ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТАМИ – БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ В ЛАГЕРЕ ОТДЫХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТАМИ – БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ В ЛАГЕРЕ ОТДЫХА

Кругликова С.А. 1
1МосУ МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В истории педагогики множество ученых дают определение понятию игра. Классическое определение, от которого отталкиваются педагоги – психологи современности звучит следующим образом: игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. (Словарь терминов по общей и социальной педагогике) [4].

Например, открывание ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить.

Также интересна точка зрения Д. Б. Эльконина относительно понятия "игра" [3]: он считает, что игра – это совершенно особый вид деятельности, который не может объединять все множество детских видов деятельности (например, такие, которые К. Гросс называл экспериментальными играми). Рассмотрим следующие действия ребенка: он играется с крышкой, фантазируя, каким образом, как и какой стороной ею можно закрыть банку. Данные действия не будут являться игрой, по мнению Д.Б. Эльконина. Можно утверждать и то, что все эти виды деятельности не стоят между собой в том же отношении, что и лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Отталкиваясь от завершающей главы книги Д.Б. Эльконина. «Психология игры» [3], можно сказать следующее: еще до того, как игру начали исследовать научные деятели, до того, как она стала предметом дискуссий известных педагогов, тем не менее, ею активно пользовались в качестве основного средства воспитания детей. Анализируя вторую главу книги Д.Б. Эльконина, можно прийти к следующему выводу: игра, как средство воспитания ребенка, возникла историческим путем в результате изменения положения ребенка в обществе. Различные педагоги отмечают значимость игры по-разному, отводя ей совершенно противоречивые места в системе средств воспитания ребенка, однако, нет таких точек зрения, которые не выделяли бы места игре в средствах воспитания ребенка. Данный факт можно объяснить следующим образом: игра созвучна природе ребенка, она присуща ему по его происхождению и поэтапному развитию (внося конструктив, отметим, что игра созвучна не биологической, а социальной природе ребенка, а именно потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми.

Игровая деятельность выполняет следующие функции (В.К. Селевко «Современные образовательные технологии») [2]:

-развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Г.К. Селевко выделял следующие типы игр (классификация педагогических игр) [2]:

- Дидактические(познавательные): их отличительными особенностями является направленность на расширение кругозора, познавательную деятельность; применение ЗУН на практике; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;

-Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Рассмотрим в частности дидактическую игру. Она представляет собой специально созданные ситуации, которые моделируют реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Метод познавательных игр применялся еще в древних дидактических системах.

Роль игры в воспитании младших школьников колоссальна: в игре данная возрастная категория познает мир, усваивает систему отношений в обществе, развивается, происходит формирование личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и возможные сложности в отношениях.

Специфическими особенностями воспитательной работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) являются время и место ее осуществления. На педагогов (в том числе и вожатого) в ДОЛ возлагается полная ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие. Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является лагерная обстановка, которая существенно отличается от домашней, прежде всего отсутствием родителей, необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности, большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий.

Функции познавательной игры для детей в лагере отдыха: адаптивная, развивающая, обучающая, терапевтическая, коммуникативная и прочие. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»

Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как «познавательный эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Проблеме «познавательного эгоцентризма», возможности его преодоления и перехода мышления на более высокую ступень развития посвящено довольно много разнообразных исследований.

Рассмотрим данные функции на следующих примерах: так литературная познавательная игра «Поиск синонимов» будет выполнять развивающую функцию; познавательная игра «Не упади в пропасть» будет выполнять коммуникативную и адаптивную функции, в течение данной игры младшие школьники усилиями всего коллектива должны преодолеть препятствия, стоящие перед ними; также можно, например, организовать игру в магазин с целью научить детей пользоваться весами. Для этого в игру вводятся реальные весы и гири, дается какой-либо сыпучий материал и дети поочередно, выполняя функции продавцов и покупателей, учатся отмеривать и взвешивать те или иные предметы. В таких играх дети, конечно, могут научиться и взвешивать, и отмеривать, и отсчитывать, и даже считать деньги и сдавать сдачу. Наблюдения показывают, что при этом в центр деятельности детей становятся действия с весами и другими мерами, операции счета и т. п., но на второй план отодвигаются отношения между людьми в процессе «купли-продажи». Здесь редко можно встретить внимательное отношение продавцов к покупателям и вежливое отношение покупателей к продавцам. А ведь содержание ролевой игры именно в этом. Такая игра будет являться примером развивающей игры.

Социальный педагог должен осваивать технологии вовлечения детей в познавательные игры. Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы» писал об основных правилах вовлечения детей в познавательные игры [1]:

- Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело;

-Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа;

-Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия;

-Игры должны служить преддверием для вещей серьезных;

-Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;

-Игры должны проходить под наблюдением воспитателей;

-При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

В современных условиях семейного воспитания существуют лишь два вида деятельности, оказывающие влияние на развития ребенка: разнообразные формы труда в семье и, как ни странно, игра в самых разнообразных ее формах.

Прежде чем перейти к изложению материалов, дающих возможность представить себе значение игры для психического развития, укажем на одно ограничение, которое мы себе поставили с самого начала. Мы не будем рассматривать чисто дидактического значения игры, т. е. значения игры для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. С нашей точки зрения, чисто дидактическое значение игры очень ограниченно. Можно, конечно, и это часто делается, использовать игру и в чисто дидактических целях, но тогда, как показывают наши наблюдения, ее специфические черты отходят на задний план.

