МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ

Клементьева Л.В. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная наука в области дошкольной педагогики ориентирует свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, а стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству).

В становлении личности ребенка, эстетическом его воспитании огромное значение имеет эмоциональное развитие. В.А. Сухомлинский писал, что в период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Чем больше ребенок накапливает знаний об окружающем его мире, тем богаче и ярче становится его воображение. От полноты эстетического восприятия зависят все последующие эстетические переживания. По мнению Д.Б. Лихачева, эстетическое восприятие характеризуется способностью человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества и пробуждает эстетические чувства [1, c.22].

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - далее ФГОС ДО (Приказ Министерства образования РФ №1155 от 17.10.2013 г.) упоминается о развитии у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становлении эстетического отношения к окружающему миру; формировании элементарных представлений о видах искусства, стимулировании сопереживания персонажам художественных произведений [5, с. 11].

Рассматривая проблему развития эстетического восприятия, мы провели научное исследование, целью которого было теоретическое обоснование проблемы развития эстетического восприятия и разработка методических рекомендаций по его развитию у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

Изучив теоретические основы развития эстетического восприятия, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ "Детский сад №5 "Ивушка" города Нефтеюганска ХМАО-Югры Тюменской области. Исследованием было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста, 10 педагогов и 20 родителей. Методика констатирующего эксперимента была разработана на основе следующих задач: выявить критерии, показатели и уровни развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста; подобрать диагностический инструментарий для выявления уровней развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста; изучить состояние выявленной проблемы в практике работы ДОО.

На основе анализа психолого-педагогических исследований и понимания значимости развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, как взаимосвязанного процесса развития эмоций, чувств, формирования представлений, нами были конкретизированы критерии и показатели уровней развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Мы взяли за основу показатели Н.М. Зубаревой, Р.М. Чумичевой: эмоциональная отзывчивость, эстетическое видение, владение языком искусства. Согласно вышеперечисленным критериям нами были определены уровни развития эстетического восприятия: высокий, средний и низкий.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы педагогического исследования: метод наблюдения в естественных условиях, метод беседы (индивидуальной и подгрупповой), метод игровой образовательной ситуации, анкетирование родителей и педагогов ДОО, анализ педагогической документации (календарно-тематический план) и развивающей предметно-пространственной среды групп.

Для того, чтобы выявитьуровень развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста, воспитанникам была предложена для рассматривания репродукция картины И.Э. Грабаря "Рябинка", после чего дети ответили на несколько вопросов. Вот некоторые из них: «Понравилась ли вам картина?», «Какое настроение передал художник в этой картине?», «Что вы почувствовали, глядя на эту картину?»

В процессе проведения беседы мы выяснили, что дети были увлечены темой, эмоционально реагировали, точно представляли себе настроение картины, целенаправленно и внимательно рассматривали ее. Некоторые из детей свободно могли выразить свои впечатления об увиденном, при этом речь детей была насыщена различными интонациями. Мы выяснили, что у 50% дошкольников эмоциональная отзывчивость на произведения пейзажной живописи находится на высоком уровне, у 40% дошкольников - на среднем уровне и только у 10% на низком уровне. Это говорит о заинтересованности и положительной настроенности большинства детей на общение с пейзажной живописью.

Для того, чтобывыявить уровень эстетического видения, каждому ребенку в процессе индивидуальной беседы было предложено выбрать понравившуюся картину и описать ее, ответив на вопросы педагога: Почему ты выбрал эту картину? Что, по твоему мнению, главное в картине? Объясни, почему? Сочетание каких цветов, использовал художник в картине? О чем хотел рассказать художник, когда написал эту картину?

Для проведения исследования использовались репродукции картин: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь", И.И. Левитан "Март", А. Саврасов "Грачи прилетели". По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод о том, что большинство (55%) детей находятся на среднем уровне эстетического видения, 15% на высоком и 30% детей на низком уровне. Не все детиуверенно определяются в выборе картины. Отвечают на вопросы в основном правильно, но односложно. Многие дети часто не задумываются над внутренним содержанием картины, не умеют выделить главное, не все прослеживают логические связи между замыслом художника и средствами выразительности.

