ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМОВ ПУБЛИЦИСТИКИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМОВ ПУБЛИЦИСТИКИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Публицистика, журналистика, публицистические приемы, публицистические методы, Максим Горький, журналист, цикл очерков «В Америке», анализ, публицистические свойства текста.

Journalism, journalism, journalistic methods, journalistic techniques, Maxim Gorky, a journalist, a cycle of sketches "In America," analysis of journalistic text properties.

Публицистика – часть журналистики, рассматривающая острые и злободневные проблемы, с целью вызвать интерес читателя к ним и повлиять на общественное мнение. Журналистика и публицистика - единый механизм информационного взаимодействия с обществом, который помогает возникновению определенных отношений, взглядов и интересов, активизирующих процессы, протекающие в обществе.

Соподчинение журналистики и публицистики благоприятно влияет на взаимодействие СМИ и СМК в пределах информационно-коммуникативного пространства. Результатом этого взаимодействия является непрерывный процесс обновления инструментов обработки жизненного материала и его поступления к аудитории. В качестве продукта такой обработки выступает публицистическое произведение.

Публицистический текст - текст-рассуждение, который передает общественно значимую информацию и воздействует на читателя. Публицистический стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Основополагающими свойствами публицистического произведения являются метареферентность, антиэнтропийность, релятивность, дискурсивность, диалоговость, интертекстуальность, конвенционность, нарративность.

Публицистика Максима Горького - одна из главных частей его творчества. Яркими публицистическими текстами считаются: «Мои интервью», цикл очерков «В Америке», цикл статей «Несвоевременные мысли».

В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.

Актуальность работы заключается в поиске свойств, методов и приемов формирования публицистических текстов на основе анализа цикла очерков «В Америке».

Цикл очерков «В Америке» впервые был напечатан в «Сборнике товарищества «Знание» за 1906 год». Издан был за границей, отдельной книгой: «М.Горький. В Америке (Очерки). Часть первая». Первоначально в состав книги входили: «Город Жёлтого Дьявола», «Царство скуки», «МоЬ», «Чарли Мэн». Позднее, последний очерк в цикл не включался.

В цикле Горький необычно изображает Америку: пугающая и холодная, безжизненная и отчужденная, отталкивающая. Сквозь простое, но эмоциональное описание, чувствуется настроение автора с элементами оценки происходящего. «Это - город, это - Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные "скребницы неба". Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и не видно детей…» [7].

В детальной картине города, прослеживается антиэнтропийность текста: стираются временные границы и создается впечатление, что все происходит здесь и сейчас. Из хаоса разрозненных мыслей и деталей образуется общее гармоничное описание, яркая «картинка» видимого. «Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной железом, запачканной жирными пятнами нефти, засоренной щепами, стружками, соломой и остатками пищи - работает невидимая глазом холодная и злая сила. Она сурово и однообразно дает толчки всей этой необъятной машине, в ней корабли и доки - только маленькие части, а человек - ничтожный винт, невидимая точка среди уродливых, грязных сплетений железа, дерева, в хаосе судов, лодок и каких-то плоских барок, нагруженных вагонами…» [7].

Горький не жалеет красок. Правда, здесь они чаще тусклого, грязного - черного и серого оттенков. Он насыщает текст обилием метафор, сравнений, антитез, гипербол, эпитетов, метонимий, придавая ему образности. Текст оживает.

Писатель ресоздаёт галерею образов, которые в совокупности символизируют ужас нищеты и покорности судьбе. Это и старуха со свинцовыми погасшими глазами, и рыжеволосая девушка, считающая петли чулка, который вяжет, и два мальчика, строящие дом из щепок, который разрушается у них на глазах. Вершина обезличения – лысый череп, тускло блеснувший за стеклом.

Уменье раскрывать перед нами потрясающие драмы и трагедии, незаметно скрывающиеся в мелочах повседневной жизни, проходит сквозь почти все тексты Горького. Как ни мрачны трагические сюжеты, мы все-таки выносим из них чувство бодрости и нравственного примирения - перед вами не толпа безнадежно погибших полу-людей, полу-зверей, а просто люди, задавленные обстоятельствами жизни. Горький любит своих несчастных героев и, тщательно анализируя их до самой сокровенной глубины душ и сердец.

Но, ожидаемое противостояние между городом и «ничтожными винтами» - людьми, не ощущается. Это удивляет и возмущает автора. Люди не только не борются, а более того, не видят, зачем нужно вступать в борьбу, за что и с кем?! Все, что волнует их – еда, работа и то, что можно купить на зарплату, еще – развлечения. Улица напоминает «алчное горло», в которое плывут «темные куски пищи – люди». В подобном описание использованы приемы гиперболизации и антитезы живого (людей) и мёртвого (города), метафоричность, что еще более усиливает нарротивность текста.

Врага Горький видит в хищных тёмных силах, превращающих людей в рабов удовольствий: люди идут на зов «Жёлтого Дьявола», покупают не нужные им вещи, смотрят отупляющее зрелища. «О людях страшно и больно говорить» - пишет Горький.

Он использует приём контраста, усиливая релятивное свойство текста: призрачный город из тысяч огней словно бы возникает из океана ночью, манит к себе людей, искушает их развлечениями – люди становятся пленниками, но на самом деле не знают, не научены отдыхать. «Жизнь устроена для того, чтобы народ шесть дней работал, а в седьмой грешил и – платил за грехи свои, исповедовался и платил за исповедь,– вот и всё...» [7].