Главнейшим, хотя до последнего времени и недостаточно оцененным, является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л. С. Выготский был несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры [6]. Указав на противоречие между рождающимися новыми желаниями и тенденцией к их немедленной реализации, которая не может быть осуществлена, он только поставил проблему, но не решил ее. Это и естественно, так как в то время еще не было фактических материалов, дающих возможность решения. Да и сейчас этот вопрос может решаться только предположительно.

Мы предположили, что игра является такой деятельностью, в которой и происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма». Экспериментальную проверку этого предположения провела В. А. Недоспасова (1972) в специальном исследовании, носившем характер экспериментального формирования «децентрации» у детей.

Эксперимент проводился по классической схеме экспериментально-генетического формирования [5]. Были отобраны дети (5, 6, 7 лет), у которых при решении задачи о трех братьях и серии других задач, предлагавшихся сотрудниками Ж. Пиаже, а также специально сконструированных Недоспасовой, ярко обнаруживался «познавательный эгоцентризм». У этих детей и проводилось формирование новой позиции, которую мы назвали условно-динамической.

Заключение:

Организация работы с законами детского лагеря отдыха будет эффективной, если:

- В основе организации деятельности детского лагеря отдыха будут лежать теоретическая база;

- На практике будут применятся законы детского лагеря отдыха;

- Законы детского лагеря отдыха будут применяться относительно преследования определенных;

- Разработана модель организации работы в детском лагере отдыха;

- Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективности использования законов в организации жизнедеятельности детского лагеря отдыха.

Закон детского лагеря - специфическое выражение единых педагогических требований, предъявляемых к лагерному сообществу, а по своей сути является провозглашением наиболее значимых ценностей лагерного сообщества как особого социального института, выражением отношения детей к наиболее важным аспектам жизнедеятельности в лагере, своеобразной нормой поведения детей в специфическом лагерном обществе. Основными структурными составляющими закона детского лагеря являются: название, краткая формулировка, обоснование, трактовка и интерпретация.

Модель организации работы с законами детского лагеря отдыха – система взаимосвязанных компонентов, которые объединены в цели, принципы, задачи организации эффективной работы с законами; содержательно-деятельностный (основные направления работы с законами (позиционирование, принятие, мониторинг соблюдения законов, законотворческая деятельность), субъекты деятельности (родители, дети педагогический коллектив)); оценочно-результативный (критерии эффективности работы с законами, уровни организации работы с законами, результат процесса организации работы с законами в детском лагере) блоки, взаимодействие которых обеспечивает эффективное использование законов в жизнедеятельности лагерного сообщества.

Так как в детском лагере отдыха младшим школьникам необходимо ориентироваться в режимных правилах, можно для их формирования применять познавательные игры. Примером такой игры может служить следующая: «Наша Конституция», целью проведения которой будет являться формирование основных правилах отряда (соблюдение режима лагеря отдыха, правила пожарной безопасности, правила вежливости, обязательное присутствие ребенка с отрядом, правила приема пищи и т.д.)

В течение познавательной игры отряд делится на 4 подгруппы, каждой из которых раздается по альбомному листу и заданию, по которому каждая из подгрупп должна разработать правила отряда. На выполнения задания отводится 5 минут, по истечении времени каждая подгруппа демонстрирует свои правила. В конце игры все подгруппы объединяются и рисуют общий законопроект «Наша Конституция» на ватмане. Творчество и яркие краски приветствуются.

Основными направлениями работы с законами детского лагеря в рамках построенной модели определены: позиционирование законов ,принятие законов; законотворческая деятельность лагерного сообщества (конструирование нового свода законов, реконструирование действующего свода законов, совершенствование действующего свода законов, не затрагивающее его структурных основ); мониторинг соблюдения законов (разработка и реализация единой системы оценки действенности законов детского лагеря в смене, анализ эффективности работы смены).

Эффективность использования законов в организации жизнедеятельности детского лагеря отдыха определяется следующими педагогическими условиями: наделение каждого закона набором характеристик, отвечающих требованиям обобщенности, явности, постоянности, реальности, неукоснительности; целостное представление описания каждого закона лагеря в синтезе его основных составляющих (название, формулировка, обоснование, трактовка и интерпретация); взаимосвязанное задействование основных направлений работы с законами лагеря отдыха в смене; соблюдение основополагающих принципов построения работы с законами лагеря отдыха в смене; целенаправленность работы с законами лагеря отдыха, особый характер распределения этой работы по этапам лагерной смены; вовлечение в работу с законами всего лагерного сообщества на протяжении всей смены; адекватность форм и методов работы с законами лагеря интересам и устремлениям детей и подростков; творческая направленность работы с законами в смене.Список использованной литературы

  1. Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы»;

  2. Г.К. Селевко «Современные педагогические технологии»;

  3. Д.Б. Эльконин «Психология игры»;

  4. А.С. Воронин«Словарь терминов по общей и социальной педагогике»;

  5. Ж. Пиаже «Теория игры»;

  6. Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».

Просмотров работы: 85