АНАЛИЗ БЮДЖЕТА НИЖНЕОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА НИЖНЕОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
MААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААМестный бюджет всю является формой по образования и расходования присущих денежных средств в своих расчете на происходит финансовый год. экономические Данные денежные до средства предназначены населения для обеспечения бюджетном задач и функций, ВВЕДЕНИЕ отнесенных к предметам имеют ведения местного средства самоуправления, путём Здесь исполнения расходных курсовой обязательств муниципального Доходная образования. [1]

Актуальность средства данной конкретным работы можно бюджет объяснить постоянным процесс участием бюджетных общества средств в жизни денежные населения. Поскольку инструмента местный бюджет ведения является одним Актуальность из главных предметам каналов доведения предназначены до населения отнесенных результатов производства, мы разберем в целом бюджет Нижнеомского муниципального района. Анализ эффективности использования денежных средств из местного бюджета позволяет нам выявить как сильные, так и слабые стороны управления бюджетом.

24 декабря 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Нижнеомский муниципальный район. Расположен на северо-востоке Омской области, на севере граничит с Муромцевским и Большереченским районами, с востока – Усть – Тарским и Тарским районами Новосибирской области, с юга – Калачинским районом и с запада – Горьковским. Нижнеомский муниципальный район входит в состав Восточного экономического района Омской области.[5]

Площадь муниципального района составляет – 3,4 тыс.кв.км, или 2,5% от территории Омской области.

Районный центр – село Нижняя Омка расположен в южной части района в 121 км от города Омска, Москвы – 2300 км., Калачинска – 80 км, до железной дороги - 65 км, от речного причала - 121 км.

Ведущей, а также определяющей экономики Нижнеомского района, была и остается аграрная отрасль. Общая площадь земель всех категорий -335396 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения - 316243 га ( 94.3 %), земли поселений -4361 га, земли промышленности, энергетики, связи – 663 га., земли лесного фонда – 10 793 га., земли водного фонда – 1787 га, земли запаса – 1603 .га.

Численность населения постоянно проживающих на территории Нижнеомского муниципального района по состоянию на 1 января 2017 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области составляет 14218 человек. В составе района присутствует 52 населенных пункта в составе 11 сельских поселений.

Далее в таблице 1 рассмотрим социально- экономическое положение изучаемого района. [5]

Таблица 1- Основные показатели социально-экономического развития Нижнеомского района Омской области за 2014-2016гг.

Показатели

2014г.

2015г.

темп роста в % к 2014 году

2016г.

темп роста в % к 2015 году

район

район

район

Общая площадь земель муниципального образования (гетар)

335396

335396

0,0

335396

0,0

Протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на конец года всего (километр)

316,7

310,7

98,1

304,4

97,97

Объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах; млн. рублей)

1792654

2036379

113,6

2165414

106,3

Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства)

72019

46631

64,7

130380

279,6

Ввод общей площади жилых домов, тыс. кв. м

4053,3

3592

88,6

3595

100,1

Оборот розничной торговли в расчёте на душу населения, рублей

-

195948,8

-

272416,8

139,0

Среднемесячная начисленная заработная плата (по кругу крупных и средних организаций), рублей

18834,9

19080,9

101,3

19929,7

104,4

Уровень безработицы, %.

1,2

4

333,3

6,7

167,5

Численность постоянного населения (на конец периода), тыс. чел.

14939

14729

98,6

14496

98,4

Естественный прирост (убыль (-) в расчете на 1 тыс. человек населения)

-0,2

-0,7

350,0

-3,7

528,6

Развитие малого и среднего предпринимательства на сегодня остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест, способствует формированию и поддержке конкурентной среды, решению социальных проблем, поэтому необходимо приложить все усилия для создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.[2]

Объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2015 году возрос на 13%, а в 2016 году его темп роста увеличился на 6,3% и составил 2165414 млн.руб.

Уровень экономического развития муниципального района во многом зависит от инвестиционной активности предприятий и организаций. Темп роста инвестиций в 2015 году снизился на 5,3%, а в 2016 году возрос на 179,6%. Объем инвестиций в основной капитал, за счет собственных и кредитных средств (за исключением бюджетных средств) приходится в основном на инвестиции в сельском хозяйстве, большая часть которых была направлена на приобретение объектов основных средств крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями района.

