ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Медведева И.И. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время особое внимание необходимо уделять социально-нравственному воспитанию, начиная с дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так, в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Кроме того, ФГОС ДО направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [5].

На современном этапе возникает потребность в переосмыслении подходов к определению целей, задач, отбору содержания нравственного воспитания и оценке уровня представлений о добре и зле ребенка старшего дошкольного возраста. В дошкольной образовательной организации необходимо совершенствовать способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей и мир культуры.

Формирование представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с художественной литературой, ребенок учится осознавать себя высоконравственным человеком, живущим в определенный временной период.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с художественной литературой станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. В этом возрасте дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Перечень художественных произведений для детей старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Вопросы нравственного воспитания представлены во всем перечне жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. В связи с этим в рамках нашего исследования мы разработали систему мероприятий, направленных на формирование представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Прежде всего считаем необходимым создать в старшей группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, разместить в группе предметы для формирования представлений о добре и зле, пополнить уголок ряженья, разместить соответствующую литературу и т.д. Материалы должны быть эстетически оформлены и расположены на различной высоте, по всему периметру групповой комнаты. Проводимая работа позволит добиться улучшения в процессе формирования представлений о добре и зле. В перспективный план необходимо включить проведение НОД. Так можно организовать комплекс мероприятий «Илья Муромец и Соловей Разбойник», "Богатыри», «Ставр Годинович». Цель этих мероприятий: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Перед проведением НОД детям необходимо прочитать сказки «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», чтобы дети смогли в процессе НОД принимать участие в обсуждении, отвечать на вопросы, возникающие в процессе проведения НОД. Некоторые темы, такие как «Нет милее дружка, чем родимая матушка», «Русская изба», формируют представление о семье, семейном быту, как в настоящее время, так и в прошлые века.

В рамках НОД по рисованию и лепке на тему «Оружие богатырей», «Герои- богатыри», «Гончарные мастеровые», «Кони русских богатырей» воспитатели широко используют русское народное декоративно-прикладное искусство. Составляют узоры по мотивам гжельской, хохломской, Городецкой росписи. Учатся составлять композиции. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится занятиям декоративной лепкой.

Каждое занятие проводится с использованием наглядного материала: картина В.М. Васнецова «Богатыри», панно «Русские богатыри», иллюстрации Древней Руси, а также карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружия современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат), костюмы богатырей и гусляра. Почти на каждом занятии дети должны узнавать новые, ранее незнакомые им слова, которые закрепляются в словесных играх, театральных сценках.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Основным методом нравственного воспитания детей является чтение художественной литературы, в частности сказок. Для повышения детской мыслительной активности необходимо использовать приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, а также приучать детей самостоятельно анализировать услышанное, делать обобщения, выводы.

Необходимо, используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины, научить детей с выражением рассказывать выученные отрывки из произведений. При проведении различных видов деятельности у детей воспитывается устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа, знакомя их с традициями и устоями «Входя в избу, волей- неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло; Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол- избы; Без печи хата - не хата».

В самостоятельной деятельности полученные знания дети используют в дидактических играх «Герои русских сказок», "Собери богатыря в дорогу" Особой популярностью у детей пользуются игры: «Петушиные бои», «Богатыри», «Слепой козёл», «Здравствуй, дедушка Мазай» - именно подвижные игры способны развивать ловкость, координацию движений, и учить детей соблюдать правила игры. Применяются и словесные игры «Похвали соседа», целью которых является упражнение детей в подборе слов, характеризующих положительные качества человека.

Основной формой работы является чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей. Также рекомендуется проведение НОД по развитию речи.

Для более эффективного результата необходимо взаимодействие с родителями, а также работа с педагогами, для того, чтобы специалист применял элементы русской народной культуры. Родителей необходимо вовлекать в разнообразную деятельность: это могут быть и семинары, и оформление стендов, папок-передвижек. Особый интерес у родителей вызывает пополнение уголка ряженья в «Русской избе». Также можно организовывать встречи, например, встреча «Посиделки у самовара», где родители могут испечь пироги.

В прихожей старшей группы вместе с родителями можно оформить выставку «В человеке всё должно быть прекрасно – и душа, и одежда, и мысли». На стендах выставки - фотографии, на которых изображены: дети и их родители, занятые своими увлечениями (чтением книг, рисованием, изготовлением поделок, уходом за животными, совместным трудом дома и на даче, в магазины и центры для покупки одежды, обуви, книг, игрушек.

Таким образом, художественная литература создает благоприятные условия для формирования представлений о добре у детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы художественная литература стала средством формирования представлений о добре и зле, в ДОО и семье именно в дошкольном возрасте, следует давать детям не только сумму моральных навыков и знание определенных норм поведения, но целенаправленно знакомить детей с художественной литературой, имеющей воспитательное значение, а также направлять их добрые побуждения, желания и усилия на формирование добрых, гуманных чувств и нравственных отношений, в которых рождаются осознанное совершение добрых дел и поступков.

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: Просвещение, 2009. - 202 с.

  2. Воспитание нравственных чувств у старших школьников [Текст] / под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.

  3. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова //Дош­кольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 98-100.

  4. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 2009. - №4. - С. 29-38.

  5. Штольц, Х., Рудольф, Р. Как воспитать нравственное поведение? [Текст] / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Просвещение, 2006. - 375 с.

  6. Эйсмонт-Швыдкая, Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. - М.: Просвещение, 2009. - 243 с.

Просмотров работы: 388