БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Абраменкова О.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджетная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета и управления государственным долгом. Бюджетная политика входит в состав экономической политики государства и служит для достижения важнейших социально-экономических целей и параметров.

Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются получение и расходование бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Эффективность бюджетной политики оценивается по результатам деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях, а также по достигнутым макроэкономическим и социальным показателям. Именно макроэкономические показатели, такие как экономический рост, прирост инвестиций в экономику, сальдо внешнеторгового баланса, а также уровень и качество жизни населения и другие свидетельствуют об эффективности бюджетной политики государства.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает возможность осуществления бюджетной политики. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, социальной политики.

Целью бюджетной политики является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

Актуальность работы определяется необходимостью совершенствования формирования и реализации бюджетной политики в рыночной экономике, повышения её эффективности. Формирования и реализации бюджетной политики направлено на обеспечение роста ресурсной базы бюджетов всех уровней с целью предоставления государством и муниципальной системой общественных благ и услуг возрастающего объема и качества для удовлетворения потребностей населения, предприятий, государства и всего общества.

Целью данной работы является исследование особенностей бюджетной политики, ее анализ на современном этапе развития.

Поставленная цель обусловила решение ряда взаимосвязанных задач:

  1. раскрыть социально-экономическую сущность бюджетной политики;

  2. показать основные направления бюджетной политики;

  3. исследовать и проанализировать стратегию бюджетной политики России.

Значение государственного бюджета для экономики страны и общественного сектора в частности трудно переоценить: государственный бюджет – это основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дается следующее определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Бюджет – один из важнейших инструментов координации экономической жизни государства. Он позволяет размещать ресурсы во всем народном хозяйстве таким образом, чтобы это распределение соответствовало представлениям о рациональности и эффективности и о проводимой в государстве на определенный момент экономической политике. Направляемые через бюджет средства могут стимулировать развитие производительных сил страны и способствовать техническому прогрессу, что усилит экономический потенциал государства.

Бюджет составляет основу финансовой деятельности государства и позволяет контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи – с другой.

Исполнение бюджета является важнейшим этапом бюджетного процесса, на котором осуществляется распределение и использование бюджетных ресурсов, необходимых для стабильной социально- экономической жизни страны и её регионов. Проблемы исполнения бюджета могут быть связаны с несовершенным планированием, недобросовестностью налогоплательщиков, неполноценной системой налоговых льгот, стимулирующих бизнес, неритмичностью межбюджетного регулирования. Проблемы, связанные с исполнением бюджетов в субъектах РФ, становятся наглядными при анализе фактических бюджетных параметров. В 2016 году российская экономика не продемонстрировала заметных признаков оживления, о чём свидетельствует дальнейший спад ВВП, инвестиционного и потребительского спроса (рис. 1).[4]

Рис. 1. Темпы прироста ВВП, капиталовложений и розничного товарооборота в 2012–2016 гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Кризис экономики не мог не отразиться на состоянии бюджетной системы и в первую очередь её ключевой составляющей – федерального бюджета, доходная часть которого сокращается второй год подряд в связи с недопоступлением 35% объёма нефтегазовых доходов в результате обвала мировых цен на нефть (рис. 2).[5]

Рис. 2. Доходы федерального бюджета в 2012–2016 гг., млрд. руб.

В изменившихся конъюнктурных условиях слабая диверсификация структуры доходов федеральной казны имела своим следствием скачок дефицита, который достиг 3 трлн. руб., на покрытие которого в 2015–2016 годах было направлено 60% средств Резервного фонда РФ, что повлекло за собой сокращение его объёма в четыре раза (рис. 3).

Рис. 3. Резервный фонд РФ и дефицит федерального бюджета в 2012–2016 гг., млрд. руб.

Подводя итоги, делаем вывод, что обсуждение проблем бюджетного кризиса субъектов РФ далеко от своего завершения, однако следует признать, что всё большее распространение находит понимание необходимости структурных реформ для его преодоления. В долгосрочной перспективе только через повышение экономической активности можно достичь баланса территориальных бюджетов.

Основной целью государственной экономической политики на ближайшие три года заявлено расширение потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а также на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в том числе с конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.

Подводя итог, следует отметить, что бюджетная политика - это направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в государство. Поскольку основной инструмент формирования бюджетов - налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой.

Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть, следующие:

  1. величина дефицита бюджета или же отсутствие такового;

  2. размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение;

  3. определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема "бюджетного федерализма"), соотношение основных разделов бюджета и т.д.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, ст. 6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 17.12.2017 г).

  2. Ахинов Г. А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 190–191.

  3. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. С. Нешитой. - 2015. - 336 с.

  4. «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 17.12.2017 г).

  5. «Министерство экономического развития РФ» [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/main (Дата обращения 17.12.2017 г).

  6. «Федеральное казначейство» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения 17.12.2017 г).

Просмотров работы: 1128