Темп роста ввода общей площади жилых домов в 2015 году снизился на 21,4%, в 2016 году он возрос на 0,1%. Оборот розничной торговли в 2015 году составил 195948,8 рублей, в 2016 году темп роста оборота увеличился на 39% и составил 272416,8 рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 1,3% и составила 19080,9 рублей, в 2016 году она возросла на 4,4% по сравнению с прошлым годом и составила 19929,7 рублей. Уровень безработицы в районе имел тенденцию роста, и в 2016 году он составил 6,7%. Численность постоянного населения в Нижнеомском районе за период имела тенденцию снижения, так как уровень безработицы возрастал, в 2016 году она составила 14496 тыс.чел. Естественный прирост также имел тенденцию снижения. Протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований с каждым годом уменьшается.

Далее рассмотрим анализ показателей доходов бюджета Исилькульского муниципального района в таблице 3.

Таблица 2 - Анализ плановых показателей доходов бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 годы.

Доходы бюджета

2014 год тыс.руб.

% к итогу

2015 год тыс.руб.

% к итогу

2016 год тыс.руб.

% к итогу

Темп роста, %

Налоговые и неналоговые доходы

73873

19,5

84 461

22,5

73 297

18,7

99,2

Налог на прибыль

57180

15,1

59 854

15,9

54 542

13,9

95,4

Налоги на товары/ работы/ услуги, реализуемые на территории РФ

3000

0,8

9 410

2,5

3 559

0,9

118,6

Налоги на совокупный доход

6054

1,6

6 369

1,7

5 917

1,5

97,7

Государственная пошлина

935

0,2

1 211

0,3

1 229

0,3

131,4

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности

2437

0,6

4 249

1,1

4 614

1,2

189,3

Платежи при использовании природными ресурсами

37

0,0

35

0,0

37

0,0

100,0

Доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства

2397

0,6

2 186

0,6

949

0,2

39,6

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

404

0,1

364

0,1

1 207

0,3

298,8

Штрафы, санкции,

1440

0,4

786

0,2

1 243

0,3

86,3

Прочие неналоговые доходы

11

0,0

-

-

0,01

0,0

0,1

Безвозмездные поступления

304001

80,5

291 413

77,5

318 834

81,3

104,9

Итого

377 875

100,0

375 875

100,0

392 280

100,0

103,8

Консолидированный бюджет

420194

111,2

405 202

107,8

423 155

107,9

100,7

Исходя из таблицы 2 следует сделать вывод о том, что доходы Нижнеомского муниципального района, в целом, за рассматриваемый период, показали незначительную динамику роста, а именно на 3,8%.

В основном, этому росту способствовала положительная динамика государственной пошлины, темп поста которой равен 131,4%. Так же анализируя темп роста доходов, можно выделить ещё один положительный фактор как процент безвозмездных поступлений. Они, за рассматриваемый период возросли га 4,9%.

Незначительно снизилась доля налоговых и неналоговых доходов с 73873 тыс.руб. до 73297, что в процентном выражении составляет 0,8%, так же наблюдается отрицательная динамика налога на прибыль-, темп роста равен 95,4%.

Далее проведён анализ исполненных расходов Нижнеомского муниципального района за рассматриваемый период.

Таблица 3- Анализ структуры и динамики исполненных расходов Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 годы.

Расходы бюджета

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста, %

тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Общегосударственные вопросы

34903

9,0

36484

10,0

39085

9,9

112,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

15

0,0

74

0,0

54

0,0

360,0

Национальная экономика

17401

4,5

23522

6,5

24 217

6,1

139,2

ЖКХ

39753

10,3

26897

7,4

46 048

11,7

115,8

Образование

229813

59,5

214799

58,9

223722

56,6

97,3

Культура, Кинематография

23635

6,1

22357

6,1

21705

5,5

91,8

Социальная политика

17855

4,6

17792

4,9

14891

3,8

83,4

Физическая культура и спорт

-

-

1285

0,4

1372

0,3

-

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных районов

22598

5,9

21287

5,8

24 016

6,1

106,3

ИТОГО

386126

100,0

364517

100,0

395111

100,0

102,3

Консолидированный бюджет

427203

110,6

395490

108,5

425 161

107,6

99,5

Анализ структуры расходов Нижнеомского района за исследуемый период показал, что основную их часть занимают расходы на образование и составляют 223722 тысяч рублей.

Таблица 4- Анализ структуры и динамики исполненных источников финансирования дефицита бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области.

Источники финансирования дефицита бюджета

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста, %

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Источники внутреннего финансирования

-

-

-

-

-

-

-

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

8250

100

-9358

82,4

2830

100

34,3

ИТОГО

8250

100

-11357

100

2830

100

34,3

Дефицит/ профицит бюджета

8250

 

11357

-100

2830

100

34,3

Из таблицы 4 можно сделать вывод, что на 2016 год в Нижнеомском муниципальном районе наблюдается профицит бюджета в размере 2830 тыс.руб. С 2014 по 2016 годы наблюдается сокращение профицита бюджета на 75,7%.

