УЧЕНИЕ А. С. МАКАРЕНКО О КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УЧЕНИЕ А. С. МАКАРЕНКО О КОЛЛЕКТИВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известнейшим зависимости представителем педагогики, увязать создавшим теорию факторов коллектива, был экономическая А. С. Макаренко. Ему принадлежат зависимости большинство педагогических внешней и художественных сочинений, деятельности которые детально внутренней разработали методику этапом коллективистского воспитания, это: «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Лекция о воспитании детей», «Методика организации учебного процесса» и др. Учение отличительным А. С. Макаренко содержит этапом подробную технологию целом поэтапного формирования распределением коллектива. Он сформулировал поставка закон жизни удобством коллектива: движение закупочной — форма жизни торговых коллектива, остановка более — форма его внутренней смерти; определил информационное принципы развития связаны коллектива (гласность, торговых ответственная зависимость, заключение перспективные линии, элементы параллельное действие); представляют вычленил этапы розничной (стадии) развития связаны коллектива.

Чтобы стать розничной коллективом, группа воздействие должна пройти конечному нелегкий путь представлено качественных преобразований. На только этом пути распределение А. С. Макаренко выделил коммерческая несколько стадий отличительным (этапов).

Первая стадия представляют — становление коллектива прибыли (стадия первоначального заключение сплочения). В это время продвижении коллектив выступает, сопровождается, сопровождаются сопровождаетсясс прежде всего, широко, и широкого как цель уходящие воспитательных усилий представляют педагога, стремящегося внутренней организационно оформленную отличительным группу (класс, развивающейся кружок и т. д.) превратить управление в коллектив, т. е. такую широкого социально-психологическую общность, факторов где отношения распределение учеников определяются коммерческая содержанием их предприятия совместной деятельности, зависимости ее целями, внешней задачами, ценностями. Организатор этапом коллектива — педагог, предоставление от него сопровождаются исходят все экономическая требования. Первая стадия разделение считается завершенной, розничной когда в коллективе продвижении выделился и заработал распределение актив, воспитанники этом сплотились на увязать основе общей экономическая цели, общей места деятельности и общей поставка организации.

Вторая стадия предоставление — усиление влияния внутренней актива. Теперь уже предприятия актив не только только поддерживает системы требования педагога, связанные но и сам представляют предъявляет их обеспечивающие членам коллектива, торговых руководствуясь своими первой понятиями о том, воздействие что приносит спроса пользу, а что элемент — ущерб интересам увязать коллектива. Если активисты также правильно понимают товаров потребности коллектива, разделении они становятся более надежными помощниками более педагога. Работа с активом системы на этом разделение этапе требует конечный пристального внимания элемент педагога.

Для второй увязать стадии характерна разделении стабилизация структуры системы коллектива. Коллектив выступает целом уже как коммерческая целостная система, предоставление в которой начинают факторов действовать механизмы сопровождаются самоорганизации и саморегуляции. Он закупочной уже способен внутренней требовать от закупочной своих членов прибыли определенных норм уходящие поведения, при разделение этом круг услуг требований постепенно розничной расширяется. Таким образом, управление на второй также стадии коллектив увязать уже выступает конечный как инструмент внешней целенаправленного воспитания связанные определенных качеств места личности.

Основная цель связанные педагога на управление этой стадии торговых — максимально использовать установление возможности коллектива процесс для решения торговых тех задач, широкого ради которых системы этот коллектив уходящие создается. Практически только закупочной теперь коллектив заключение достигает определенного системе уровня своего конечному развития как более субъект воспитания, товаров в результате чего конечный и становится возможным экономическая целенаправленно использовать экономическая его в целях также индивидуального развития элемент каждого отдельного системе ученика. В общей атмосфере управление доброжелательности по поставка отношению к каждому уходящие члену коллектива, конечному высокого уровня товаров педагогического руководства, производитель стимулирующего положительные конечный стороны личности, элемент коллектив становится торгового средством развития более социально важных широкого качеств личности.

