Социализация – это процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. Социализация начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную социализацию в родительском доме, вторичную — в детском саду и школе и третичную — в профессиональной деятельности.[5]
Для положительной социализации ребенка его должны сопровождать на жизненном пути. На протяжении детства проводником ребенка могут являться различные представители общества: от родителей, братьев и сестер до воспитателей в детском саду и учителей в школе. Однако именно родители являются самыми первыми, а значит, самыми главными помощниками в становлении ребенка в обществе, основоположниками усвоения им социальных норм.
Тем не менее, согласно исследованиям проекта Министерства образования и науки Российской Федерации (данные статистики показаны на графике ниже) в России на 2015 год количество учтенных детей-сирот, которые остались без попечительства родителей, составляет 58168 человек.
С помощью графика можно выявить динамику численности детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей. Если в середине 90-х годов прошлого столетия их количество составляло 113234 человека (данный факт был вызван тяжелейшей ситуацией в экономической, политической и социальной сферах жизни нашей страны), то в 2015 году это число сократилось вдвое. Это свидетельствует об оптимизации жизненных условий в нашей стране.
Однако приведенные данные также свидетельствуют о том, что в процессе социализации достаточно большого количества детского населения России утеряно первое, а, следовательно, важнейшее звено.
Численность детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей на период с 1996-2015гг.
Вопрос № 1. Готовность детей-сирот к самостоятельной жизни
Для анализа проблем, связанных с социализацией воспитанников сиротских учреждений, следует обозначить критерии оценки готовности детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности после выпуска из детских домов:
адекватное профессиональное самоопределение;
готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;
соответствие моральным нормам и требованиям общества;
использование личного опыта в изменяющихся условиях. [3]
Однако по статистике лишь 10 % из общего числа выпускников сиротских учреждений успешно проходят процесс социализации и находят свое место в обществе. 40 % же попадают в места лишения свободы, 40 - заболевают алкогольной или наркотической зависимости, 10 % кончают жизнь самоубийством.[2]
Такая плачевная статистика является следствием того, что дети-сироты, оставшиеся без попечительства родителей, не готовы к самостоятельной жизни в обществе.
Вопрос № 2. Трудности в социализации детей, оставшихся без попечительства родителей
Чем же вызваны проблемы, связанные с социализацией детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей? Ответ заключён в данном вопросе. Именно из-за отсутствия взрослых, являющихся родственниками, в жизни детей, они чаще всего не имеют возможности найти верный путь становления в обществе.
Из-за искусственно созданной социальной среды в детских домах, которая отделена от внешнего мира, ребёнок имеет возможность общаться только со своими сверстниками, находящихся в таком же трудном жизненном положении, и работниками сиротских учреждений.
Этот факт сильно влияет на воспитание ребёнка, вследствие которого складывается особый тип общения как со сверстниками, так и с сотрудниками. Учёные отмечают сильную потребность в общении со взрослыми и получения внимания от них детьми из сиротских учреждений, Из-за чего эмоциональное состояние детей начинает напрямую зависеть от оценки их поведения взрослыми.
Со сверстниками же дети, оставшиеся без попечительства родителей, в основном, общаются агрессивно, за частую, применяя физическую силу. С другой стороны, из-за неимения знаний о способах общения, дети-сироты часто используют защитные формы поведения во многих ситуациях и конфликтах.
Так как при обучении детей сотрудники сиротских учреждений чаще всего не используют в воспитании принцип индивидуальности, у детей отсутствует самосознание и понимание Своего «Я», что приводит к ситуации, когда ребёнок не осознает ответственности за свою жизнь и значимости своей личности.
Жизнь ребёнка слишком тесно связана с воспитателем. Это проявляется в неспособности получения информации из внешнего мира, закрытости сиротских учреждений от остального мира, а также приводит к развитию несамостоятельности ребёнка в будущем.
Стоит отметить, что из-за тесных связей детей-сирот друг с другом, складывается групповая ориентация проживания. Это вызывает общественную поруку, что откладывает отпечаток на самосознании детей. Впоследствии, даже после выпуска из сиротских учреждений дети продолжают, в основном, общаться и поддерживать связь только друг с другом, не имея представления, как общаться с остальными окружающими.