В «Царстве скуки» Горький описывает американскую индустрию развлечений, направленную на выхолащивание душевно-духовного начала в человеке, на превращение личности в часть толпы. Ад для Горького - мимолетные человеческие утехи - все то, что легко достать и требует только денег. «Вот девушка купила новую шляпку и смотрит на себя в зеркало, довольная и веселая. Но сзади к ней подкрадывается пара небольших, видимо, очень голодных чертей, они схватывают ее под мышки, она визжит,– поздно! Черти кладут ее в длинный гладкий жёлоб, который круто опускается в яму среди пещеры, из ямы идет серый пар, поднимаются языки огня, сделанного из красной бумаги, и девушка, вместе с зеркалом и шляпой, съезжает на спине по жёлобу в эту яму. Молодой парень выпил стакан водки – черти немедленно спускают и его туда же, под пол сцены…»[8].

Исследуя психологию толпы в очерке «Моb», автор говорит: «Так рождается страшное животное, которое носит тупое имя "Mob" – толпа…»[9]. Излюбленный приём контраста здесь способствует более глубокому и точному пониманию поведенческих мотивов толпы. Именно поэтому толпа всегда противопоставлена тем, кто на неё не похож. Это и порождает у толпы зависть и враждебность.

Горький использует образы-символы, чтобы оживить собственные тексты, добавить четкости картинке, завершить ее: плотное чёрное тело, тусклое лицо, страшное животное. Для усиления впечатления в описании использует гиперболизацию: толпа следит за другими, не похожими на неё людьми, поворачивая в их сторону «сотни своих голов», изучая их «всеобнимающим взглядом». Через своих героев автор вступает в диалог с нами – читателями. Излагая факты и свое отношение к ним, соотнося нейтральную лексику с эмоциональными пластами, он не позволяет оставаться равнодушными к написанному, пытается пробудить, заставить мыслить, смотреть, и, главное, видеть в повседневном то, что разрушает нас.

Публицистика объединяет журналистские произведения под злободневной, особо востребованной, острой темой. «В Америке» Горького – пример образного осмысления фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности. Образно осмысливая окружающий мир, Горький формирует в нас с вами различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов.

Психологизм героев позволяет нам установить внутренние связи с многомерной действительностью. Вступить в диалог с героями и со своим внутренним «я».

За свою жизнь Горький долго работал в различных изданиях, много писал, имел хороший журналистский опыт. Он хотел и умел видеть вечные общественные проблемы, через жизнь одного, возможно, даже случайно встретившегося ему героя. Благодаря насыщенности текстов художественными средствами: эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, метонимиями. А также, использованию приемов внутренних диалогов, риторических вопросов, обращений, призывов, цикл «В Америке» и сегодня служит примером формирования эффектного публицистического текста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Энциклопедический лингвистический словарь [Текст] - Москва, 1990г., с. 136.

  2. Бахтин Μ. М. Эстетика словесного творчества. [Текст] - Москва, 1979г. с. 285;

  3. Горький. Полное собрание сочинений. [Текст] / М. Горький – Москва, 1968 г. - 1976 г, - с. 415;

  4. Дацюк С. Коммуникативные стратегии. 19.12.2004. URL: dere.ldev.ua/library /datsyuk/komm_strat.shtml (дата обращения 10.10.2017)

  5. Дейк ван Т. – А. Язык. Познание. Коммуникация. [Текст] - Москва, 1989г. с. 161.

  6. Десницкий, Муратова. Горький М. Материалы и исследования [Текст]/ В.А. Десницкий, К.Д. Муратова - АН СССР, -1936г. – Т 2, - с. 484;

  7. Журнально-публицистическая деятельность М. Горького. Проблемы революции и культуры на основе анализа цикла «Несвоевременные мысли» // [электронный ресурс] URL: http://studme.org/38283/literatura/naturalnaya_shkola (дата обращения 1.10.17);

  8. История русской литературы XIX века. Натуральная школа // [электронный ресурс] / URL: http://studme.org/38283/literatura/naturalnaya_shkola (дата обращения 1.12.17);

  9. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. [Текст] - 197г., с. 488.

  10. М. Горький Цикл «В Америке»: «Город Желтого Дьявола» // [электронный ресурс] / URL:http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-367.htm (дата обращения 14.11.17);

  11. М. Горький Цикл «В Америке»: «Царство скуки» // [электронный ресурс] / URL: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-367.htm (дата обращения 14.04.17);

  12. М.Горький Цикл очерков «в Америке»: «Mob» // [электронный ресурс] / URL: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-367.htm (дата обращения (17.09.17)];

  13. Прохоров. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. [Текст] / Е.П. Прохоров – Москва, 2011г., – с. 351;

  14. Публицистика М. Горького // [электронный ресурс] URL: http://lit-helper.com/p_publicistika_m_yu__gor-kogo (дата обращения 5.05.17);

  15. Резников. О книге М. Горького "Несвоевременные мысли". [Текст] / Л. Резников. – СПб, 1988г., - N 1, с. 169;

  16. Резников. О книге М. Горького "Несвоевременные мысли". [Текст]/ Л. Резников. – Москва, 1988г., с. 169;

  17. Романтизм и реализм в текстах Горького // [электронный ресурс]/ URL: http://mirznanii.com/a/135672/romantizm-i-realizm-v-tvorchestve-mgorkogo (дата обращения 5.09.17);

  18. Судьба интеллигенции в русской революции: Методические рекомендации по изучению публицистики М. Горького в школе и вузе.

Просмотров работы: 739