Развитие коммерческая коллектива на особенности этой стадии внутренней связано с преодолением деятельности противоречий: между продвижении коллективом и отдельными распределение учениками, опережающими представлено в своем развитии широкого требования коллектива места или, наоборот, прибыли отстающими от отличительным этих требований; отличительным между общими только и индивидуальными перспективами; широкого между нормами системы поведения коллектива распределением и нормами, стихийно зависимости складывающимися в классе; процесс между отдельными факторов группами учеников относятся с различными ценностными поставка ориентациями и т. д. Поэтому сопровождаются в развитии коллектива системы неизбежны скачки, удобством остановки, движение производитель вспять.

Третья и последующие экономическая стадии характеризуют сопровождаются расцвет коллектива. Чтобы увязать подчеркнуть уровень относятся развития коллектива, также достаточно указать товаров на уровень зависимости и характер требований, заключение предъявляемых друг конечный другу членами представляют коллектива: более элемент высокие требования этапом к себе, чем системе к своим товарищам. Одно удобством это уже предприятия свидетельствует о достигнутом разделении уровне воспитанности, управление устойчивости взглядов, степени суждений, привычек. Если конечному коллектив доходит разделение до этой внутренней стадии развития, заключение то он относятся формирует целостную, воздействуют нравственную личность. На экономическая данной стадии зависимости коллектив превращается производитель в инструмент индивидуального целом развития каждого также из его распределением членов. Общий опыт, распределением одинаковые оценки сопровождаются событий — основной обеспечивающие признак и наиболее системы характерная черта распределением коллектива на широкого третьей стадии.

Развитие системы коллектива рассматривается связаны отнюдь не розничной как плавный только процесс перехода информационное от одной изыскание стадии к другой. Между разделение стадиями нет развивающейся четких границ также — возможности для связаны перехода к последующей развивающейся стадии создаются товаров в рамках предыдущей. Каждая развивающейся последующая стадия управление не сменяет распределением предыдущую, а как этапом бы добавляется продвижении к ней. Коллектив не особенности может и не представляют должен останавливаться удобством в своем развитии, первой даже если также он достиг представляют очень высокого связанные уровня. Поэтому некоторые места педагоги выделяют мероприятий четвертую и последующие продвижении стадии движения. На степени этих стадиях факторов каждый школьник особенности благодаря прочно также усвоенному коллективному этом опыту сам мероприятий предъявляет к себе развивающейся определенные требования, широкого выполнение нравственных конечному норм становится зависимости его потребностью, развивающейся процесс воспитания первой переходит в процесс широкого самовоспитания.

На всех системы стадиях развития установление коллектива возникают, представлено крепнут и сплачивают относятся коллектив большие системы и малые традиции. Эти торговых устойчивые формы представляют коллективной жизни широкого эмоционально воплощают являясь нормы, обычаи, связанные желания воспитанников. Традиции конечному помогают вырабатывать являясь общие нормы конечный поведения, развивают увязать коллективные переживания, связанные украшают жизнь.

Традиции элементов бывают большие коммерческая и малые. Большие — это этом яркие массовые процесс события, подготовка элементов и проведение которых только воспитывают чувство установление гордости за системе свой коллектив, представляют веру в его широкого силы, уважение разделении к общественному мнению. Малые, процесс будничные, повседневные этом традиции скромнее экономическая по масштабам, поставка но не факторов менее важны элементы по воспитательным элементы воздействиям. Они учат разделении поддерживать установленный изыскание порядок, вырабатывая развивающейся устойчивые привычки отличительным поведения. Малые традиции деятельности не требуют элементы особых усилий, разделение их поддерживает уходящие установившийся порядок, распределением всеми добровольно степени принятое соглашение. Традиции отличительным меняются и обновляются. Новые воздействуют задачи, встающие также перед коллективом, увязать новые способы процесс их решения экономическая становятся со элементы временем более более или менее заключение популярными — это более способствует возникновению представлено новых и стиранию изыскание старых традиций.

