В психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина) коммуникативная деятельность рассматривается как деятельность общения и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать различными умениями: ориентироваться в условиях общения, планировать свою речь, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. У подростков развивается способность к выработке своих взглядов и обоснованных суждений. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер.
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей подросткового возраста становится общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Общение помогает формированию навыков взаимодействия с людьми, умения соотносить личные интересы с интересами окружающих, приобретается эмоциональный опыт. Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.
Изучению феномена человеческого общения, в том числе общения подростков, посвящены исследования А.А. Реана, В.С. Мухиной, Р.Ф. Савиных, Я.Л. Коломинского и др.
Методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, является инструментом социального воспитания в школьном классе. В коллективной творческой деятельности удовлетворяются и реализуются различные потребности подростков, идёт развитие и удовлетворение познавательной деятельности и творческой активности, инициативы и самостоятельности. Творческая работа в коллективе дает подростку возможность проявить свои таланты и возможности, показать окружающим самоценность и уникальность своей личности. Данная деятельность способствует приобретению опыта самореализации, формированию качественно новых уровней самооценки и уверенности в себе. Использование технологии коллективной творческой деятельности способствует раскрепощению личности подростка, формированию гражданского самосознания, развитию способностей к социальному творчеству, воспитанию общественно-активной творческой личности.
Теоретическая и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования «Организация коллективных творческих дел как средство формирования коммуникативных умений у подростков».
База исследования: МБОУ «Гимназия», Московская область, город Протвино.
Выборка исследования: учащиеся 8 класса. Количество испытуемых - 24 человека. Возраст учащихся 14-15 лет.
Представим анализ результатов исследования.
Представим результаты исследования по каждой методике в виде диаграмм и таблицы.
Представим анализ результатов по методике КОС (Тест КОС-2).
Рис. 1. Результаты диагностики по методике «КОС»
Анализ результатов показывает, что 42% учащихся имеют средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Высокий уровень имеют 21% - они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. Еще 21% имеют очень низкий уровень КОС. Низкий уровень имеют 8% учащихся - они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. Еще 8% имеют высший уровень КОС - они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Представим анализ результатов по тесту «Выявление коммуникативных качеств личности».
Рис. 2. Результаты диагностики по тесту «Выявление коммуникативных качеств личности».
Анализ результатов тестирования позволяет сделать следующие выводы: 42% учащихся находятся на среднем уровне развития. Они искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. 29 % имеют низкий коммуникативные контроль. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным его изменять в зависимости от ситуации. Они способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их «неудобным» в общении из-за прямолинейности. Оставшиеся 29% имеют высокий коммуникативный контроль. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое сами производят на окружающих.
Представим анализ результатов по тесту «Выявление организаторских способностей подростка».
Рис. 3. Результаты диагностики по тесту «Выявление организаторских способностей подростка».
Анализ результатов показывает, что 42% учащихся имеют средний уровень развития организаторских способностей. 29% с низким уровнем и еще 29% с высоким уровнем организаторских способностей.
Представим анализ результатов по тесту «Отношения подростка с коллективом».
Рис. 4. Результаты диагностики по тесту «Отношения подростка с коллективом».
Анализ результатов позволяет сказать, что 50% всего класса имеют прагматический тип отношения к коллективу. Они воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. 29% имеют коллективистический тип – они воспринимают группу как самостоятельную ценность. На первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Оставшиеся 21% имеют индивидуалистический тип - они воспринимают группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для них. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.
Представим результаты исследования по тесту «Выявление направленности личности подростка на себя, на коллектив, на задачу».
Рис. 5. Результаты диагностики по тесту «Выявление направленности личности подростка на себя, на коллектив, на задачу».
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что направленность личности у 42% коллективная, то есть направленность личности подростка на коллектив. У 33% – личная, то есть выраженная направленность личности на себя, у 25% – деловая направленность, это значит, что личность подростка направлена преимущественно на решение конкретной задачи.
Изучив коммуникативные, организаторские способности и направленность личности, можно сказать, что большая часть класса, примерно половина, имеет средний уровень развития этих способностей и коллективную направленность. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.
