Данная работа посвящена исследованию дидактического учения Я. А. Коменского (1592 – 1670) «Великая дидактика», которое было написано в 1632 году1. В нем, педагог-демократ, основоположник педагогики нового времени, излагает основные мысли о целях, принципах обучения и воспитания, повествует о необходимости организации школ, методах учебно-воспитательной работы. В своем труде, чешский педагог, провозглашает гуманистический характер системы образования. Именно это явилось одним из главных отличий программ Я. А. Коменского от программ традиционной схоластической школы.
В схоластической школе, зародившейся в Средневековье, ее основоположники считали наказания, применявшиеся по любому поводу, вполне естественным и допустимым средством для стимулирования учебной деятельности своих воспитанников. В свою очередь, Я. А. Коменский, был убежден, что преподнести урок своему ученику можно другими, более гуманными способами. «Удары и побои не имеют никакого значения для возбуждения в умах любви к наукам» [3;с,142].
Образование в Российской Федерации основано на принципах гуманного отношения к детям. Главной целью современных педагогов является создание здоровье сберегающей среды в школе, воспитания человека в человеке, что доказывает актуальность дидактического учения Я. А. Коменского «Великая дидактика».
Целью контрольной работы является изучение труда Я. А. Коменского, и рассмотрение дидактических положений с позиции гуманности в образовании.
Задачи контрольной работы:
составить четкое представление о сути дидактики Я. А. Коменского;
рассмотреть «материнскую школу» как один из периодов образования;
дать определение основным терминам по теме работы;
провести анализ идей Коменского и возможности их реализации в современной системе образования
Научная разработанность проблемы образования в настоящее время не является до конца решеной. Многие известные педагоги работали над ней долгое время, в том числе Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и многие другие. Важно, что высказанные ими идеи об отношении учеников с педагогом, о легкости обучения, до сих пор не находят своего отражения в деятельности многих учителей, которые не позволяют своим воспитанникам в полной степени наслаждаться самим процессом обучения.
Глава 1. «Великая дидактика» Я. А. Коменского
1.1. Дидактическое учение Я. А. Коменского как основополагающая часть его педагогической системы
Будучи одним из разделов педагогики, повествующий общую теорию образования, дидактикой занимались в большом количестве философы и мыслители античного времени. Неизмеримый вклад в этом направлении внесли Цицерон, Аристотель, Сенеки, Платон и многие другие, изложившие свои дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики1.
Однако именно Я. А. Коменский сумел систематизировать накопленный за многие столетия опыт своих предшественников, обобщив все самое передовое в исследуемой области. «Исключительно велика заслуга Коменского в развитии педагогики» [2;с,149-150]. Это доказывает всеми признания его основоположником педагогической науки и отцом педагогики.
Педагогическая система Я. А. Коменского имеет целостную составляющую - гуманный, оптимистический взгляд на проблему воспитания. Его заслугой является создание трактата «Великая дидактика», который по сей день сохраняет свою актуальность, и признан революционным пособием педагогической мысли. В нем автор акцентирует внимание на идеи о христианском учении, что закономерно, поскольку в 1616 году он становится священником семейной Общины чешских братьев, а затем и учителем проповедником2. Также автор обращает внимание на идеи легкости обучения, при которой бы воспитанник стремился познать науку с величайшей радостью и благодатью. «Искать великого дозволено, было дозволено и всегда дозволено будет: И труд, начатый с господом, не будет тщетным» [1;с.84].
Дидактика, согласно Коменскому, это универсальное искусство всех учить всему. Автор возрождает данный термин, дав ему новый смысл. Целесообразно выделить три основных принципа обучения:
принцип постепенности и систематичности знаний;
принцип наглядности;
принцип прочного овладения знаниями и навыками, путем упражнений 1
Приведенные выше принципы поспособствовали созданию классно-урочной системы, способы реализации которой были представлены Я. А. Коменским на практике.
