и обеспечить поддержку реформирования транспортной отрасли и обеспечивающие переход к единым стандартам финансового и бухгалтерского учета, отвечающим как российским, так и мировым требованиям. На предприятиях железнодорожной отрасли основной такой системой являются Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами «ЕК АСУФР» и Единая корпоративная система управления трудовыми ресурсами «ЕК АСУТР» [2].
«ЕК АСУФР» – комплексная система автоматизации управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций ОАО «РЖД» для решения задач управления финансовыми, материальными и иными ресурсами методами управленческого и бухгалтерского учета.
Основа «ЕК АСУФР» – это система управления предприятием фирмы SAP R/3 на всех уровнях управления отраслью. Для учета и контроля над изменениями внешних условий функционирования «ЕК АСУФР», в составе R/3 содержатся средства настройки функционирования любой компоненты.
Данная система может решать следующие задачи:
минимизация штрафных санкций;
снижение управленческих затрат;
увеличение оборачиваемости текущих активов;
оптимизация налоговых платежей.
Дополнительно, создание и развитие «ЕК АСУФР» должно обеспечить достижение:
Финансово-экономических целей, за счет перехода финансово-бухгалтерских, служб материально-технического обеспечения на единую технологическую платформу и интеграции этих служб в единую систему.
Производственно–технологических целей, для успешного ведения хозяйственной деятельности и обеспечения смежных систем управления оперативной и достоверной информацией.
Вторая автоматизированная система – «ЕК АСУТР» – обеспечивает унификацию бизнес-процессов управления персоналом на различных уровнях организационной структуры ОАО «РЖД», оперативность подготовки отчетности для органов государственного управления. Она используется для автоматизации бизнес-процессов нормирования труда, учета рабочего времени, расчета заработной платы, охраны труда и т.д.
Основные пользователи системы – сотрудники департамента управления
персоналом, работники кадровых служб, экономисты и бухгалтеры.
Основной задачей управления персоналом является подбор и расстановка кадров, обеспечивающих грамотное управление и квалифицированное исполнение на уровнях оперативного и стратегического управления.
Использование системы «ЕК АСУТР» позволяет достичь:
сокращение времени принятия управленческих решений;
освобождение от ручного выполнения рутинной работы специалистов всех уровней управления;
наглядное представление аналитической информации, необходимой руководителям и специалистам, для планирования работы и принятия решений;
унификация рабочих мест.
В процессе работы в данных ERP-системах были выделены следующие технологические преимущества:
системы состоят из взаимосвязанных между собой модулей и имеют возможность поэтапного наращивания производительности;
системы работают в режиме реального масштаба времени;
системы обеспечены информационными интерфейсами для взаимосвязи с другими автоматизированными системами;
системы имеют круглосуточный доступ к себе;
Таким образом, улучшение автоматизации процессов финансово-хозяйственной деятельности предприятия призвано решить задачи, связанные с рациональным использованием имеющихся ресурсов, эффективным вложением капитала и сокращением расходов.
Список литературы
1. Авдеева, А. В. Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 76-81.
2. Разуменко, Г.В. Рабочее время и его учет в ЕКАСУТР // Методическое пособие для специалистов в области организации, нормирования и оплаты труда. – Красноярск, 2012. – 59 с.