Таблица 5- Исполнение доходной части бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 года.

Доходы бюджета

Исполнено на 2014 год, %

Исполнено на 2015 год, %

Исполнено на 2016год, %

Изменение 2016 к 2014

Налоговые и неналоговые доходы

100,7

100,9

100,0

-0,7

Налог на прибыль

101,9

101,2

100,0

-1,9

Налоги на товары/ работы/ услуги, реализуемые на территории РФ

84,0

100,0

100,0

16

Налоги на совокупный доход

100,0

100,0

100,0

0

Государственная пошлина

100,0

100,2

100,0

0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

100,0

101,4

100,0

0

Платежи при использовании природными ресурсами

100,0

100,0

100,0

0

Доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства

100,0

100,0

100,0

0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

100,0

100,0

100,0

0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

100,0

100,0

100,0

0

Прочие неналоговые доходы

-

-

100,0

-

Безвозмездные поступления

99,5

95,1

99,4

-0,1

ИТОГО

99,7

96,3

99,5

-0,2

Из таблицы 5 можно сделать вывод, что процент исполнения доходной части Исилькульского района за рассматриваемый период в целом показал отрицательную динамику на 0,2 процента.

Такие показатели доходов как: платежи при использовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции и возмещение ущерба за исследуемый период в процентном отношении не изменились, поэтому можно сказать, что на отрицательную динамику исполнения доходов повлияло в большей степени снижение безвозмездных поступлений (на 0, 1%), налоговых и неналоговых доходов на 0,7 процента, а также налога на прибыль на 1,9%.

Таблица 6- Исполнение расходной части бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 года.

Расходы бюджета

Исполнено на 2014 год, %

Исполнено на 2015 год, %

Исполнено на 2016 год, %

Изменение 2016 к 2014

Общегосударственные вопросы

100,0

99,9

100,0

0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

100,0

100,0

100,0

0

Национальная экономика

88,6

100,0

87,8

-0,8

ЖКХ

97,8

68,0

94,5

-3,3

Образование

100,0

95,1

100,0

0

Культура

100,0

95,3

100,0

0

Социальная политика

100,0

99,5

98,6

-1,4

Физическая культура и спорт

-

100,0

23,5

-

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных районов

100,0

100,0

100,0

0

ИТОГО

99,2

92,8

97,3

-1,9

Исходя из таблицы следует вывод об снижении исполнения расходной части на 1, 9%. На данное снижение повлияли некоторые показатели, а именно национальная экономика ( на 0,8%), ЖКХ (на 3,3%) и социальная политика (на 1,4%).

Процент исполнения по таким расходам как общегосударственные вопросы, национальная безопасность, образование, культура и межбюджетные трансферты остались неизменными.

Таблица 7- Исполнение источников финансирования дефицита бюджета Нижнеомского района Омской области за 2014- 2016 годы.

Источники финансирования дефицита бюджета

Исполнено на 2014 год, %

Исполнено на 2015 год, %

Исполнено на 2016 год, %

Изменение 2016 к 2014

Источники внутреннего финансирования

-

-

-

-

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

87,4

-82,4

24,2

-63,2

ИТОГО

87,4

-100

24,2

-63,2

Дефицит/ профицит бюджета

87,4

-100

24,2

-63,2

Из таблицы 7 можно сделать вывод, что исполнение источников финансирования дефицита бюджета уменьшилось на 63,2%.

Одним из основных этапов бюджетного процесса является исполнение бюджета.

Цель данной стадии – выполнение расходной и доходной частей бюджета.[3]

Орган, исполняющий бюджет, а именно в Нижнеомском районе это Администрация Нижнеомского муниципального района осуществляет операцию подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Подтверждение денежных обязательств является завершающим этапом санкционирования расходов бюджета, вслед за которой осуществляется расходование бюджетных средств. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и актуального поступления предусмотренных бюджетов доходов и финансировании соответствующих мероприятий.[4]

В целом, по состоянию бюджета Нижнеомского муниципального района за рассматриваемый период, можно сделать вывод о том, что он находится в нестабильном финансовом положении, так как наблюдается дефицит бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 12.12.2017 г.).

  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  4. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  5. Министерство Финансов Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://omsk.ifinmon.ru/index.php/razdely/monitoring-i-analiz-ispolneniya-dokhodov-konsolidirovannogo-byudzheta-sobstvennogo-byudzheta-byudzhetov-munitsipalnykh-obrazovanij-sub-ekta-rf/fo-0002-0005-01. – (Дата обращения 12.12.2016 г.)

Просмотров работы: 78