АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ ВХОДА НА РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Далгатова М.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в условиях экономической нестабильности малому предпринимательству требуются новые рынки сбыта продукции. Решением этой задачи является выход на рынок государственных и муниципальных закупок. Это позволит предприятиям расширить клиентскую базу, и, как следствие, увеличить доход компании.

Следует отметить, что далеко не все малые предприятия имеют возможность участвовать в процедурах, дающих возможность получить государственный и муниципальный заказ. Промсвязьбанк и «Опора России» провели опрос, который показал, что часть компаний малого и среднего бизнеса, участвующих в государственных и муниципальных закупках, в 2016 году снизилась с 26% до 17% в сравнении с предыдущим годом. При этом, наибольшее снижение зафиксировано среди компаний микро (с 22% до 13%) и малого бизнеса (с 27% до 17%) [3].

Целью статьи является выявление барьеров, которые препятствуют входу на рынок государственного и муниципального заказа для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.

Исследования, посвященные проблемам и перспективам участия малого предпринимательства в поставках товаров или услуг по государственным контрактам в Российской Федерации, проводились с 2006 года, с момента вступления в силу Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу на сегодняшний день. Метелев И.С., проанализировав законодательную базу, выявил обстоятельства, препятствующие участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, а именно: значительный объем закупок проводится не на конкурентной основе (закупка у одного поставщика), стоимость государственного контракта не соответствует реальным ценам (отсутствует поправка на инфляцию), чиновниками производится нарушение процедур осуществления закупки, указанные в документации сроки выполнения работ меньше необходимого времени для качественного выполнения объема работ [4, с.82-83]. Чистяковой Е.А. были выявлены следующие проблемы: низкий уровень транспарентности осуществления закупок, ограниченный доступа для малых предприятий на рынок госзаказа и некорректные субподрядные отношения [7, с.135]. Умнова М.Г. подразделяет проблемы, связанные с участием малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, на две основные категории: проблемы, характерные только для малых предприятий и проблемы, связанные с системным несовершенством института госзаказа [6, с.12]. Переверзев Н.А. делит проблемы малого бизнеса на специфические и системно-организационные. Специфичными, по мнению автора, являются требования обеспечения заявки и контракта.Системно-организационными проблемами автор называет большую долю коррупционных схем, закупки у единственного поставщика, отсутствие прозрачной информационной базы по закупкам, отсутствие централизованного контролирующего органа [5, 155-157].

Исследования в области государственных и муниципальных закупок проводились и зарубежными авторами. Таким образом, K. Лоадер и С. Нортон полагают, что основными барьерами для МСП, участвующих в государственных закупках, являются наибольшая обремененность контрактов государственного сектора в сравнении с частным сектором, выбор победителя торгов на основании предложенной стоимости контракта, «размытость» и неопределенность характеристик закупочного товара или услуги [10, с.238]. К. Карьялайнен, К. Кемппайнен считают основными барьерами для входа представителей малого и среднего бизнеса на рынок госзаказа недостаточное количество правовых и административных ресурсов для участия в публичных тендерах [9, 216].

Таким образом, проблемы выхода на рынок государственных и муниципальных закупок для малых предприятий носят универсальный характер и требуют отдельного изучения. Данная статья призвана выделить актуальные на сегодняшний день ограничения, которые не позволяют малому бизнесу принимать участие в государственных и муниципальных закупках товаров и услуг в Российской Федерации.

В данной статье барьеры для субъектов малого предпринимательства, препятствующие выходу на рынок государственных и муниципальных закупок, выделены в четыре группы.К первой группе барьеров относятся проблемы системы государственных закупок. Ключевой из них является низкий уровень конкуренции. На рынке госзакупок одним из показателей конкуренции является доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком (один из способов закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд). Несмотря на то, что способ закупки у единственного поставщика всегда обоснованно используется в соответствии с законодательством, он является неконкурентным, так как дает возможность участвовать только одному определенному предприятию. Исходя из данных, опубликованных в Докладе о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 1 квартала 2017 года, общий объем закупок у единственного поставщика снизился относительно показателя 2016 года на 3,2 млрд. рублей, однако среди остальных способов закупки он по - прежнему является ключевым и составляет большой процент – 35% от общего объема заключенных контрактов. Количество извещений о закупках путем запроса котировок и электронных аукционов, которые пользуются большим спросом у малого бизнеса, составляет 317 004 шт., в то время как количество извещений о закупках у единственного поставщика – 320 263 шт. Другим показателем уровня конкуренции является «индекс одной заявки». Данный показатель рассчитывается как отношение количества процедур закупок с одной поданной заявкой на участие к общему количеству закупок за отчетный период. Среднее значение этого показателя составляет 4,5 процентов, а среднее количество участников в торгах 2 – 3 человека [2, с.7,28].

Важно отметить, что доля неконкурентного сектора закупок от общей стоимости всех контрактов выросла с 43, 57% в 2015 году до 47,30% в 2016 году – такие данные приводятся Национальным Исследовательским Университетом «Высшая Школа Экономики» в Ежегодном докладе «О системе закупок в Российской Федерации» [8]. Неконкурентный сектор закупок включает закупки у единственного поставщика, а также несостоявшиеся закупки (если не подано ни одной заявки или подана только одна). Эти цифры подтверждают, что рынок государственных и муниципальных закупок является рынком с низким уровнем конкуренции.