В процессе игровой ситуации "Что люблю, о том и говорю" мы выявляли уровень владения языком искусства.Детям предлагалось пройти в залы "музея" и рассказать, как настоящим художникам, о любой понравившейся картине все, что захочется, описать, что на ней изображено. Нами были предложены для рассматривания репродукции уже знакомых детям картин И.И. Шишкина "Дубовая роща", И.С. Остроухова "Золотая осень", И.И. Левитана "Вечерний звон". После рассказа по картине ребенку предлагалось ответить на следующие дополнительные вопросы: Как называется картина, кто ее написал? К какому жанру ее можно отнести? Какой колорит использовал художник? Чтобы ты делал, если бы оказался в этой картине?

Результаты нашего общения с детьми говорят о том, что 35% детей проявляют фантазию и творчество в рассказе по картине, умеют анализировать замысел художника, средства художественной выразительности. 45% детей называют жанр произведения, название картин и их авторов, оценивают и описывают настроение картины, выделяют средства художественной выразительности. Пытаются высказать свое эмоциональное отношение к картине. 20% детей эмоционально равнодушны к содержанию картины, не умеют описать и изложить свое мнение о картине и находятся на низком уровне владения языком искусства.

В результате анализа всех проведенных диагностик, мы установили, что детей с высоким уровнем эстетического восприятия немного (30%). У большинства детей эстетическое восприятие развито на среднем уровне (50%), есть дети, у которых эстетическое восприятие совсем не развито (20%).

В рамках решения третьей задачи констатирующего этапа исследования было изучено состояние данной проблемы в практике работы ДОО. С целью выявить, какое внимание общению с изобразительным искусством уделяется в семьях воспитанников, мы провели анкетирование родителей. Среди вопросов, например, были такие: Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями картин? Ходите ли Вы с ребенком на выставки? Обсуждаете ли Вы с ребенком увиденное после выставки? Как Вы считаете, нужны ли знания об изобразительном искусстве для развития Вашего ребенка? Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод, что большинство родителей недооценивают то, что восприятие ребенком произведений искусства оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу. Большинство родителей не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и их картинами, не посещают выставок, не говорят с ребенком о красоте природы.

Цельюанкетирования педагогов было определение особенностей организации процесса восприятия детьми пейзажной живописи. Среди вопросов были такие: Используете ли Вы на занятиях с детьми произведения, не рекомендованные образовательной программой? Организуете ли Вы рассматривание картин, репродукций в группе вне занятий? Практикуете ли Вы проведение выставок, вернисажей в ДОО? Организуете ли Вы посещение с детьми музеев, выставок, специально подобранных для восприятия живописи? Присутствуют ли в Вашей группе необходимые разнообразные материалы (дидактические игры, альбомы с репродукциями, книги о художниках) для самостоятельной и творческой деятельности детей?

Результаты анкетирования показали, что большинство педагогов понимают необходимость развития эстетического восприятия, но ознакомление с пейзажной живописью не считают приоритетным направлением в этом процессе. Мы выяснили, что работе по организации выставок, по обогащению предметно-пространственной среды альбомами, специальными играми, литературой, уделяется недостаточно внимания.

Продолжая решать третью задачу констатирующего этапа исследования, нами были проанализированы развивающая предметно-пространственная среда нескольких групп и календарно-тематический план старшей группы ДОО. По результатам нашего исследования мы сделали вывод, что планирование образовательной деятельности включает недостаточное количество занятий, направленных на ознакомление с пейзажной живописью детей старшего дошкольного возраста. Отсутствует разнообразие форм работы с детьми: очень редко проводятся выставки репродукций картин, не практикуется посещение детьми музейных вернисажей, не проводятся консультации родителей по общению семьи с произведениями искусства. Поэтому нами были разработаны методические рекомендации родителям, педагогам дошкольного образования, направленные на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пейзажной живописью.

