Школа – специфическая социальная организация, поскольку:
- результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;
- она общественно подотчетна, обязательна для учащихся, и следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Социализация личности – процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов нашего века, в связи с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества.
Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации [1].
Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович Мудрик, доктор педагогических наук, выделяет два основных направления:
социально-психологическое – несознательное осваивание ребенком норм социального поведения, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком.
социально-педагогическое – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В. Мудриком:
- психологические и социально-психологические механизмы социализации, такие как: импринтинг (запечатление) – закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов; экзистенциальный нажим – процесс усвоения языка и социально значимых норм поведения, происходящий на неосознанном уровне; подражание – неосознанное копирование человеком поведения (моделей и деталей поведения), личностных особенностей, эмоций и реакций окружающих людей; идентификация (отождествление) – уподобление человека другому индивиду, группе или выдуманном персонажу; рефлексия – анализ своих эмоций, чувств, поведения, состояний и способностей;
- социально-педагогические механизмы социализации, включающие в себя: традиционный механизм социализации, представляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения; институциональные механизмы социализации, функционирующие в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями; стилизованный механизм социализации, действующий в рамках определенной субкультуры; межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами [3].
Таким образом, за время нахождения в школе, в процессе учебной деятельности ученики не только получают базовые знания, но и усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности [2].
Список использованной литературы:
Бронфенбрееннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976. – 168 с.
Роль школы в социализации ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.https://fulledu.ru/ .html
Школа как фактор социализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.com/