ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ПРОБЛЕМЫ

Гусева Д.С. 1
1Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вступление

Социализация – это процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. Социализация начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную социализацию в родительском доме, вторичную — в детском саду и школе и третичную — в профессиональной деятельности.[5]

Для положительной социализации ребенка его должны сопровождать на жизненном пути. На протяжении детства проводником ребенка могут являться различные представители общества: от родителей, братьев и сестер до воспитателей в детском саду и учителей в школе. Однако именно родители являются самыми первыми, а значит, самыми главными помощниками в становлении ребенка в обществе, основоположниками усвоения им социальных норм.

Тем не менее, согласно исследованиям проекта Министерства образования и науки Российской Федерации (данные статистики показаны на графике ниже) в России на 2015 год количество учтенных детей-сирот, которые остались без попечительства родителей, составляет 58168 человек.

С помощью графика можно выявить динамику численности детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей. Если в середине 90-х годов прошлого столетия их количество составляло 113234 человека (данный факт был вызван тяжелейшей ситуацией в экономической, политической и социальной сферах жизни нашей страны), то в 2015 году это число сократилось вдвое. Это свидетельствует об оптимизации жизненных условий в нашей стране.

Однако приведенные данные также свидетельствуют о том, что в процессе социализации достаточно большого количества детского населения России утеряно первое, а, следовательно, важнейшее звено.

Численность детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей на период с 1996-2015гг.

Вопрос № 1. Готовность детей-сирот к самостоятельной жизни

Для анализа проблем, связанных с социализацией воспитанников сиротских учреждений, следует обозначить критерии оценки готовности детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности после выпуска из детских домов:

  1. адекватное профессиональное самоопределение;

  2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;

  3. соответствие моральным нормам и требованиям общества;

  4. использование личного опыта в изменяющихся условиях. [3]

Однако по статистике лишь 10 % из общего числа выпускников сиротских учреждений успешно проходят процесс социализации и находят свое место в обществе. 40 % же попадают в места лишения свободы, 40 - заболевают алкогольной или наркотической зависимости, 10 % кончают жизнь самоубийством.[2]

Такая плачевная статистика является следствием того, что дети-сироты, оставшиеся без попечительства родителей, не готовы к самостоятельной жизни в обществе.

Вопрос № 2. Трудности в социализации детей, оставшихся без попечительства родителей

Чем же вызваны проблемы, связанные с социализацией детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей? Ответ заключён в данном вопросе. Именно из-за отсутствия взрослых, являющихся родственниками, в жизни детей, они чаще всего не имеют возможности найти верный путь становления в обществе.

Из-за искусственно созданной социальной среды в детских домах, которая отделена от внешнего мира, ребёнок имеет возможность общаться только со своими сверстниками, находящихся в таком же трудном жизненном положении, и работниками сиротских учреждений.

Этот факт сильно влияет на воспитание ребёнка, вследствие которого складывается особый тип общения как со сверстниками, так и с сотрудниками. Учёные отмечают сильную потребность в общении со взрослыми и получения внимания от них детьми из сиротских учреждений, Из-за чего эмоциональное состояние детей начинает напрямую зависеть от оценки их поведения взрослыми.

Со сверстниками же дети, оставшиеся без попечительства родителей, в основном, общаются агрессивно, за частую, применяя физическую силу. С другой стороны, из-за неимения знаний о способах общения, дети-сироты часто используют защитные формы поведения во многих ситуациях и конфликтах.

Так как при обучении детей сотрудники сиротских учреждений чаще всего не используют в воспитании принцип индивидуальности, у детей отсутствует самосознание и понимание Своего «Я», что приводит к ситуации, когда ребёнок не осознает ответственности за свою жизнь и значимости своей личности.

Жизнь ребёнка слишком тесно связана с воспитателем. Это проявляется в неспособности получения информации из внешнего мира, закрытости сиротских учреждений от остального мира, а также приводит к развитию несамостоятельности ребёнка в будущем.

Стоит отметить, что из-за тесных связей детей-сирот друг с другом, складывается групповая ориентация проживания. Это вызывает общественную поруку, что откладывает отпечаток на самосознании детей. Впоследствии, даже после выпуска из сиротских учреждений дети продолжают, в основном, общаться и поддерживать связь только друг с другом, не имея представления, как общаться с остальными окружающими.

