такие важные его аспекты как досуг, досуговая деятельность, досуговая культура. Применительно к разным возрастным группам населения эти явления имеют специфические характеристики и отличительные особенности.
В контексте нашего исследования особый интерес представляет молодёжь как самая динамичная, мобильная и перспективная возрастная группа. Реформирование всех сторон жизни российского общества, безусловно, наложило отпечаток на сферу досуга, который для молодёжи имеет особое значение. Молодёжь как социальная группа, наиболее подвержена любым социальным изменениям и инновациям.
В сфере досуга осуществляются самые разные потребности молодых людей: самореализация, творчество, коммуникация, духовно-творческое развитие и другое. Привлекательность сферы досуга обусловливается свободой выбора различных форм и способов досуговых занятий, их неназидательностью, активностью, вариативностью мест и времени проведения. Здесь для молодого человека имеются все условия для реализации и позиционирования своих индивидуально-личностных качеств. От степени удовлетворения досуговых запросов и потребностей у молодёжи напрямую зависит восприятие образа жизни, благополучие и комфортность. Можно с уверенностью утверждать, что досуг для молодых людей является частью всего жизненного процесса, которым человек свободно располагает и который может быть использован им для свободной деятельности и развития.
Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом, отмечает И.В. Бестужев-Лада [1, с. 26]. Учитывая тот факт, что досуговое время и досуговые занятия могут рассматриваться как созидательный и деструктивный фактор, формирование культуры досуга молодёжи выступает как приоритетная задача современного общества.
Культура в целом, является определяющим фактором для любой деятельности, в том числе и для выбора досуговых форм и занятий. Культура
досуга, по мнению А.И. Вишняк и В.И. Тарасенко – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств (склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, желания, жизненные цели), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время [2, с. 53]. Важно заметить, что досуг имеет не только личностное значение, и, с точки зрения культуры его организации, это явление имеет глубокую социальную сущность.
Это обусловлено тем, что культура досуга зависит не только от потребностей личности в выборе досуговых форм и занятий, но и от уровня развития субъектов социально-культурной сферы, непосредственно занятых в организации досугового процесса.
В диссертационном исследовании А.Н. Погореловой досуговая культура молодежи рассматривается как развитие навыков рационального использования свободного времени через удовлетворение потребности в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании посредством целесообразно организованных досуговых форм, позволяющих осваивать различные социальные роли и реализовывать социальную активность личности [3].
На основании вышеизложенного можно сказать, что сущность культуры досуга молодёжи имеет глубокую личностную, социальную значимость и заключается в ее созидательном, развивающем, творчески активном характере.
Формирование культуры досуга молодёжи в современных условиях –
процесс достаточно сложный и противоречивый. И объясняется это изменением досуговых предпочтений и ориентаций молодых людей, а также многообразием досуговых практик, к сожалению, не всегда имеющих положительную направленность, но высокую востребованность у молодых людей.
В.Я. Суртаев, исследуя особенности формирования досуговой культуры молодёжи, отмечет его поэтапность. Автор выделяет следующие этапы:
– первый этап – стимулирование у молодежи установок на участие в
социально-культурном творчестве в условиях досуга;
– второй этап – непосредственное вовлечение молодежи в различные
социально-значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов;
–третий этап – материально-техническое, организационно-методическое
и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи [4, с. 87].
На наш взгляд, для совершенствования культуроформирующего процесса в сфере досуга молодёжи, важно опираться, прежде всего, на досуговые потребности и социокультурные интересы молодёжи; осуществлять систематическую информационно-разъяснительную работу по вопросам негативных досуговых практик и проявлений; активно вовлекать молодое поколение в различные формы сознательного, творческого досуга; создавать благоприятные социально-педагогические условия на базе всех учреждений досуга для работы с молодёжью; предоставлять больше возможностей молодым людям для развития и продвижения их инициативы и творчества.
Сегодня необходимо решение актуальных проблем, касающихся свободного времени молодежи. Именно в связи с появлением новых и эволюцией существовавших ранее форм досугового времяпрепровождения молодежи, становится вполне очевидной необходимость разработки инновационных методов работы, формирования новых подходов к решению данной проблемы.
Литература:
1. Бестужев-Лада, И.В. Какая ты молодежь? / И.В. Бестужев-Лада. – М., 1988. – 109 с.
2. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008. – 194 с.
3. Погорелова, А.Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Погорелова. – Казань 2009. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika (дата обращения 10.03.2016).
4. Суртаев, В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. СПб.: Издание Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2006. – 272 с.