Далее была проведена анкета на изучение внеучебных интересов. Результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Вопрос |
Ответы |
|
1 |
Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное время? |
Играть в компьютер, смотреть сериалы, гулять, заниматься рукоделием, танцевать, посещать спортивные секции, петь, рисовать, смотреть телевизор, читать, проводить время с друзьями. |
2 |
Что ты любишь больше всего делать? |
Гулять с друзьями, ходить. |
3 |
Во что ты любишь играть? |
Компьютерные игры, спортивные игры. |
4 |
Что ты любишь читать? |
Фантастика, любовные романы, классика, поэзия. |
5 |
Что ты любишь смотреть? |
Сериалы, фильмы, развлекательные телешоу. |
6 |
Какая музыка тебе нравится? |
Поп, реп, рок, популярное сейчас. |
7 |
Куда ты больше всего любишь ходить, что больше всего нравится посещать? |
Магазины, парк, места быстрого питания, вечеринки. |
8 |
О чем ты больше всего любишь разговаривать? |
О чувствах, о знакомых, о фильмах, об учебе. |
9 |
Что ты больше всего любишь наблюдать? |
Общение людей, природу, красивые вещи. |
10 |
Есть ли у тебя другие интересы? |
Общение с друзьями, противоположным полом. |
11 |
Что у тебя получается лучше всего? |
Рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, спорт, организовывать мероприятия, помогать людям. |
12 |
Какие внешкольные занятия ты посещаешь систематически? |
Музыкальная, художественная, спортивная, танцевальная школы, дополнительные занятия. |
13 |
В каких олимпиадах, конкурсах или соревнованиях ты принимал участие? Какие призы и награды получал? |
Школьные олимпиады и конкурсы, спортивные соревнования, концерты и конкурсы от музыкальной школы, участие в художественных выставках, конкурсы танцев, волонтерские мероприятия. |
14 |
Что именно привлекает тебя в указанных занятиях, почему они тебе нравятся? |
Мне просто очень нравится играть, рисовать, танцевать. Спорт поддерживает здоровье и влияет на фигуру. Занятия помогаю завести новые знакомства, раскрыть себя. |
15 |
Под влиянием чего возник каждый из этих интересов? |
Под влиянием родителей, друзей, личного интереса. |
Таким образом, можно сделать вывод, что основным внеучебным интересом является общение, что соответствует данному возрастному этапу. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности самоутверждения. Коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования межличностных отношений.
Представим рекомендации педагогу по формированию коммуникативных умений подростков в процессе коллективной творческой деятельности.
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д.
В то же время частое использование готового сценария не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие коммуникативных умений, творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.
Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
При решении вопроса о выборе форм взаимодействия с учащимися целесообразно руководствоваться следующими положениями: учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач; на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить подростков; составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности учащихся, интересов и потребностей, материальной базы, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей; организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумав способы обогащения опыта подростков новыми идеями, формами; проверка подготовленных педагогом вариантов форм, ненавязчивого проведения их через участников работы; в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Педагог может определить набор форм работы с подростками на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения совокупности конкретных способов, приемов, методов организации деятельности учащихся, что также целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности.
Имеют место ситуации, когда педагог сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Например, в индивидуальных формах работы все зависит от действий педагога, которые он должен продумать, спланировать с учетом конкретной ситуации.
Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности.
Другой способ построения формы более логичен, потому что он вытекает из задач мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили организовать концерт в школе, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации концерта.
Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом: 1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по исполнению неповторимой.
КТД дают возможность ученику: реализовать и развить свои способности; расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки; формировать способности к рефлексии (анализу). Педагогу: развивать творческий потенциал; совершенствовать организаторские способности; изучать коллектив; объединить воспитанников, педагогов, родителей; управлять процессом развития личности школьников; развивать рефлексивные способности.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы: «Какова основная идея КТД?», «В какой форме будет проходить КТД?», «Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью?», «Когда провести стартовую беседу?» В конце данной стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива "зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается «Где? Что? Когда?»
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микро-коллективов и отвечают на вопросы: «Что и для кого будем делать?», «С кем вместе это будем делать?», «Кто будет участником?», «Кто и кому будет помогать?»
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микро-коллектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микро-коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. В коллективном творческом деле нет зрителей – участниками являются все. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: «Что у нас было хорошо и почему?», «Что не удалось осуществить и почему?», «Что предлагаем на будущее?» Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
Выделим пять условий педагогического успеха КТД:
Первое условие – совместность, сотрудничество, содействие. Надо научиться включать каждого воспитанника в решение жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; Второе условие – общая забота. Для такого отношения характерно единство уважения и требовательности. Исходным является уважение: вера в творческие силы, возможности ребенка. Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательную, эмоционально-волевую и действенную. Четвертое условие – единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия детей друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитание педагогами учащихся, самовоспитание их. Пятое условие – творчество. Важно изучать и развивать творческие способности детей, способствовать их самореализации.