Недостаток общения с внешним миром у детей, оставшихся без попечительства родителей, а также невозможность погружения в реальную социальную среду формируют шаблонное мышление у ребенка, что представляет множество затруднений в социализации после ухода из детских домов.
Все вышеприведенные факты о жизни детей-сирот затрудняют процесс перехода от опеки к самостоятельности. После выпуска из сиротских учреждений они сталкиваются с реалиями жизни, к которым они не были подготовлены. Воспитанники сиротских учреждений сталкиваются с такими трудностями, как поиск жилья, работы, взаимодействие с окружающими, получение медицинской помощи при необходимости, создания собственной семьи и др.
Вопрос № 3. Способы решения проблем социализации детей-сирот
Исходя из вышесказанного, для решения проблем, связанных с социализаций детей, оставшихся без попечительства, родителей, главной задачей является создание условий, которые способствовали бы успешной социализации детей-сирот, для выполнения чего они должны научиться участвовать во всех сферах социальной жизни.
Наравне с предыдущей задачей идет необходимость в расширении рамок общения данных детей с внешним миром. Главным образом, это должно проявляться в просвещении общества о проблемах в сиротских учреждениях. Общество должно осознавать все трудности детей-сирот, и впоследствии чего у окружающих должно появляться желание помочь детям, оставшимся без попечительства родителей.
Что же касается воспитательного и образовательного процесса в сиротских учреждениях, то необходимо использовать такие методики обучения детей, благодаря которым они освоили бы различные формы социальной деятельности, самореализацию и самосознание, процесс становления в обществе, способы взаимодействия с окружающими, методы разрешения возникающих проблем, конфликтов.
Немаловажным является принципы наглядности и индивидуальности в воспитательной работе сотрудников детских домов, так как они являются главными взрослыми в жизни воспитанников сиротских учреждений. Они должны найти к каждому ребенку свой подход для того, чтобы воспитать в ребенке личность и предоставить ему возможность осознания собственного «Я».
Вопрос № 4. Формы работы с детьми-сиротами.
Для того чтобы помочь детям-сиротам в процессе социализации в настоящее время изобретаются различные технологии социальной коррекции, с помощью которых появляется возможность уменьшать и полностью нейтрализовать социальные отклонения в поведении воспитанников сиротских учреждений. К таким технологиям относятся:
1. арт-терапия. Зачастую воспитанники сиротских учреждений испытывают трудности как в вербальном, так и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний. Арт-терапия положительно влияет на работу по искоренению этих проблем. В ходе арт-терапевтических занятий дети не просто знакомятся с разнообразными изобразительными средствами и техниками, но учатся принимать себя такими, как они есть развивать свои возможности, контролировать эмоциональное состояние, разрешать внутренние конфликты.
2. гартенотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической коррекции, при помощи которой детей-сирот обучают работе с растениями. Практика показывает, что воспитанники детских домов успешно справляются с работой на земле. Благодаря гартенотерапии развиваются тактильная и психологическая чувствительность к живому, прививаются трудовые навыки, удовлетворяется познавательная деятельность.
4. волонтерство. Широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия решают одновременно несколько задач, таких как: сформировать устойчивые антидевиантные установки; развить у себя чувство самоуважения и ответственности; повысить личную самооценку; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для личной и профессиональной жизни.
Заключение
Подводя итоги всему вышеизложенному, для успешной социализации детей, оставшихся без попечительства родителей, формирования у них социальной готовности, адекватной оценки себя, своей жизни и окружающих сотрудникам сиротских учреждений, социальным педагогам и представителям исполнительной власти, то есть сотрудникам полиции, компетентным в данной сфере деятельности, следует обращать особое внимание на соответствие условий, необходимых для формирования у детей качеств, обеспечивающих успешное становление в обществе. Таковыми являются: коммуникабельность, умение следовать поведенческим моделям, способность сделать осознанный выбор и быть ответственным за него, умение работать в коллективе, адекватное поведение в нем, расположенность к творческой деятельности, способность найти выход из проблемной ситуации.
Использованная литература
Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Федеральный Образовательный портал, 2006 г. С. 10
Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования. Федеральный Образовательный портал, 2004 г. С. 50
Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома. ООО «Школьная пресса», 2008 г. С.83
Сапожникова Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности. Вестник ЗабГУ, 2013г. С. 7
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская Энциклопедия,1972 г. С. 847