МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ

Хлызова Е.В. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема обучения дошкольников игре в шахматы является весьма актуальной в настоящее время. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Такое обучение дает ребенку возможность мыслить системно и стратегически, развивает способность к анализу, а самое главное, учит создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом. Вот почему игра в шахматы часто называется интеллектуально-спортивной.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в образовательном процессе детского сада, так как знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.

В настоящее время объективно существуют противоречиямежду необходимостью качества процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе и недостаточной теоретической разработанностью возможности использования в данном процессе игры в шахматы; потребностями образовательной практики в научно-методическом обеспечении шахматного образования дошкольников и отсутствием методических разработок и рекомендаций по реализации данного процесса в ДОО.

Нами поставлена цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и апробации системы методического сопровождения педагогов в формировании у детей старшего дошкольного возраста умений играть в шахматы.

Важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания, создания игровых ситуаций. Необходимо в игровой или сказочной форме вводить детей в мир шахмат: знакомить дошкольников с историей развития этой игры. В простой и доходчивой форме рассказывать о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомят дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививают им любовь к древней и мудрой игре. При обучении детей следует широко использовать шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам [3].

И.В. Чикова, Т.В. Костенко утверждают, что деятельность воспитателя, применительно к решаемой проблеме, ориентирована на формирование у детей интереса к обучению игре в шахматы, формированию предпосылок универсальных учебных действий. Следовательно, важно с первого знакомства с шахматами привить интерес к ним, увлечь ребенка миром фантазий, что и определит отношение к последующему познанию. Именно первое знакомство должно быть для ребенка праздничным, захватывающим.

Далее следует знакомить ребенка с шахматной доской, ориентировкой на ней, а затем переходить к знакомству с самими фигурами. Последнее нужно делать в игровой форме, через дидактические игры («Белые и черные», «Волшебный мешочек», «Запретная фигура», «Шахматный колобок» и др.) [5].

Начиная обучение игре особое внимание необходимо уделить практике игры, которая должна быть проста и доступна для детей. Для поддержания интереса рекомендуется использовать стихи, песни, загадки, ребусы с шахматной тематикой. Сказки, истории воспитатели и родители могут придумать сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Главное, чтобы все игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают [2].

Задачи реализации данного направления образовательной деятельности широки и разнообразны:

  • образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольников, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, наблюдательность. В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память;

  • воспитательная задача – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер, усидчивость;

  • эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, ребята восхищаются удивительной игрой. Шахматы доставляют детям много радости;

  • физическая – ребята говорят, чтобы шахматистом стать, надо много знать, постоянно спортом, физкультурой заниматься, ежедневно обливаться водой. Чтобы играть в шахматы, надо быть физически здоровым [4].

Для реализации данных задач важно самим педагогам быть готовым к обучению детей игре в шахматы. В связи с этим, необходимо грамотное методическое сопровождение воспитателей в формировании у детей старшего дошкольного возраста умений играть в шахматы.

Согласно направленности работы, сопровождение включает в себя различные подходы [6]:

Первый – сопровождение-сотрудничество, предусматривающее совместное планирование, анализ, сотворчество, рефлексию, требует действий, необходимых для последующего самостоятельного преодоления проблем, которые возникли, то есть проявления личной ответственности, творчества, собственных уникальных качеств человека.

Второй – это сопровождение-инициирование, известный со времен Сократа, суть которого прекрасно сформулировала М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а все остальное я сделаю сам». Организуя сопровождение-инициирование, специалист создает необходимые условия для свободного, индивидуального, самостоятельного выбора пути и средств решения поставленных задач и, тем самым, способствует открытию общепризнанных нравственных истин. Субъект реализует свой личностный творческий потенциал и одновременно обогащает, развивает, при этом сохраняя его индивидуальное своеобразие.

Третий – это сопровождение-предупреждение, когда особое значение приобретает специфика возраста или ограниченности индивидуального опыта. Некоторые люди часто не осознают, к каким именно последствиям могут привести их действия, поступки и даже слова. Сопровождение-предупреждение становится полезным, ценным при условии, если его содержание и формы ненавязчивые и деликатные, современные, психологически и педагогически грамотные, адресные, дозированные, а главное, если сопровождение-предупреждение во всех случаях в полной мере выполняет свое развивающее и воспитательное назначения, работая на перспективу [1].

Методическое сопровождение педагогов в контексте нашей работы направлено на оказание теоретической и практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке методики обучения дошкольников игре в шахматы, популяризацию шахматной игры у родителей.

В ходе методического сопровождения могут быть показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Педагогов обучают, как реализовать работу по овладению дошкольником азами шахматной игры; формированию предпосылок для осознанного отношения ребенка к такому виду спорта, как шахматы.

Список литературы:

  1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 14.

  2. Готовцева, Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.

  3. Михайлова, Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.

  4. Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста. / Сост. Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2008. – 84 с.

  5. Чикова, И.В. К вопросу интеллектуального развития дошкольников через обучение игре в шахматы / И.В. Чикова, Т.В. Костенко // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире». – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. – С.365-369.

  6. Фоминых, М. Шахматы для друзей / М. Фоминых. – Чебоксары, 2009. – 64 с.

Просмотров работы: 200