Тренинги являются деятельностным обучением. Целью является освоение конкретного вида деятельности. Оно рассматривается в качестве формы, которая помогает развить основную работу с детьми.
В качестве учебной работы, тренинг для школьников подразумевает помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств. Если у ребенка есть такие проблемы как нерешительность, застенчивость, то психологические занятия по развитию коммуникативных навыков помогут ему справиться с робостью и научат общаться с другими людьми.
Преимущества тренингов состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить ее тонкости и нюансы. Подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.
Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончанию обучающиеся должны получать поддержку, иначе приобретенные навыки и умения будут утрачены.
В наше время существует много различных тренингов, которые помогают детям развить свои навыки. Есть некоторые варианты проведения тренингов, которые сейчас набирают популярность. Один из них – это сказкотерапия. Они помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать свое поведение, с помощью этого метода легче усваивается информация.
Есть социально – психологический ролевой тренинг, который ведет свою историю от техники психодрамы Дж. Морено и представляет собой развитие сюжетной детской игры; он направляет на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций. При этом игры становятся «… средством формирования культуры выходов из кризисов с помощью рефлексии». Пребывание в роли «начальника», «подчиненного», « заинтересованного», «равнодушного», «лидера», «звезды» заставляет участников прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных стереотипов.
Также есть тренинг по коррекции общения, состоящий из бесед и игр. Эти занятия проводят в больших комнатах, где находится множество игрушек, которые дети могут взять. Начинается с приветственной части, после чего каждый из участников представляется, а остальные повторяют его имя хором. Затем идут всевозможные коллективные упражнения и прощальная часть. Такие тренинги способствуют тому, чтобы дети были более раскованы в процессе общения и обучения.
Особой важностью отличаются тренинги вместе с родителями. Они формируют у детей коммуникативные навыки: ребенок учится понимать маму и папу, а родители, в свою очередь, - своего ребенка.
Данные мероприятия помогают сплотить школьный класс, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать правильное отношение к миру и лучше приспособиться к условиям образовательного учреждения.
Представим на конкретном примере, как тренинги используются в процессе обучения.
Катя и Маша сидят напротив друг друга, изображая обиженные лица, так как они поссорились.
Учитель обращает внимание всех детей на девочек.
Учитель: Вы все знаете, что Катя и Маша подруги. Но посмотрите на выражение их лиц. Как вы думаете, что случилось?
Дети: Они поссорились.
Маша: Да, мы поссорились. И расселись.
Катя: Очень скучно друг без друга! Нам нужно помириться!
Маша: Я её не обижала – только книжку подержала, а потом убежала с ней. Сказала: «не отдам».
Учитель: Девочки, вы не будете против, если мы поможем вам решить данный конфликт?
Ребята, чтобы правильно разобраться в данной ситуации, необходимо выслушать обе стороны конфликта. Поэтому, вы можете задавать девочкам вопросы.
Дети (задают вопросы)
Если я правильно понимаю, вы поссорились из-за книги? (именно так)
Маша, а почему ты убежала с книгой? (мне очень понравилась эта книга, и я ее хотела почитать)
Катя, а ты как думаешь, почему Маша убежала от тебя с книгой? (я не знаю, но мне эта книга очень дорога, потому что мне её мама подарила)
Учитель:
Маша, попробуй представить себя на месте Кати…
Катя, попробуй представить себя на месте Маши…
А вот теперь, скажи Маша, что чувствует сейчас катя? (обиду, разочарование)
Катя, а теперь скажи ты, что чувствует сейчас Маша? (огорчение, непонимание подруги)
Девочки, расскажите нам, что вы чувствовали, когда поссорились?
Маша: Я разочаровалась в подруге, я не думала, что она пожадничает.
Катя: Понимаете, Маша не сказала волшебное слово, когда попросила у меня эту книгу.
Учитель:
А можно обойтись без ссор? (да, нужно точно и вежливо выражать свои мысли, желания)
Девочки, я вам предлагаю вам в данный момент воспользоваться помощью «коврика – мира», на котором вы сможете поговорить друг с другом и найти путь мирного решения своего конфликта. Но вы должны помнить о правилах примирения, а значит нельзя оскорблять друг друга, обзываться, говорить обидные слова.
(Маша подходит к Кате, берет её за руку и ведет на «Ковер мира». Становятся на него)
Маша: (говорит тихонечко) Отдам ей книжку, извинюсь (просит прощения).
Катя: Давай почитаем книгу вместе!
Учитель: Девочки, что вы сейчас чувствуете? (радость, веселье, облегчение)
Такая игра – тренинг учит детей анализировать свои поступки, находить причину конфликта и способы примирения. А также правильно задавать вопросы. В ходе таких игр дети научатся ставить себя на место другого человека; обидчика или обиженного.
Таким образом, тренинги служат специальным механизмом для развития всех навыков, умений у детей. Если у детей есть некоторые проблемы с общением и другими процессами, то тренинг помогает бороться с этими проблемами, а дети начинают раскрываться на глазах.