Важным обстоятельством развития УУД при обучении математике считается формирование математической речи обучающихся: новый стандарт основного общего школьного образования акцентирует речь как нужный элемент индивидуальных, метапредметных и предметных результатов обучения. В частности, обозначается потребность освоения подростками математического языка и математической речи, подчеркивая знание языка алгебры, геометрии, а кроме того способность четко и правильно формулировать собственные мысли в устной и письменной речи как необходимый элемент предметных результатов обучения[5].
Формирование культуры речи считается значимым компонентом стратегических целей непосредственно математического воспитания. В стандарте стратегические цели презентованы в форме трёх направлений: личностного развития, метапредметного и предметного. В направлении индивидуального развития подразумевается формирование мышления, культуры речи, заинтересованности к математике и математическому творчеству [5].
Разработанная в согласовании со стандартом примерная образовательная программа образовательных учреждений по основной школе обозначается потребность освоения подростками математического языка и математической речи, акцентируется знание языка алгебры, геометрии, а кроме того способность точно и правильно формулировать собственные идеи в устной и письменной речи.
Развитие математической речи школьников как одна из целей математического образования обсуждается в теории и методике обучения математике всеми авторами учебников по методике преподавания математики.
Вопросом развития математической речи учащихся занимались М. К. Аминова, А. А. Борисенко, Ю. Б. Великанов, Б. В. Гнеденко, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, Ю. М. Колягин, Н. А. Курдюмова, В. В. Репьёв, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, А. Я. Хинчин, Р. С. Черкасов, Д. В. Шармин и др.
В данных работах математическая речь рассматривается как уровень понимания учащимися 5-7 классов геометрического материала, или важная составляющая процесса обучения учеников 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Данные вопросы рассматривали М. К. Аминова и Д. В. Шармин [9].
Проанализировав имеющиеся работы, пришли к следующим выводам:
в данный период в теории и методике преподавания математике отсутствует системный взгляд на решение данной задачи. В литературе присутствуют только частные рекомендации по формированию математической речи, большая часть этих рекомендаций относиться к устной речи, и речь учителя выступает как эталон математической речи;
отсутствует необходимая опора на психологические исследования речи и на инновационные теоретико-методические концепции преподавания математике;
отнюдь не достаточно анализируется учебная математическая работа самого учащегося, что обуславливает формирование всех его психологических процессов, в том числе, и речи.
Совместно с этим авторы подмечают, что без достаточно сформированной математической речи подростки никак не сумеют быть активными соучастниками хода обучения, так как математическая речь позволяет обеспечить: деятельностную часть хода обучения, совершенствовать мышление обучающихся, распознавать уровень представления обучающимися использованного материала, усовершенствовать взаимодействие между педагогом и учащимися, и т.д.
В следствии мы подошли к заключению о том, что в сегодняшнее время в методике преподавания математике сформировалось разногласие среди необходимостью развития математической речи обучающихся как значимого условия свершения стратегических целей образования в целом и математического в частности, и малой разработанностью для этого теоретико-методической концепции, и, как результат, адекватной ей методики.
Список литературы:
Горчаков Александр Сергеевич Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действий// Известия Волгоградского государственного педагогического университета 2012.№105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-matematicheskoy-rechi-shkolnikov-v-kontekste-teorii-poetapnogo-formirovaniya-umstvennyh-deystviy(дата обращения: 05.01.2018).
Горчаков, А. С. Критерии и качества математической речи школьников / А.С. Горчаков // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 14: Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – С. 376-384.
Зуева Дина Анатольевна Культура математической речи учителя: основные качества и условия их развития// Концепт. 2016. №S15. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-matematicheskoy-rechi-uchitelya-osnovnye-kachestva-i-usloviya-ih-razvitiya (дата обращения: 05.01.2018).
Образование для детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/3414(дата обращения: 02.01.2018).
Примерные программы по учебным предметам. Математика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения: 02.01.2018).
Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413]: офиц. текст. – М., 2012. – 46 с.
Федотова,Т.Н. Развитие математической речи// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 111–115.
Шармин, Д. В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа [Текст] / Д. В. Шармин //Пособие для студентов - Омск, 2005. - 209 с.