Следующим барьером для малого бизнеса в сфере государственного и муниципального заказа является отсутствие централизованного государственного органа, который должен заниматься контролем и аудитом в этой сфере. Проверками системы госзакупок занимаются следующие ведомства: Федеральная антимонопольная служба, Минэкономразвития, Счетная палата РФ, Росфиннадзор, а также правоохранительные органы. Разобщенность в работе данных структур дает возможность злоупотреблять коррупционными схемами и пробелами в законодательстве, что значительно снижает лояльность представителей малого бизнеса к проведению тендеров.

Жесткие требования государства к качеству предоставляемых услуг и высокие риски, которые связаны с попаданием в реестр недобросовестных поставщиков, также относятся к основным барьерам для малого бизнеса. Государство – требовательный партнер, поэтому любые непредвиденные обстоятельства, например, не предоставление вовремя суммы обеспечения контракта, могут являться основанием для внесения предприятия в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, предприятию запрещено участвовать в государственных и муниципальных закупках в течение двух лет.

Вторая группа проблем связана с финансовыми барьерами. Во-первых, часто оплата производится только по факту выполнения контракта, отсутствует внесение аванса. Даже в случае обладания у работников предприятия навыками, необходимыми для исполнения контракта, или опытом в этой сфере, у предприятия могут отсутствовать финансовые ресурсы, требующиеся для предоставления качественного товара или услуг. Способ оплаты по факту выполнения контракта ограничивает участие таких предприятий. Во-вторых, заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупки в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, а также обязан установить это требование в случае, если начальная цена контракта выше пятисот рублей. Для конкурентных способов закупок размер обеспечения исполнения контракта должен составлять 5 – 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки [1]. Обеспечение должно быть предоставлено заказчику на весь период исполнения контракта и даже на гарантийный срок, в противном случае поставщик будет включен в реестр недобросовестных поставщиков. В-третьих, затраты, необходимые на получение электронной подписи для участия в электронных аукционах. Многие субъекты малого бизнеса имеют ограниченный бюджет и, таким образом, не могут позволить себе указанные финансовые вложения.

Третья группа проблем – организация проведения торгов. К данной группе относятся следующие барьеры: участие в конкурсах лиц, аффилированных с организаторами конкурсов, а также подставных лиц; организация аукционов с необоснованно завышенной начальной максимальной ценой контракта; ценовой демпинг – искусственное занижение цены одним предприятием, участвующим в торгах, с целью проникновения или укрепления на новом рынке, или вытеснения добросовестных конкурентов; невыполнимые условия тендера; недостоверная информация о закупке [5, с.152]. Стоит отметить, что предприятия имеют право подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, либо обжаловать нарушение закона через суд. Никакого финансового результата это не принесет, поскольку таким способом нельзя обязать организатора закупки отдать государственный (муниципальный) заказ тому или иному субъекту. Барьеры данной группы значительно снижают степень доверия бизнеса к системе государственных и муниципальных закупок.

Последняя группа — это барьеры, определенные недостаточной квалификацией представителей малого бизнеса в сфере государственных и муниципальных закупок. В основном, это неверное оформление документации при подаче заявки на участие в тендере, что является препятствием для заключения контракта даже при условии предложения лучшей цены. Помимо этого, следует отметить неэффективный поиск извещений о закупках в Единой информационной системе, в то время как предприниматель находится на этапе выбора нужной ему конкурентной процедуры. Вместо поиска закупки по общероссийскому классификатору предпринимательской деятельности (ОКПД2), предприниматель использует поиск по ключевым словах, сужая круг извещений о закупках, которые являются профильными для его бизнеса.

Таким образом, в результате исследования были выявлены следующие основные барьеры, препятствующие участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках: системные, финансовые и организационные проблемы, а также проблемы, связанные с недостаточной квалификацией субъектов малого предпринимательства. Данные барьеры определили ограниченный доступ на рынок государственного заказа для малого бизнеса. Следует отметить, что государственные закупки у малого предпринимательства являются значительным источником обеспечения социально-экономического развития регионов и местных органов власти РФ и элементом национальной политики.

Списоклитературы

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44.

  2. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2017 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

file:///C:/Users/12/Downloads/Доклад+о+результатах+мониторинга+проведения+общественного+обсуждения+(31.03.2017).pdf (дата обращения: 16.01.2018)

  1. Малый бизнес охладел к госзакупкам // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства: сайт. – URL:

http://smb.economy.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/?action=show&id=17783 (дата обращения: 16.01.2018)

  1. Метелев И.С. Организационно – экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. – № 3. – С. 80–85.

  2. Переверзев Н.А. Проблемы участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках // Управленческое консультирование. – 2016. – № 2. – С. 161–168.

  3. Умнова М.Г. Проблемы участия российского малого бизнеса в государственных закупках // Российское предпринимательство – 2014. – № 15. – С. 13–18.

  4. Чистякова Е.А. Условия участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках // Экономика промышленности – 2015. – № 4. – С. 133 – 137.

  5. Шамрин А.Т., Головщинский К.И., Маслова Н.С., Турчан М.С., Джужома В.В., Еременко Н.В., Серажетдинов Р.Р., Хафизов Т.Р. Ежегодный доклад «О системе закупок в Российской Федерации» - 2016. Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fcs.hse.ru/data/2017/10/18/1158112532/doklad-2017.pdf (дата обращения: 16.01.2018)

  6. Karjalainen K., Kemppainen K. The involvement of small – and medium – sized enterprises in public procurement: Impact of resource perceptions, electronic systems and enterprise size // Journal of Purchasing & Supply Management. – 2012. – № 14. –С. 230 – 240.

  7. Loader K., Norton S. SME access to public procurement: An analysis of the experiences of SMEs supplying the publicly funded UK heritage sector // Journal of Purchasing & Supply Management. – 2015. – №21. – С. 241 – 250.

Просмотров работы: 258