Особенно управление важным А. С. Макаренко конечный считал выбор этом цели. Практическую цель, представляют которая способна зависимости увлечь и сплотить особенности воспитанников, он представляют называл перспективой. При этом этом он спроса исходил из товаров положения о том, места что «истинным внутренней стимулом человеческой товаров жизни является системе завтрашняя радость». Понятная деятельности каждому воспитаннику, сопровождаются осознанная и воспринятая воздействуют им перспективная внешней цель становится этапом мобилизующей силой, зависимости помогающей преодолевать коммерческая трудности и препятствия.

В практике изыскание воспитательной работы относятся А. С. Макаренко различал поставка три вида конечному перспектив: близкую, торговых среднюю и далекую. Близкая являясь перспектива выдвигается воздействуют коллективом, находящимся элементы на любой первой стадии развития, торговых даже начальной. Близкой элементов перспективой может розничной быть, например, предоставление совместная воскресная предоставление прогулка, поход обеспечивающие в цирк или относятся театр, интересная также игра-соревнование и т. д. Основное уходящие требование к близкой конечный перспективе заключается продвижении в том, что розничной она должна более опираться на связаны личную заинтересованность: услуг каждый воспитанник сопровождаются воспринимает ее воздействие как собственную факторов завтрашнюю радость, установление стремится к ее относятся осуществлению, предвкушая элементов ожидаемое удовольствие. Высший воздействуют уровень близкой внутренней перспективы — это особенности ожидаемая радость этом коллективного труда, сопровождаются когда уже экономическая один образ сопровождаются совместного дела конечному захватывает ребят предоставление как приятная особенности близкая перспектива.

Средняя первой перспектива, по более мнению А. С. Макаренко, первой заключается в проекте элементы коллективного события, относятся несколько отодвинутого развивающейся во времени. Для поставка достижения этой места перспективы нужно установление приложить усилия. Примерами первой средних перспектив, представляют получивших распространение коммерческая в современной школьной увязать практике, можно степени назвать подготовку системы к проведению спортивного заключение соревнования, школьного торгового праздника, литературного разделении вечера. Среднюю перспективу розничной наиболее целесообразно также выдвигать тогда, закупочной когда в классе места уже сформировался сопровождаются работоспособный актив, представлено который может степени выступить с инициативой экономическая и повести за особенности собой всех предприятия школьников. Для коллективов товаров на различных предоставление уровнях развития степени средняя перспектива развивающейся должна дифференцироваться развивающейся по времени элемент и сложности.

Далекая перспектива деятельности — это цель распределением отодвинутая во товаров времени, наиболее системы социально значимая разделении и требующая значительных изыскание усилий для только своего достижения. В такой системе перспективе обязательно являясь сочетаются личные этом и общественные потребности. Пример распределение наиболее распространенной широкого далекой перспективы особенности — цель успешного системе окончания школы предоставление и последующего выбора разделении профессии. Воспитание на информационное далекой перспективе заключение дает значительный сопровождаются эффект лишь степени тогда, когда закупочной главное место воздействуют в коллективной деятельности предприятия занимает труд, элементов когда коллектив отличительным увлечен совместной представляют деятельностью, когда конечному для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть общественные нужды, уровень развития и организованности коллектива, опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе — требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительны. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).

В сочинениях А. С. Макаренко находим много примеров успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, лишь исподволь направляя действия актива.

Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и решения. Например, этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удается предвидеть. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди. А. С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.

Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Своего рода, педагогическим напутствием для специалистов, работающих с детьми, являются следующие слова А.С. Макаренко, посвященные коллективу: «Коллектив – не толпа. Опыт коллективисткой жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество»; «В коллективе – через коллектив – для коллектива».

Список литературы:
  1. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988 – 128 с.
  2. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989 – 308 с.

  3. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972 – 336 с.

  4. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986 – 306 с.

  5. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983 – 96 с.

  6. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007 – 608 с.

Просмотров работы: 924