ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иванов Д.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным признаком при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, связанного с необходимостью обеспечения государственных расходов.

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из частного сектора экономики и обычного населения страны в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

Государственный внешний долг в РФ — это задолженность РФ и ее субъектов физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. Программа государственных внешних заимствований РФ включает перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

В период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2016 г. государственный долг Российской Федерации вырос с 7,5 (10,6% ВВП) до 11,1 трлн. рублей (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1,0% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга, как минимум, превышали темпы прироста ВВП страны. Тем не менее, к началу 2017 г. общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах – менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением (Диаграмма 1). Показатель общей долговой нагрузки на экономику выгодно отличает Россию как от развитых, так и от многих развивающихся стран. (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Объем государственного долга Российской Федерации (по состоянию на конец года), % ВВП.

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/#ixzz52XgRFBa8

Диаграмма 2. Уровень долговой нагрузки и кредитные рейтинги ряда стран , % ВВП.

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/#ixzz52XgRFBa8

Проводимая в последние годы долговая политика, в том числе меры по развитию внутреннего долгового рынка, в существенной степени способствовала стабилизации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации. Ожидается, что в плановом периоде их сумма хотя и будет плавно нарастать, но не превысит 1% ВВП (Диаграмма 3) при ожидаемых средних темпах прироста объема госдолга 0,6% ВВП (Диаграмма 1), что ниже среднего ожидаемого роста экономики – 1,5% ВВП ежегодно.

Структура государственного долга также выгодно отличает Российскую Федерацию от многих других суверенных дебиторов, опирающихся на привлечение банковских кредитов в иностранной валюте, в том числе – краткосрочных займов. В структуре российского долга преобладают ценные бумаги – около 75%, причем основная часть государственных обязательств выражена в национальной валюте – 71%.

Диаграмма 3. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/#ixzz52XgRFBa8

Риски рефинансирования государственного долга находятся на приемлемом уровне, так как в структуре госдолга, выраженного в ценных бумагах, преобладают среднесрочные (от 4 до 10 лет) – 46% и долгосрочные (от 10 лет) облигации – 26%, доля условно считаемых краткосрочными облигаций (до 3 лет) составляет 28%, в т.ч. обязательства, погашаемые в течение 2017 г. – 9,2% или 707,3 млрд. рублей.

50% объема портфеля государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, составляют «стандартные» облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и единовременной выплатой основной части долга - ОФЗ-ПД. Другая крупная категория государственного внутреннего долга (28%) - ОФЗ-ПК. Роль долговых инструментов иных видов - ГСО, ОФЗ-АД, ОФЗ-ИН, ОВОЗ, – относительно незначительна (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, по типу долговых инструментов, %.

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/#ixzz52XgRFBa8

В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. масштабы дефицита бюджета сохранятся на высоком уровне. В 2017 г. этот показатель составит 3,2% ВВП, в 2018 и 2019 гг. – 2,2% и 1,2%, соответственно. Одновременно серьезные изменения претерпит структура источников финансирования этого дефицита. По мере исчерпания средств, накопленных в Резервном фонде и ФНБ, будут последовательно увеличиваться объемы заимствований, прежде всего, на внутреннем рынке долгового капитала. К концу планируемого периода государственные заимствования, скорее всего, станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. Их доля увеличится с 20% в 2016 г. до 91% в 2019 г. (График 1).

График 1. Изменение структуры основных источников финансирования дефицита федерального бюджета, %

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/#ixzz52XgRFBa8

В то же время объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд. рублей в 2017 г., минус 60,1 и минус 13,2 млрд. рублей в 2018 и 2019 гг., соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 г. до 1,7% в 2019 г. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (против 0,6% ВВП в 2016 г.). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России.

Таким образом, налицо тенденция к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных, как минимум, с возможным ухудшением для Российской Федерации как суверенного заемщика финансовых условий заимствований и ростом долговой нагрузки. При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях.

Список литературы

1) Бюро экономического анализа. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.beafnd.org/ru/ Дата обращения 24.09.2017 г.

2) Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ Дата обращения 24.09.2017 г.

3) Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.minfin.ru/ Дата обращения 24.09.2017 г.

4) Национальная экономика: учеб. пособие для вузов / К. Н. Юсупов, А. В. Янгиров, А. Р. Таймасов. - М. : КНОРУС, 2017. - 288 с.

Просмотров работы: 1025