ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поманисточка Я.Н. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей. Актуальность проблемы состоит в том, что педагогическая наука и практика относятся к полу ребенка как к несущественной характеристике. Также, из-за недостаточной практической и теоретической разработанности проблемы полоролевая социализация остается стихийным процессом.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является принцип уважения личности ребенка. Согласно Стандарту задачей педагога является создание условий для его личностного развития, социализации и индивидуализации. Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна.

В психолого-педагогической литературе представлены исследования, посвященные половому воспитанию детей дошкольного возраста (В.К. Лосева, В.Е. Каган и др.), полоролевому воспитанию (Т.П. Хризман, Т.А. Репина и др.), гендерному воспитанию (Н.Е. Татаринцева, Л.В. Градусова и др.).

Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Полоролевое поведение родителей является основой для формирования полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола. Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т.д.

И.С. Клециной определяет половое воспитание как систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовку их к семейной жизни [3].

Как указывает Т.А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания [7]. В рамках такого воспитания учитываются половозрастные особенности становления личности мальчиков и девочек. Это обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности.

Полоролевое воспитание, по мнению Д.В. Колесова, представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества [4].

Согласно точке зрения Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание заключается в освоении таких качеств, как уважение, дружба между детьми разного пола, в осознании ими соответствующих норм и представлений, в становлении доброжелательных и положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, а также в дифференцированном подходе, опирающемся на половых особенностях во всех видах жизнедеятельности [5].

Таким образом, наиболее поддающимся становлению отношения к миру и к себе как представителю определенного пола является дошкольный возраст.

Как известно, основной деятельностью дошкольников является игра. О важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л.С. Выготский. Т.А. Репина также подчеркивает важное значение игры, выступающей в качестве условия формирования полоролевого воспитания. Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку», однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [7].

Как считает М.Д. Маханева, дошкольник в играх-драматизациях предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используя различные средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль. В игре-драматизации дошкольник воспроизводит сюжет с заранее определенным сценарием. Однако такой сценарий не ограничивается четкими рамками и позволяет ребенку импровизировать в ходе игры. Импровизация затрагивает и текст, и действие. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа [6].

Значительный интерес с этой точки зрения представляют работы Е.А. Антипиной. Данный исследователь выделяет шесть видов игр-драматизаций. Остановимся на них подробнее.

. Драматизация художественных произведений. Ребенок берет на себя роль персонажа, входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Речь дошкольника становится ярко интонационно окрашена, он активно использует жестомимические приемы, подражает.

. Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами. Персонажи - силуэты из картона или фанеры на устойчивых подставках окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу.

. Настольный конусный театр. Игрушки-артисты в таком театре состоят из геометрических фигур.

. Пальчиковый театр. Пальцы рук ребенка становятся и героями, и сценой, и сюжетом.

. Театр марионеток или кукол на ниточках. Деревянная основа, к которой привязываются ниточки или веревочки, удерживающие голову, руки, ноги кукол, управляет движениями марионеток.

. Театр теней. Этот театр признается одним из самых условных театров [2].

По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [1].

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом воспитании приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого воспитания. Использование игр-драматизация как средства полоролевого воспитания может эффективно реализовываться при следующих условиях:

- целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизаций, в которых четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины;

- организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом;

- формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.

Список литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 16-24.

  2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. - М., 2003. - 295 с.

  3. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учебное пособие [Текст] / И.С. Клецина. - СПб., 1998. - 206 с.

  4. Колесов, Д.В., Сельверова, Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания [Текст] / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. - М.: ФиС, 1978. - 198 с.

  5. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.К. Ледовских. - М.: Владос, 2008. - 237 с.

  6. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2001. - 198 с.

  7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - Москва-Воронеж, 2004. - 300 с.

Просмотров работы: 3024