Таким образом, дидактическое учение «Великая дидактика» крупнейшего педагога-демократа, стало основополагающей частью его педагогической системы. Рассмотренные им принципы образования, сыграли значительную роль в становлении современной системы образования.
1.2. Четырехступенчатое устройство школ. Их специфика и своеобразие
Не удивительным кажется сейчас, что четырехтомное сочинение «Великая дидактика», сразу после своего написания получило всемирную известность. Вся Европа читала и восхищалась, отдельные части «Дидактики» опередили свое время и устремились в будущее.
Особую роль в своем трактате, автор уделяет необходимости процессу преобразования школ. Он считал, что для четырех периодов развития личности: детство, отрочество, юность, зрелось, необходимо ввести соответствующие школы.
А именно:
материнское попечение (период детства);
школа элементарная или народная школа родного языка (период отрочества);
латинская школа или гимназия (период юности);
академия и путешествия (период зрелости)1
Рассмотрим вначале назначение «материнской школы», основное отличие которой заключается в том, что образование осуществлялось дома, родителями ребенка. В этот период важную роль играет познание, его чувственная сторона. «Следовательно, таким же образом, чему бы мы ни хотели научить человека на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе» [1;с.148]. Ребенок должен познать основы многих наук, познать их пусть и поверхностно, но именно в период до 7 лет. Впоследствии ему будет легче разбираться с ними, выбирать для себя ту область знаний, которая будет в наибольшей степени привлекательна для него. В этом и состоит оригинальное положение «материнской школы», на стадии которой закладываются основы гуманизма в душах детей, ступенчато и последовательно прививается им любовь к знаниям.
Переходя к анализу «школы родного языка» следует отметить, что она предназначена для всех. Ведь в 6 лет нельзя сказать, кем будет ребенок, ремесленником или займет должность государственного деятеля. Все его индивидуальные умения, способности, формируются гораздо позже, и потому, все должны пройти курс обучения в «школе родного языка». Именно в ней закладывается тот необходимый багаж знаний, благодаря которому ребенок в дальнейшем не столкнется с чем - либо неизвестным.
В завершающих периодах обучения, посещая латинскую школу или гимназию, академию, учащиеся, должны исчерпать всю энциклопедию наук,
выделить для себя область знаний, в которой они смогли бы совершенствоваться. Ведь смысл академии, как заключительной степени обучения, и состоит в самоопределении учеников, согласно их природной склонности.
Программы Я. А. Коменского для «школы родного языка» и гимназии отличаются от соответствующих типов программ традиционной школы, основатели которой, большее значение предавали не развитию чувственного познания, интереса в той или иной области знаний, а сдерживанию желаний своих учащихся, провозглашения формально – логического компонента обучения.
Резюмирую все вышесказанное в данном параграфе, необходимо сказать, что четырехступенчатое устройство школ, выстроенное Я. А. Коменским, направлено на развитие целостной, образованной личности, стремящийся постигать науку, что во многом отличает его от программ обучения традиционной схоластической школы.
1.3. Общие требования, предъявляемые к обучению и учению детей
В своем труде «Великая дидактика», Я. А. Коменский, определял ряд требований, которым должны следовать педагог и его воспитанник. Путь обучения должен быть легким, а знания следует приобретать последовательно, что во многом определяется деятельностью учителя, который должен:
предоставлять только те учебные пособия, которые надлежащим образом соответствует классу обучения;
строить свою работу по принципу рациональности, структурированности;
преподносить новый материал вначале образно, а затем переходя к конкретным деталям, и так далее 1
В процессе познания и учения важно остеречь юношество от «зубрежки» не нужного материала, смысл которого не усваивается в его сознании. Не тот ребенок умный, кто многое знает, а тот, кто постиг целостно и вразумительно все основы наук, не испытывая трудности в настоящем обучении.
При этом многое зависит и от юношества, которому следует не уподобляться в общение и разговоры с дурным товариществом, а соблюдать порядок во всем, предписываемый школой.
