Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному поиску и принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному личностному развитию подростков.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания - органическое созревание, половое и социальное созревание. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Подростковый возраст исследовали такие ученые, как: Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова, Л.С. Выготский, французский психолог Б. Заззо, Н.Н. Толстых, Л.И. Божович, Н.И. Крылова и др.
Совместная деятельность в подростковом возрасте очень важна, так как развивает коммуникативные умения, способность работать в группах.
Творческие способности во многом зависят от интересов подростка, которые в свою очередь зависят от его круга общения (одноклассники, родители и друзья) – именно те люди, с которыми подросток проводит большее количество своего времени, формируют в нем интерес, стиль мышления и мотивацию в развитии определенных талантов и качеств.
Базой исследования выступила МБОУ «СОШ №8» Тульская обл., г. Новомосковск.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 8 класса. Количество испытуемых составило 13 человек (7 юношей и 6девушек). Возраст испытуемых 13-14 лет.
Представим анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования по методике Е. Жарикова, Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей» представим в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Уровень выраженности лидерских способностей
№ |
Ф.И. |
Уровень выраженности |
1 |
А.А. |
Слабо |
2 |
А.Н. |
Сильно |
3 |
Б.К. |
Слабо |
4 |
В.Б. |
Средне |
5 |
Г.О. |
Сильно |
6 |
Г.С. |
Средне |
7 |
Е.Н. |
Слабо |
8 |
Е.С. |
Слабо |
9 |
К.В. |
Слабо |
10 |
Л.Д. |
Сильно |
11 |
Н.С. |
Слабо |
12 |
О.К. |
Слабо |
13 |
П.Н. |
Средне |
Рис. 1. Уровень выраженности лидерских способностей
Методика показала, что у большинства испытуемых (60%) лидерские способности выражены слабо, то есть данная категория подростков не стремится к проявлению настойчивости, воли, инициативности. У 20% учащихся лидерские способности выражены средне. У 20% подростков лидерские качества выражены сильно. Такие дети чаще всего обладают сильной волей, терпением, самокритичностью, требовательностью к себе и другим.
Анализ результатов по методике «КОС» В.В. Синявского и В.А.Федорошина представим в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2
Степень развития коммуникативных и организаторских умений
№ |
Ф.И. |
Коммуникативные умения и организаторские умения |
1 |
А.А. |
2 |
2 |
А.Н. |
4 |
3 |
Б.К. |
2 |
4 |
В.Б. |
3 |
5 |
Г.О. |
4 |
6 |
Г.С. |
3 |
7 |
Е.Н. |
1 |
8 |
Е.С. |
2 |
9 |
К.В. |
2 |
10 |
Л.Д. |
4 |
11 |
Н.С. |
2 |
12 |
О.К. |
1 |
13 |
П.Н. |
3 |
Рис. 2. Степень развития коммуникативных и организаторских умений
Методика В. В. Синявского и В. А. Федорошина «КОС» ориентирована на выявление коммуникативных и организаторских способностей участников, связанных со взаимодействием человека с другими людьми. В итоге высокий уровень способностей выявился у 20% опрошенных. Такие дети хорошо приспосабливаются к незнакомой обстановке, легко и быстро находят общий язык с другими людьми, с радостью занимаются общественной деятельностью, инициативны, организованны, а также способны самостоятельно принимать решения в трудных жизненных ситуациях. Для 27% учащихся характерен средний уровень коммуникативных способностей. Они отличаются стремлением к общению с другими людьми, привычкой стоять на своем мнении, при этом отличаются низким уровнем устойчивости. У 40% опрошенных уровень ниже среднего, что говорит о низком стремлении к общению, избеганию новых контактов, такие люди крайне редко способны отстаивать свое мнение, не проявляют инициативу, и предпочитают уходить от принятия самостоятельного решения. 13% подростков имеют низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Анализ результатов по методике «Каков ваш творческий потенциал»представим в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Степень творческого потенциала
№ |
Ф.И. |
Творческий потенциал |
1 |
А.А. |
20 (21 и менее) |
2 |
А.Н. |
40 (22-45 баллов) |
3 |
Б.К. |
20(21 и менее) |
4 |
В.Б. |
35(22-45 баллов) |
5 |
Г.О. |
45(22-45 баллов) |
6 |
Г.С. |
30(22-45 баллов) |
7 |
Е.Н. |
25(22-45 баллов) |
8 |
Е.С. |
28(22-45 баллов) |
9 |
К.В. |
26(22-45 баллов) |
10 |
Л.Д. |
48 (46 и более) |
11 |
Н.С. |
21(21 и менее) |
12 |
О.К. |
18(21 и менее) |
13 |
П.Н. |
36(22-45 баллов) |
Рис. 3. Степень творческого потенциала
Методика «Каков ваш творческий потенциал» предназначена для того, чтобы измерить степень творческого потенциала подростков.По данному исследованию было выявлено, что 4 человека, набравшие 21 и менее баллов, имеют низкий потенциал,8 человек, набравшие 22-45 баллов, имеют средний творческий потенциал, и 1 человек (46 и более баллов) имеет высокий творческий потенциал.
Анализ результатов исследования по методике «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдер представим в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4
Степень коммуникативного контроля
№ |
Ф.И. |
Коммуникативный контроль |
1 |
А.А. |
5 |
2 |
А.Н. |
10 |
3 |
Б.К. |
3 |
4 |
В.Б. |
5 |
5 |
Г.О. |
1 |
6 |
Г.С. |
8 |
7 |
Е.Н. |
5 |
8 |
Е.С. |
6 |
9 |
К.В. |
10 |
10 |
Л.Д. |
2 |
11 |
Н.С. |
5 |
12 |
О.К. |
9 |
13 |
П.Н. |
5 |
Рис. 4. Степень коммуникативного контроля
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» направлена на оценку умения вести беседу, подстраиваясь под собеседника, показала, что у большинства испытуемых (46%)коммуникативный контроль выражен средне, то есть данная категория подростков в общении непосредственны, искренне относятся к другим, но сдержаны на эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. У 31% учащихся коммуникативный контроль находится на высоком уровне. У 23% подростков низкий коммуникативный контроль. Такие дети чаще всего обладают высокой импульсивностью в общении, открытостью, раскованностью. Их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
Таким образом, в классе у большинства учеников слабо выражены лидерские способности, это означает, что данная категория подростков не стремится к проявлению инициативности. Степень развития коммуникативных и организаторских умений у большинства подростков ниже среднего. Методика «Каков ваш творческий потенциал» показала, что большее количество учащихся имеют средний уровень творческого потенциала. У большинства испытуемых коммуникативный контроль выражен средне, то есть данная категория подростков соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
По результатам исследования был разработан проект развивающего занятия для подростков - участников волонтерского движения, который включает следующие моменты:
1. Понятие волонтерства. Возникновение и развитие волонтёрского движения.
Изучение основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности.
Занятие «Учимся сотрудничать».
2. Пропаганда волонтёрского движения.
Оформление стенда «Школьное волонтерское движение». Проектирование рубрик «Сообщает волонтер»
3. Оформление коллажа о деятельности волонтёров (в том числе по направлениям волонтерской деятельности).
4. «Узелки на память». Постановка актуальных вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам.
5. Учимся писать проекты. Виды проектов. Практическая работа. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта.