УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Майорова Д.О. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования. По статистике, 19 миллионов детей имеют нарушения зрения. Из них у 12 миллионов детей нарушения зрения вызваны аномалиями - состояниями, которые можно легко диагностировать и корректировать. Для 1,4 миллиона детей, имеющих необратимую слепоту на всю оставшуюся жизнь.

В Ульяновской области проживает 213 154 детей и подростков. Всего с заболеваниями глаз наблюдаются у офтальмолога 7416 детей. Наиболее распространенным диагнозом является миопия (по-другому – близорукость). На диспансерном учете с этим диагнозом состоит 4071 ребенок. На 2 месте оказывается косоглазие, на 3 месте - ретинопатия недоношенного.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последнее время увеличивается число детей с нарушением зрения и подтверждают необходимость социальной работы с такими детьми.

Зрение – это ведущая функция человека, которая обеспечивает получение информации о внешнем мире и самый мощный источник информации. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. При нарушении зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, обучении, общении [2, с.16].

Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерных особенностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки.

Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с ОВЗ испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Школьная среда для таких детей является частым фактором прекращения общения родственников [5].

Слабовидящие дети редко пользуются жестами, применяют их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Связано это с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников [4].

Следует отметить, что дефект провоцирует сложности в сфере семейных отношений. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность.

Также, среди особенностей психологического развития детей с различными патологиями зрения, выделяются низкий уровень развития абстрактно-логического мышления, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности. Для таких детей характерен ограниченный объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения оказывают влияние на развитие двигательных навыков и умений, на ориентировку в пространстве, зачастую на общую медлительность.

Такие дети стыдятся своего «дефекта», часто пытаются скрыть его от окружающих. Они чувствуют себя скованно, неестественно и испытывают постоянный дискомфорт. Часто стесняются обращаться за помощью к окружающим. К критике со стороны окружающих бывают особенно ранимы и чувствительны [1, с.259].

Нарушение зрения является причиной слабого развития психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, возможны появления навязчивых стереотипных движений: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью [3, с. 236].

Трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.

Необходимо отметить, что дети с ограничениями зрения чаше оказываются в стрессовых ситуациях, чем нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.

Большое значение имеет проведение реабилитационных мероприятий инвалидов по зрению.

Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться.

В практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арт-терапия (терапия искусством).

Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.

Арт-терапия - терапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».

Воспитание и обучение школьников с нарушениями зрения осуществляется в семье и в специальных учебных учреждениях.

В специальных учебных учреждениях для детей с нарушениями зрения, выделяют такие виды работы, как:

- Организационно-педагогическая работа, включающая методическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса, комплектование групп, организацию работы по совершенствованию педагогического мастерства коллектива тифлопедагогов, просветительская работа среди воспитателей и родителей, консультационная помощь родителям детей с нарушениями зрения. Вся эта работа осуществляется под руководством заведующего дошкольным учреждением, методиста, тифлопедагогов.

- Лечебно-восстановительная работа. Включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется под руководством врача-офтальмолога. Предполагает медицинскую коррекцию, тесно связанную с педагогической.

- Коррекционно-образовательная работа, направленная на всестороннее развитие ребенка [3, с. 254-255].

Таким образом, дети, имеющие ограничения зрения, имеют свои социально-психологические особенности. Для успешного процесса социализации детей с ограниченными возможностями, для установления связи с окружающим социумом, необходимо проведение социальных мероприятий, направленных на повышение социально-психологической компетентности детей, расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения, формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, для успешной социально-трудовой адаптации.

Список литературы:

  1. Евтушенко И. В. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А, Никольской.-М.: Национальный книжный центр, 2013.- 336 с.

  2. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2014 - 108с.

  3. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога : Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

  4. Чичкова Т. И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 705-708. - URL https://moluch.ru/archive/130/36053/ (дата обращения: 14.01.2018)

  5. Нарушения зрения и слепота - URL http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs282/ru/ (дата обращения: 14.01.2018)

Просмотров работы: 137