Нельзя не провести анализ, осуществляемой дисциплины и контроля, с позиции демократизма и гуманизма. Если в средневековья, представители традиционной схоластической школы применяли физическое насилие, то Коменский по праву уничижал этот метод.
В своих основных требований к обучению и учению детей, он стремится держать их под контролем, заключающийся, в не разрешении пропускать занятиях. Никакого насилия над детскими душами – демократия и вся ее ипостась.
В связи с этим Коменским было выделено три основных общих принципа образования, о которых было упомянуто в Главе 1. Прежде чем охарактеризовать каждое из них, нужно заметить, что все они неразрывно связаны друг с другом:
принцип постепенности и систематичности знаний обозначает, что каждому классу должна соответствовать своя система обучения, включаемая совокупность изучаемых предметов (от «материнской школы» до академии);
принцип наглядности – означает, что при изучении вещей, явлений, для того чтобы образ в сознании сформировался более полно, нужно дать наглядное представление изучаемого объекта;
принцип прочного овладения знаниями и навыками, путем упражнений – провозглашает, что беглое знакомство с материалом никогда не даст целостного понимания изучаемого предмета или науки. Важно повторять изученный материал, упражняться в заданиях
Данные принципы основаны на положениях природосообразности, которые предполагают, что воспитание должно соответствовать природе. «…Коменский стремился выявить закономерности или, как он называл, основоположения природы, которые, будучи всеобщими, проявятся в воспитания и обучения человека» [1;с, 9]. В своих диалектических и механистических подходах, Я. А. Коменский на примерах утверждал, что образовывать юношество нужно поэтапно. «Когда природа создает птенца, то в одно время формируются кости, кровеносные сосуды нервы, а в другое – плотные мускулы … » [1;с, 115].
Следствием всего вышесказанного является то, что требования, предъявляемые к обучению, есть элемент успешного процесса учения. К тому же важно подчеркнуть, что они должны быть обязательными как для педагога, так и для юношества.
Глава 2. Сущность содержания обучения и воспитания «Великой дидактики», согласно взглядам Я. А. Коменского
2.1. Сущность содержания обучения и воспитания
Получение образования, есть одна из ступеней жизни человека. Оно заключает в себе многоступенчатый процесс и результат усвоения систематизированных знаний, и связанных с ним способов практической и познавательной деятельности.
Я. А. Коменский, считал образование процессом не делимым на разрозненные части. Обучение, как единый процесс, где разум, воля и способность к действию участвуют как стороны этого единого процесса1. Главной задачей педагога, Коменский видел во вовлечении юношества в процесс образования. Учитель, будучи эталоном, образцом для учащихся, обязан выстраивать урок таким образом, чтобы никто не смел отвлечься от его взора. А именно, чтобы педагог, прервав свою речь, смог добиться от любого учащегося воспроизведения ее с самого начала. Это и будет главным доказательством систематического усвоения знаний.
Вопрос «Как учить? Чему учить? С помощью чего учить?» есть риторический вопрос дидактики. Я. А. Коменский полагал, что учить нужно образно, целостно, не преследую мысли сделать все скорее, не достигнув поставленной цели. Лучше использовать метод повторения одного материала, путем переспрашивания, нежели переходить к другому, не усвоив знания. Учить же нужно всем предметам и наукам, стремится «засеять семя» любви к учению у юношества, которое бы впоследствии «пустило корни».
Нельзя забывать и о важных сторонах добродетели, наличие которых обеспечивает формирование целостной личности в будущем.
Умозаключая все вышесказанное, важно еще раз подчеркнуть, что методы и принципы обучения, высказанные Я.А. Коменским, являются важнейшими указаниями, подсказывающими, как необходимо выстраивать процесс обучения, не превращая его в отражение традиций схоластической и догматической школы, с чьей идеологией был не согласен, великий чешский педагог.
