В 2017 г. началась работа по совершенствованию налоговой системы России, которая должна быть реализована путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изменения начали действовать в 2019г. Несмотря на сложные экономические условия в России, данные Федеральной налоговой службы свидетельствуют о положительных результатах ее работы.
Как следует из данных таблицы 1, общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 г. по отношению к 2016 г. составила 119 %. При этом первое место по доле налоговых доходов занимает налог на добычу полезных ископаемых – 23%, на втором – НДС – 20%, третье и четвертое занимают налог на прибыль организаций (19%) и налог на доходы физических лиц (18%).
Таблица 1
Динамика структуры и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 – 2017 гг.
Налоги |
1.10.2016 г. |
1.10.2017 г. |
2017 г. в % к 2016 г. |
||||
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
||||
НДПИ |
2, 094 |
20 |
2, 934 |
23 |
140 |
||
НДС |
2, 124 |
20 |
2, 451 |
20 |
115 |
||
Налог на прибыль организаций |
2, 047 |
19 |
2, 437 |
19 |
119 |
||
Налог на доходы физических лиц |
2, 124 |
20 |
2, 289 |
18 |
108 |
||
Акцизы |
0, 955 |
9 |
1,136 |
9 |
119 |
||
Налоги на имущество |
0, 559 |
5 |
0, 630 |
5 |
113 |
||
Всего |
10, 503 |
100 |
12, 498 |
100 |
119 |
Ухудшение экономической ситуации больше всего отразилось на замедлении роста поступлений налога на доходы физических лиц в связи с некоторым снижением номинальных доходов населения.
Стоит заметить, что важное влияние оказала фиксация действующих налоговых условий для бизнеса в течение 4-х лет, начиная с 2014 года. На период с 2011 по 2015 гг. произошло снижение налоговой нагрузки на экономику с 34,5% до 30,17% (таблица 2).
Однако, продолжается тенденция зависимости объема налоговых доходов бюджета от нефтегазового сектора. До 1/3 части доходов консолидируемого бюджета РФ формируется за счет доходов от добычи и экспорта углеводородного сырья.
Отмечается снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 4,06% до 3,22% за счет снижения налоговой базы, что связано с кризисом 2008-2010 гг., в том числе снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%.
Таблица 2
Структура налоговых доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2011-2015 гг. в % к ВВП
Виды налоговых доходов |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Налоговые доходы и платежи, в том числе: |
34,5 |
32,49 |
31,8 |
31,9 |
30,17 |
Страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование |
6,3 |
6,13 |
6,61 |
6,46 |
6,98 |
Налог на добавленную стоимость |
5,81 |
5,3 |
4,98 |
5,06 |
5,24 |
Таможенные пошлины |
8,25 |
7,62 |
7 |
7,09 |
4,16 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
3,65 |
3,67 |
3,63 |
3,73 |
3,99 |
Налог на доходы физических лиц |
3,57 |
3,38 |
3,52 |
3,47 |
3,47 |
Налог на прибыль организаций |
4,06 |
3,52 |
2,92 |
3,05 |
3,22 |
Акцизы |
1,16 |
1,25 |
1,43 |
1,38 |
1,32 |
Прочие налоги и сборы |
1,71 |
1,62 |
1,71 |
1,67 |
1,78 |
Из общей суммы доходов - доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
10,75 |
10,37 |
9,94 |
10,18 |
7,63 |
Таким образом, можно сделать вывод об изменении налоговой политики в отношении общей налоговой нагрузки и по отдельным налогам.
С 2015 г. началось сокращение объема налоговых поступлений (включая таможенные пошлины) в федеральный бюджет, их величина опустилась до отметки 14,7% ВВП против 17,2% ВВП в 2014 г. (таблица 3). В 2016 г., согласно предварительным оценкам Минфина России, планируется дальнейшее сокращение объема налоговых доходов до 13,5% ВВП. В дальнейшем согласно основным направлениям бюджетной политики на 2017–2019 гг. запланирована стабилизация объема налоговых поступлений на уровне 13,8–14% ВВП.
Основным фактором снижения налоговых доходов в последние годы является сокращение поступлений от экспортных пошлин. Доходы от экспортных пошлин снизились с 6,1% ВВП в 2014 г. до 3,4–2,4% в 2015–2016 гг. В 2017–2019 гг. ожидается дальнейшее снижение объема доходов от экспортных пошлин до 2,1–1,9% ВВП.