Недостаток общения с внешним миром у детей, оставшихся без попечительства родителей, а также невозможность погружения в реальную социальную среду формируют шаблонное мышление у ребенка, что представляет множество затруднений в социализации после ухода из детских домов.

Все вышеприведенные факты о жизни детей-сирот затрудняют процесс перехода от опеки к самостоятельности. После выпуска из сиротских учреждений они сталкиваются с реалиями жизни, к которым они не были подготовлены. Воспитанники сиротских учреждений сталкиваются с такими трудностями, как поиск жилья, работы, взаимодействие с окружающими, получение медицинской помощи при необходимости, создания собственной семьи и др.

Вопрос № 3. Способы решения проблем социализации детей-сирот

Исходя из вышесказанного, для решения проблем, связанных с социализаций детей, оставшихся без попечительства, родителей, главной задачей является создание условий, которые способствовали бы успешной социализации детей-сирот, для выполнения чего они должны научиться участвовать во всех сферах социальной жизни.

Наравне с предыдущей задачей идет необходимость в расширении рамок общения данных детей с внешним миром. Главным образом, это должно проявляться в просвещении общества о проблемах в сиротских учреждениях. Общество должно осознавать все трудности детей-сирот, и впоследствии чего у окружающих должно появляться желание помочь детям, оставшимся без попечительства родителей.

Что же касается воспитательного и образовательного процесса в сиротских учреждениях, то необходимо использовать такие методики обучения детей, благодаря которым они освоили бы различные формы социальной деятельности, самореализацию и самосознание, процесс становления в обществе, способы взаимодействия с окружающими, методы разрешения возникающих проблем, конфликтов.

Немаловажным является принципы наглядности и индивидуальности в воспитательной работе сотрудников детских домов, так как они являются главными взрослыми в жизни воспитанников сиротских учреждений. Они должны найти к каждому ребенку свой подход для того, чтобы воспитать в ребенке личность и предоставить ему возможность осознания собственного «Я».

Вопрос № 4. Формы работы с детьми-сиротами.

Для того чтобы помочь детям-сиротам в процессе социализации в настоящее время изобретаются различные технологии социальной коррекции, с помощью которых появляется возможность уменьшать и полностью нейтрализовать социальные отклонения в поведении воспитанников сиротских учреждений. К таким технологиям относятся:

1. арт-терапия. Зачастую воспитанники сиротских учреждений испытывают трудности как в вербальном, так и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний. Арт-терапия положительно влияет на работу по искоренению этих проблем. В ходе арт-терапевтических занятий дети не просто знакомятся с разнообразными изобразительными средствами и техниками, но учатся принимать себя такими, как они есть развивать свои возможности, контролировать эмоциональное состояние, разрешать внутренние конфликты.

2. гартенотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической коррекции, при помощи которой детей-сирот обучают работе с растениями. Практика показывает, что воспитанники детских домов успешно справляются с работой на земле. Благодаря гартенотерапии развиваются тактильная и психологическая чувствительность к живому, прививаются трудовые навыки, удовлетворяется познавательная деятельность.

4. волонтерство. Широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия решают одновременно несколько задач, таких как: сформировать устойчивые антидевиантные установки; развить у себя чувство самоуважения и ответственности; повысить личную самооценку; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для личной и профессиональной жизни.

Заключение

Подводя итоги всему вышеизложенному, для успешной социализации детей, оставшихся без попечительства родителей, формирования у них социальной готовности, адекватной оценки себя, своей жизни и окружающих сотрудникам сиротских учреждений, социальным педагогам и представителям исполнительной власти, то есть сотрудникам полиции, компетентным в данной сфере деятельности, следует обращать особое внимание на соответствие условий, необходимых для формирования у детей качеств, обеспечивающих успешное становление в обществе. Таковыми являются: коммуникабельность, умение следовать поведенческим моделям, способность сделать осознанный выбор и быть ответственным за него, умение работать в коллективе, адекватное поведение в нем, расположенность к творческой деятельности, способность найти выход из проблемной ситуации.

Использованная литература

  1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Федеральный Образовательный портал, 2006 г. С. 10

  2. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования. Федеральный Образовательный портал, 2004 г. С. 50

  3. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома. ООО «Школьная пресса», 2008 г. С.83

  4. Сапожникова Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности. Вестник ЗабГУ, 2013г. С. 7

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская Энциклопедия,1972 г. С. 847

Просмотров работы: 320