2.2. Методика нравственного воспитания. Добродетель и благочестие
Человек, появившийся на свет, есть существо не защищенное, еще не сформировавшееся. Стать целостной личностью, в чьей душе будут заложены истоки нравственности, есть забота и обязанность родителей, наставников и педагогов.
Будучи психологом детской души, Я. А. Коменский выдвинул идею о методах нравственного воспитания, которая, однако, по словам исследователей его деятельности, была разработана не столь основательно, как дидактические принципы. Он был убежден, что для того чтобы сформировать духовно нравственную личность, с ранних лет ребенком должны быть усвоены следующие добродетели:
мудрость;
умеренность;
мужество;
справедливость1
Усвоение перечисленных качеств должно подкрепляться действиями. Потому Я. А. Коменский выделял методы нравственного воспитания: личный пример, поучение, упражнение, поощрение, наказание2.
Раскроем сущность данных добродетелей и проведем анализ того, находят ли они свое отражение в современной системе образования.
Мудрость, как одна из добродетелей, должна быть воспитана у ребенка с ранних лет. Потому, взрослому, важно не идеализировать сущность явлений, постигающих ребенком. Нужно, чтобы ребенок имел истинное суждение о вещах, воспринимал их такими, какие они есть в действительности. Иначе, у него сформируется «перевернутое» представление о вещах. Он будет возвеличивать ничтожное и восхвалять того, что не заслуживает внимания.
Умеренность как добродетель, определяется тем, что в жизни все должны быть распределено: время на отдых, работу, количество выпитой воды и съеденного яства. Во всем нужно придерживаться нормы. Нельзя работать до истощения организма, но вместе с тем, не допускается и долгий отдых, превращающийся в тунеядство.
Рациональное познание, умение составлять суждение и умозаключения, есть сущность мужества. В детях важно закладывать основы самообладания, готовность приносить пользу другим, стойкость. Первоначально, нужно прививать им стремление быть полезными, слышать чужую волю и исполнять ее незамедлительно, а впоследствии научить их слышать свой внутренний голос. Поскольку в дальнейшем это поможет ребенку осмысливать свои поступки.
Справедливость, есть добродетель, которая учит жить праведно, согласно христианскому учению. Я. А. Коменский стремиться донести важную мысль. «Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность» [3;с,139].
Подводя вывод необходимо сказать об актуальности идеи Я. А. Коменского. Концепция нравственного воспитания сложилась у Коменского под влиянием моральных принципов, которыми руководилась община «Чешских братьев».
Данная концепция является актуальной на сегодняшний день, и находит свое отражения в нынешней системе образования, где многие педагоги стремятся воспитать в своем ученике человека в человеке.
2.3. Религиозное мировоззрение Я. А. Коменского. Школьная дисциплина
В мировоззрении Я. А. Коменского, незримыми цепями переплетен материально-реалистичный взгляд на мир и религиозно-идеалистический, что определяется природой эпохи времени, в котором жил Коменский. Это нашло свое отражение в его труде «Великая дидактика».
Согласно взглядам Я. А. Коменского, земная жизнь, которую должно прожить юношество, есть не что иное, как подготовка к жизни вечной. И потому, в своем трактате, он утверждает мысль, что в человеке нужно воспитывать христианина, верующего в Бога и боящегося согрешить против него. На этой основе он выстраивает структуру школьной дисциплины. Согласно ей, наказаниям подлежали те, кто:
проявлял богохульство и роптал на Бога;
был примером безнравственности;
упрямился, не выполняя указания педагога;
возвышал себя перед другими1
Анализируя дидактическое учение Я. А. Коменского, нужно сказать, что он допускал наказания для безнравственных личностей, которое выражалось не в побоях и розгах, а в выговоре и порицании их поведения. Все это служило средством некого спасения для юношества, было проявлением светлых чувств. Ведь строгость, согласно суждению Коменского, должна была быть не средством уничижения личности, а сохранение светлой, не обедневшей души человека.