Таблица 3
Поступления основных налоговых доходов и таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2014-2019 гг., % ВВП и доля в общей сумме
Вид дохода |
%%ВВП |
в % к итогу |
||||||||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||||
факт |
оценка |
план |
факт |
оценка |
план |
|||||||||||||
Налоговые доходы и таможенные пошлины, всего |
17,2 |
14,7 |
13,5 |
14 |
13,8 |
13,8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||||
1. НДПИ |
3,7 |
3,9 |
3,4 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
21,4 |
26,6 |
25,4 |
27,4 |
26,4 |
25,8 |
||||||
2. Экспортные пошлины |
6,1 |
3,4 |
2,4 |
2,1 |
1,9 |
1,9 |
35,5 |
23,4 |
17,8 |
14,7 |
14,1 |
13,9 |
||||||
3. НДС, всего |
5 |
5,2 |
5,5 |
5,6 |
5,8 |
5,9 |
29,4 |
35,6 |
40,5 |
40,4 |
41,9 |
43 |
||||||
3.1. НДС (внутренний) |
2,8 |
3 |
3,2 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
16,3 |
20,6 |
23,5 |
23,9 |
25,3 |
26,3 |
||||||
3.2. НДС (импорт) |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
13,1 |
15 |
17 |
16,5 |
16,6 |
16,8 |
||||||
4. Налог на прибыль |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
3,1 |
4,1 |
4,1 |
5 |
5 |
5,1 |
||||||
5. Импортные пошлины |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
||||||
6. Акцизы на импорт |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
||||||
7. Акцизы (внутренние) |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
3,9 |
4,4 |
5,6 |
6,7 |
6,8 |
6,4 |
||||||
В том числе: |
||||||||||||||||||
7.2. Акцизы на алкогольную продукцию |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
||||||
7.3. Акцизы на табачную продукцию |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
2,3 |
3,2 |
4,1 |
4,2 |
4,2 |
4 |
||||||
8. Прочие налоговые доходы |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
1,3 |
0,6 |
1,2 |
1 |
1,1 |
1 |
При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказался сравнительно небольшим: увеличение с 3,7% ВВП в 2014 г. до 3,9% ВВП в 2015 г., с ожидаемым падением в 2016 г. до отметки в 3,4% ВВП (основной фактор – падение цен на нефть). В среднесрочной перспективе в 2018–2019 гг. запланирована стабилизация поступлений по НДПИ на уровне 3,7–3,8% ВВП. Также можно отметить прогнозируемый рост поступлений по НДС с 5,5% ВВП в 2016 г. до 5,9% ВВП в 2017–2019 гг. за счет увеличения доходов от «внутреннего» НДС, что свидетельствует о росте, прежде всего, внутреннего потребления. При том, что поступления от НДС обеспечивают около 40% общей суммы налоговых доходов федерального бюджета, рост объема НДС в федеральном бюджете в соответствии с бюджетными проектировками должен оказать определенное стабилизирующее влияние в условиях сохранения нефтегазовых доходов на низком уровне и даже их дальнейшего снижения к 2019 г.
Таким образом, можно отметить, что налоговая нагрузка в Российской Федерации оценивается как средняя для экономически развитого государства. В то же время, с точки зрения осуществления экономического роста, данные показатели налоговой нагрузки достаточно высоки, что может являться сдерживающим фактором для развития экономики страны.
Основные направления налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов включают в себя принцип неповышения налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. В течение периода с 2017 по 2018 гг. сокращение структурного дефицита федерального бюджета устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки. Кроме того, немаловажным приоритетом в сфере социально-экономического развития является снижение теневого сектора экономики и повышение уровня налогового администрирования.
С 2017 года в ведении Минфина России находятся налоговые администраторы, обеспечивающие сбор 90% доходов бюджетной системы. Основная задача - создание такой системы администрирования, которая была бы основана на единой методологической и информационной основе. Это обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса.
Оптимизация учета и контроля налоговых льгот поспособствует увеличению прозрачности налоговой политики. Основной задачей является внедрение концепции налоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.
Проведенный анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о недостаточной реализации, регулирующей и социальной функций налогов. Для решения этой проблемы необходимо отразить в налоговой политике расширение возможностей регионов в отношении введения налоговых льгот по региональным и местным налогам, сократив до минимума их перечень, устанавливаемый федеральным законодательством. Необходимо установить приоритетные направления налогового стимулирования, такие как развитие инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства с учетом территориальной специфики, рынка ценных бумаг, поддержка многодетных семей, введение моратория на изменение налогового законодательства на период от 2 до 4 лет, обеспечить более тесную увязку налоговой, бюджетной и таможенной политики. Кроме того, планируется принять ряд мер, которые позволят усилить контроль за недобросовестными налогоплательщиками. Это позволит усилить влияние налоговой системы на рост экономики и стимулирование деловой активности.
Список литературы
Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с.
Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. –URL: https://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)
Росстат [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)
Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. – URL: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)