Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня.
Иррациональное уравнение, как правило, сводится к равносильной системе, содержащей уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной называют иррациональным, если хотя бы одна из функций или содержит переменную под знаком радикала.
Неравенства, в которых неизвестное находится под знаком радикала, называют иррациональными.
Методы решения иррациональных уравнений:
Решение уравнения с использованием монотонности функции.
Метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень.
Решение уравнений с использованием замены переменной.
Метод разложения на множители выражений, входящих в уравнение.
Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных уравнений.
Метод оценки.
Иррациональные уравнения, содержащие степени выше второй.
Рассмотрим применение метода возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень.
Пример.
Выполним проверку, убеждаемся, что решением уравнения будет x=9.
Ответ:
Рассмотрим применение решение уравнений с использованием замены переменной.
Пример.
Замена: тогда
Получаем уравнение:
Решив квадратное уравнение, получаем ,
Поскольку остаётся
Выполним обратную замену:
Откуда или
Ответ:
Рассмотрим применение иррациональные уравнения, содержащие степени выше второй.
Пример.
Возведём обе части уравнения в шестую степень:
Применив формулы куба и квадрата суммы, раскроем скобки:
Выполнив подстановку корней, получаем, что решением данного уравнения будет
Ответ:.
Рассмотрим пример решения системы иррациональных уравнений.
Пример.
Решение:
Возведём 1 уравнение в куб, получим:
Возведём обе части уравнения в куб, получим:
Ответ:
Далее рассмотримметоды решения иррациональных неравенств и их систем.
К простейшим иррациональным неравенствам относятся неравенства вида:
< g(x) и > g(x), или ≤ g(x) и ≥ g(x)
Методы решения:
Метод подстановки или введение новой переменной.
Метод интервалов.
Графический метод.
Этапы применения метода интервалов:
Привести исходное неравенство к виду f (x) > 0.
Найти область определения функции y = f ( x).
Найти нули функции y = f (x) в области ее непрерывности (т.е. корни уравнения f(x)=0) и точки разрыва (если они существуют).
Нанести с учетом области определения на числовую ось полученные точки.
На каждом из интервалов, полученных на числовой оси, определить знак функции y=f(x) и поставить его над этим интервалом.
Выбрать нужные по условию интервалы и записать ответ.
Рассмотрим применение метода интервалов.
Пример..
Перенесем слагаемые из правой части неравенства в левую, меняя при этом их знак на противоположный
Область определения функции, стоящей в левой части неравенства есть промежуток .
Решим соответствующее уравнение:
Подставив полученные корни в уравнение, выявляем посторонние корни, x = – 3 – посторонние корни, значит x = 3 – корни уравнения.
Нанесем на числовую ось полученные точки , x = 3, отметив область определения (рис. 1).
Рис. 1
Определим знаки на каждом из трех интервалов.
В ответ выбираем те промежутки значений x, где стоит знак «+», при этом учитываем вхождение в ответ точек, являющихся граничными.
Получаем, что
при . Таким образом, ответ исходного неравенства есть промежуток .
Ответ: .
Рассмотрим пример решения системы иррациональных неравенств.
Пример.
Решение:для решения данной системы определим сразу ОДЗ.
ОДЗ:
ОДЗ: x[; 4] [5; + ].
Решение:
Общим промежутком значений удовлетворяющих как первое, так и второе неравенство является x [4;.
Если учесть значение ОДЗ, тогда решением системы неравенств будет находиться на промежутке: x [5;.
Ответ: [5; {4}.
Для решения уравнений или неравенств следует выделять общий прием решения, который можно представить следующими этапами:
1. Определить вид уравнения, неравенства.
2. Определить стандартное оно или нет.
3. Если стандартное, то решить в соответствии с известным правилом, алгоритмом.
4. Если нестандартное, то выяснить, какие преобразования необходимо выполнить, чтобы свести его к стандартному, либо перейти к использованию искусственных приемов решения.
5. Выполнить эти преобразования.
6. Сделать проверку.
7. Записать ответ.
Таким образом, нами были рассмотрены общие методы решения иррациональных уравнений, неравенств и их систем. Были выявлены общие подходы к решению, систематизированы методы решения, как иррациональных неравенств, так и иррациональных уравнений. Эти подходы применяли в практической части работы, для решения систем, содержащих иррациональные уравнения и неравенства. Данная работа помогает разобраться в методах решения иррациональных уравнений и неравенств, способствует углублению знаний и их закреплению. Изучение темы иррациональные уравнения очень важно при подготовке одаренных детей.
Список используемых источников
Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа [Текст]: учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / Ш.А. Алимов. – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
Башмаков, М.И. Алгебра и начала анализа [Текст]: учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / М.И. Башмаков. – М.: Просвещение, 2012. – 351 с.
Болтянский, В.Г. Математика: лекции, задачи, решения [Текст] / В.Г. Болтянский. – М.: Альфа, 2016. – 637 с.
Виленкин, Н.Я. Алгебра и математический анализ для 11 класса [Текст]: учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.
Григорьев, А.М. Иррациональные уравнения [Текст] / А.М. Григорьев // Квант. – 2012. – № 7. – С. 46-49.
Гущин, Д.Д. Сборник заданий по алгебре для подготовки к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам [Текст] / Д.Д. Гущин. – М.: Просвещение, 2016. – 356 с.
Егоров, А.И. Иррациональные неравенства [Текст] / А.И. Егоров // Математика. Первое сентября. – 2012. – № 5. – С. 13-14.
Егоров, А.А. Иррациональные уравнения [Текст] / А.А. Егоров // Математика. Первое сентября. – 2012. – № 7. – С. 9-13.
Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа [Текст]: учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А.Н. Колмогоров. – М.: Просвещение, 2011. – 320 с.