Я. А. Коменский в стремлении человека приобрести знания, в первую очередь выделяет божественную природу, что отличает его от некоторых мыслителей античного времени, приверженцев традиционной схоластической школы. Условием удовлетворения идеальной потребности человека, чешский педагог-новатор, выделяет в первую очередь его образование.
Подводя умозаключение, необходимо сказать, что религиозное мировоззрение Коменского, является основой воспитания гуманной личности, жаждущей получения знаний, и не возвеличивающей себя перед другими. Перед школьной дисциплиной стоит важная задача, которая обязательна для обучения: пресечение всех истоков враждебности, нежелания исполнять жизненные задачи и помогать ближнему своему. «Школа без дисциплины есть мельница без воды» [8;с, 1]
Заключение
Я. А. Коменский – это выдающийся чешский педагог, общественный деятель. С его именем связано создание единой педагогической теории, которая была основана с учетом практической деятельности и педагогических воззрений ученых, живших в эпоху Возрождения.
Удивительно, однако, дидактические положения, изложенные Коменским в своем классическом труде «Великая дидактика» не нашли своего применения в эпоху Возрождения. Этот факт подчеркивает ту неисчерпаемую мудрость, величие и дальновидность, которым обладал Я. А. Коменский. Его деятельность была по достоинству оценена в теории и на практике значительно позже, получив широкое признание.
Исследуя дидактическое учение Я. А. Коменского, необходимо подчеркнуть, что в современной образовательной практике находят отражения следующие положения дидактической системы:
легкость обучение (многие педагоги стремятся выстроить свою деятельность так, чтобы их воспитанники желали постигать новые знания);
преподнесение знаний от абстрактного явления к конкретному (с помощью этого, педагоги формируют в сознании детей образ явления, учащиеся приобретают первые знания);
всестороннее обучение личности (в своей деятельности применяют, к сожалению, немногие педагоги, стремящиеся огородить юношество от проблемы незнания чего-либо в дальнейшем процессе образования. )
Идеи Я. А. Коменского являются полной противоположностью взглядов основателей традиционной и догматической школ. Они носят гуманистический характер, который отражен в основных положениях «Великой дидактики» И потому, свою актуальность дидактическое учение Я. А. Коменского сохранит еще на долгие годы, став светочем для родителей, наставников, учителей юношества, а также для людей, желающих связать свою будущую жизнь с педагогической профессией.
Библиографический список
1. Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.,1975.-340с.
2. Лордкипанидзе, Д.О. Ян Амос Коменский. Изд. 2-е. М., «Педагогика», 1970.- 440с.
3. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1981.-528с.
4. Чечель, И.Д. Антологии гуманной педагогики. Коменский. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.-220с.
5. «AgePedagogy». Великая дидактика. – URL: http://www.agepedagog.ru/grepns-257-1.html(дата обращения: 22.02.2017).
6.Викитека. Великая дидактика. – URL: https://goo.gl/S1xSIB (дата обращения: 23.02.2017).
7.«Mylektsii» Я. А. Коменский о нравственном воспитании. – URL: http://mylektsii.ru/8-88670.html (дата обращения: 23.02.2017).
8. «Pandia» Педагогика: История педагогики и образования. – URL: http://pandia.ru/text/78/230/21229-7.php (дата обращения: 23.02.2017).
1 . Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1981.-528с
1 «AgePedagogy». Великая дидактика
2 Лордкипанидзе, Д. О. Ян Амос Коменский. Изд. 2-е. М., «Педагогика», 1970.- 440с.
1. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1981.-528с
1 Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1981.-528с
1 Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1981.-528с
1 Лордкипанидзе, Д. О. Ян Амос Коменский. Изд. 2-е. М., «Педагогика», 1970.- 440с.
1 Чечель, И. Д. Антологии гуманной педагогики. Коменский. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.-220с
2 «Pandia» Педагогика: История педагогики и образования
1 Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1981.-528с