Одним из основных принципов ФГОС ДО является принцип уважения личности ребенка. Согласно Стандарту задачей педагога является создание условий для его личностного развития, социализации и индивидуализации. Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна.
В психолого-педагогической литературе представлены исследования, посвященные половому воспитанию детей дошкольного возраста (В.К. Лосева, В.Е. Каган и др.), полоролевому воспитанию (Т.П. Хризман, Т.А. Репина и др.), гендерному воспитанию (Н.Е. Татаринцева, Л.В. Градусова и др.).
Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Полоролевое поведение родителей является основой для формирования полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола. Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т.д.
И.С. Клециной определяет половое воспитание как систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовку их к семейной жизни [3].
Как указывает Т.А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания [7]. В рамках такого воспитания учитываются половозрастные особенности становления личности мальчиков и девочек. Это обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности.
Полоролевое воспитание, по мнению Д.В. Колесова, представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества [4].
Согласно точке зрения Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание заключается в освоении таких качеств, как уважение, дружба между детьми разного пола, в осознании ими соответствующих норм и представлений, в становлении доброжелательных и положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, а также в дифференцированном подходе, опирающемся на половых особенностях во всех видах жизнедеятельности [5].
Таким образом, наиболее поддающимся становлению отношения к миру и к себе как представителю определенного пола является дошкольный возраст.
Как известно, основной деятельностью дошкольников является игра. О важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л.С. Выготский. Т.А. Репина также подчеркивает важное значение игры, выступающей в качестве условия формирования полоролевого воспитания. Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку», однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [7].
Как считает М.Д. Маханева, дошкольник в играх-драматизациях предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используя различные средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль. В игре-драматизации дошкольник воспроизводит сюжет с заранее определенным сценарием. Однако такой сценарий не ограничивается четкими рамками и позволяет ребенку импровизировать в ходе игры. Импровизация затрагивает и текст, и действие. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа [6].
Значительный интерес с этой точки зрения представляют работы Е.А. Антипиной. Данный исследователь выделяет шесть видов игр-драматизаций. Остановимся на них подробнее.
. Драматизация художественных произведений. Ребенок берет на себя роль персонажа, входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Речь дошкольника становится ярко интонационно окрашена, он активно использует жестомимические приемы, подражает.
. Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами. Персонажи - силуэты из картона или фанеры на устойчивых подставках окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу.
. Настольный конусный театр. Игрушки-артисты в таком театре состоят из геометрических фигур.
. Пальчиковый театр. Пальцы рук ребенка становятся и героями, и сценой, и сюжетом.
. Театр марионеток или кукол на ниточках. Деревянная основа, к которой привязываются ниточки или веревочки, удерживающие голову, руки, ноги кукол, управляет движениями марионеток.
. Театр теней. Этот театр признается одним из самых условных театров [2].
По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [1].
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом воспитании приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого воспитания. Использование игр-драматизация как средства полоролевого воспитания может эффективно реализовываться при следующих условиях:
- целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизаций, в которых четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины;
- организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом;
- формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
Список литературы:
Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 16-24.
Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. - М., 2003. - 295 с.
Клецина, И.С. Гендерная социализация: учебное пособие [Текст] / И.С. Клецина. - СПб., 1998. - 206 с.
Колесов, Д.В., Сельверова, Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания [Текст] / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. - М.: ФиС, 1978. - 198 с.
Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.К. Ледовских. - М.: Владос, 2008. - 237 с.
Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2001. - 198 с.
Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - Москва-Воронеж, 2004. - 300 с.