Диагностика исходного уровня развития эстетического восприятия у старших дошкольников показала, что работа должна быть направлена на формирование у ребенка содержательной стороны образования, положительного отношения к произведениям искусства. Необходимо продолжать развивать у ребенка интерес к ознакомлению с пейзажной живописью, расширять у дошкольников знания и представления о пейзажной живописи, знания о средствах выразительности, специальной терминологии искусства.

С целью развития эмоциональной отзывчивости у детей, мы предлагаем использовать такие формы работы, как систематические наблюдения в природе, экскурсии в природу, рассматривание альбомов с репродукциями художников-живописцев, организация игр, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, прослушивание музыкальных произведений вне занятий, в режимных моментах.

С целью развития эстетического видения в процессе восприятия пейзажной живописи необходимо использовать для работы с детьми чтение рассказов и поэтических произведений о природе, заучивание стихотворений наизусть, дидактические игры, направленные на восприятие цвета, линии ("Подбери цвет", "Если бы я был художником"), занятия-беседы, виртуальные экскурсии, занятия-развлечения, знакомство с авторами пейзажных картин, их творчеством.

Для того, чтобы развивать у детей умения владеть языком искусства посредством восприятия пейзажной живописи, нами были предложены: сюжетно-ролевые игры "Мастерская", "Художественная школа", "Галерея искусств", игровые и проблемные ситуации, интегрированные занятия. Необходимо периодически оформлять выставки репродукций картин пейзажной живописи, сопровождая их искусствоведческим рассказом педагога либо ребенка, например, такие: "Экскурсия в картинную галерею", "Путешествие в мир искусства" .

Работа с педагогами должнасистематизировать знания по организации содержания и методики работы с детьми по развитию эстетического восприятия. Она должна проводиться как в коллективных, так и в индивидуальных формах. Это могут быть консультации: "Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам по восприятию произведений живописи", "Музейная педагогика: истоки, настоящее и перспективы", "Интеграция разных видов искусств в развитии эстетического восприятия старших дошкольников", "Оборудование центра художественно-эстетического развития". Так же мы предлагаем провести деловую игру "Искусство в жизни человека"; семинар-практикум "Анализ интегрированных занятий по искусству" с целью обучения технологии моделирования интегрированных занятий по эстетическому воспитанию в ДОО и их анализу. Как уже было сказано выше, необходимо систематически организовывать выставки репродукций картин пейзажной живописи, разработать тематические выставки (по сезонам), помогать педагогам в подборе и оформлении художественного материала.

С целью приобщения родителей к совместной деятельности с педагогами по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников, мы предлагаем использовать такие формы работы, как: консультации, анкетирование, дискуссия-размышление "Художественная мозаика", "Встреча в художественной гостиной" (разговор о творчестве художника-пейзажиста И.Шишкина). Все эти мероприятия направлены на то, чтобы убедить родителей в необходимости и значимости ознакомления детей с произведениями искусства, на объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у дошкольников. Необходимо выявить возможные затруднения родителей в воспитании дошкольников, помочь родителям конкретными советами, помочь в выборе соответствующего художественного материала.

В процессе исследования наши наблюдения позволили утверждать, что дети старшего дошкольного возраста вполне восприимчивы к ознакомлению с произведениями пейзажной живописи, однако без определённой системы работы уровень знаний детей оставляет желать лучшего. Результаты диагностики старших дошкольников в ходе нашего исследования подтверждают необходимость углубленной работы с детьми по развитию эстетического восприятия в процессе ознакомления с пейзажной живописью. Предлагаемые методические рекомендации являются значимыми для воспитательно-образовательной работы с детьми, так как их проведение способствует развитию эстетического восприятия у старших дошкольников.

Список литературы:

  1. Бычков, В.В. Эстетика: Учебник для вузов [Текст] / В.В. Бычков. - М.:Академический Проект, 2009. - 452 с.

  2. Зырянова, С.М. Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /С.М. Зырянова //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (21). - С. 151-156

  3. Лыкова, И.А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / И.А. Лыкова. - М. : Издательский дом "Цветной мир". 2014. - 144 с., илл. 15.

  4. Соколова, Н.Н. Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в условиях мини-музея [Текст] / Н.Н. Соколова //Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 388-390.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Просмотров работы: 367