Изучением проблемы влияния сотовых телефонов на здоровье людей занимаются ученые всего мира. Исследования проводятся во многих европейских странах, США. В России обращенность к этой проблемы со стороны ученого сообщества также высока. В настоящее время существуют определенные научные исследования, которые подтверждают зависимость между онкологическими заболеваниями, расстройствами нервной системы и электромагнитным излучением от мобильного телефона. Анализ нарушения зрения детей школьного возраста показывает устойчивый рост снижения зрения к окончанию школы, и это связано не только с несоблюдением гигиенических норм при работе с компьютером, чтении, неправильной осанкой, низкой двигательной активностью, но и воздействием сотового телефона. Основными видами нарушения зрения детей являются близорукость, часто вызванная перенапряжением глазного аппарата, спазм аккомодации, коньюктивиты, катаракта " [3]. Актуальность проблемы определила тему нашего исследования «Влияние сотовых телефонов на здоровье детей школьного возраста».
Нами было проведено исследование о влиянии сотовых телефонов на зрение школьников. В опросе приняли участие 174 ученика 6,8,10 классов, школы №4 г. Шадринска. Им были заданы следующие вопросы анкеты, которую мы составили для изучения данной проблемы.
Анкета
Сколько лет вы пользуетесь сотовым телефоном?
Сколько времени вы уделяете разговорам с друзьями в течение дня?
Сколько времени вы проводите за играми в в телефоне?
Как далеко находится телефон, когда вы спите?
Подключен ли к телефону интернет?
Имеете ли Вы проблемы со зрением?
Сколько времени Вы проводите в социальных сетях, привязанных к вашему мобильнику («Вконтакте», «» Инстарам» и др.)?
Существует ли, на ваш взгляд, у вас психологическая зависимость от телефона?
Проведенное нами исследование позволило прийти к следующим заключениям: школьники 6-8,10 классов являются активными пользователями сотовых телефонов и проводят достаточно продолжительное время с ними. Как показали результаты анкеты, более 60% учеников 8 классов используют сотовый телефон на протяжении 8 лет. Больше всего разговаривают по мобильнику с друзьями (более 1 часа в день) ученики 6 классов, также большнство детей (более 85% всех возрастных групп) имеют выход в интернет со своего телефона и как следствие используют его не только для обучения и общения в социальных сетях, но и для игр. Таким образом, дети в течение суток на протяжении нескольких часов испытывают на себе воздействие электромагнитного излучения. Как следствие жалуются на головные боли, гиподинамию, формирование психологической зависимости, и нарушение зрения. По результатам нашего опроса более 46% детей имеют проблемы со зрением.
Рис. 1. Зрение опрошенных детей
На рис.1 мы видим тенденцию к снижению зрения обучающихся от 6 к 10 классу. Лишь 16% детей 15-ти лет не имеют каких-либо нарушений зрения. Проблема ухудшения зрения зависит не только от увеличения учебной нагрузки, но и связана с активным использованием гаджетов и мобильных телефонов. Как показывают исследования ученых, если раньше болезни органов зрения были болезнями людей старшего возраста (60-75 лет), то сейчас врачи отмечают резкое снижение возраста заболевших – это дети, подростки и люди молодого возраста.
Частое использование сотового телефона приводит к ухудшению зрения, так как даже у самого современного телефона небольшой экран и приходится напрягать зрительный аппарат, чтобы рассмотреть изображение на экране телефона. Это увеличивает риск возникновения близорукости, катаракты, ухудшает способность к фокусированию.
Ученые- медики выяснили, что микроволновая радиация, испускаемая мобильными телефонами, приводит к тому, что глазная ткань начинает пузыриться. Это явление предшествует формированию катаракты, а также ухудшает способность к фокусированию. Профессор Леви Шахтер, возглавлявший группу израильских исследователей, утверждает: "полученные нами результаты свидетельствуют о том, что микроволны могут вызывать серьезные поражения глаз. Наш совет: избегайте пользоваться мобильной связью, если у вас есть возможность воспользоваться стационарным телефоном" [2].
На вопрос: «Сколько времени вы проводите в социальных сетях (Вконтакте, Инстанрам и других»)»? мы получили следующие данные: менее всего в ВК находятся шестиклассники – в среднем 1 час 30 минут, возможно, они больше подвержены контролю родителей. А вот учащиеся 8 и 10 классов достаточно много времени затрачивают на социальные сети, которые привязаны к их мобильным устройствам, имея психологическая зависимость от телефона и гаджетов.
Рис. 2. Уровень психологической зависимости от сотового телефона
В целом, по опросу у школьников, 99% из них большой трагедией считают потерю телефонов, их поломку.
Изучив проблему влияния сотовых телефонов на здоровье детей школьного возраста, мы пришли к выводу, что средства мобильной связи, как и все электронные технологии оказывают воздействие на здоровье населения. Эта проблема является дискуссионной во всем мире. Ученые разных стран на основе проводимых исследований пытаются выявить степень вреда средств мобильной связи на организм человека в целом. " [1]. Мы рассмотрели в своем исследовании только некоторые аспекты проблемы, обобщив сведения о вреде сотовых телефонов на зрение детей школьного возраста. Необходимо углуяблять изучение данной проблемы по аспектам психологогической зависимости, нарушениям деятельности высшей нервной системы и системным нарушениям организма.
Список использованной литературы
Пальчикова, М.И Ваше здоровье и ваша жизнь дороже миллионов лайков в соцсетях! [Текст] : (информация для стенда, для родит. собрания) / М. И. Пальчикова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2016. - № 1. - С. 112-116 .
Бузук, С. Опасный звоночек: мобильный телефон прогревает мозг, как печь СВЧ [Текст] / С. Бузук // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2011. - N 9. - С. 14-18.
Водовозов, А. Ваш мобильный : техника безопасности / Водовозов, А. // Здоровье. - 2008. - №2.- С.50-55. - С. 2008