АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Харламова Д.А. 1
1Университет МВД России имени В,Я,Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальные ценности личности студентов - будущих социальных педагогов

В статье поднимаются актуальные вопросы, связанные с педагогической аксиологией. Представленный материал уточняет специфику профессиональных ценностей в системе образования, а также описывает теоретические основы их формирования у студентов - будущих социальных педагогов. Изучить основные источники формирования ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов. Ключевые слова: профессиональные ценности; будущие педагоги; организационно-педагогические условия.

Введение

Несмотря на то, что проблема иерархии личностных ценностей современной молодежи кажется уже изученной, она до сих пор привлекает внимание педагогов, психологов и социологов.

Актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценностей человека и общества. Очевидно, что, если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Для этого необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека. Такими ценностями, на вершине иерархии которой находится ценность человека и его жизни, чести и достоинства, счастья и развития, могут быть признаны общество, свобода, равенство и т.д., являющиеся важнейшими этическими терминальными ценностями. Эти же ценности могут образовывать иерархию по признаку своей роли в реализации ценности общества.

Содержательную сторону направленности личности, основу ее мировоззрения и основу жизненной концепции определяют ценностные ориентации. Они служат критерием норм и правил поведения, по мере их усвоения происходит социализация. В основе ценностных ориентаций находится система ценностей, которые представляют собой результат выбора того или иного объекта, состояния, потребности, цели по степени их значимости для человека, группы, общества в целом.

Основная часть

Российские психологи и педагоги по-разному оценивают значение и важность ценностных ориентаций личности в системе профессионального самосознания. Некоторые из них говорят о важной роли формирования профессионального самосознания и самоопределения личности. ( В.Д. Шадриков и Е.А. Климова)

Другие исследователи утверждают о существенном влияние системы ценностей на развитие сознания и самосознания, личностно - ориентированного образования. Делают акцент на формировании личностно смысловой сферы у студента, характерным признаком которой выступает их отношение к постигаемой действительности, осознание ее сущности, поиск причин и смысла происходящего вокруг. ( Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев)

Белугина считает, что выбор ЦО определяется возможностями человека ориентироваться во всем богатстве накопленных норм и ценностей общественной человеческой жизни и общим развитием человека.

Деятельность человека определена внутренним общественно-важным отношением к окружающей жизни. Это отношение, проявляющееся в действиях, отношении к какому - либо предмету либо действию является основанием его восприятия действительности, либо ценностными ориентациями.

ЦО - трудное общественно-психологическое явление, определяющее нацеленность и содержание активности личности, составляющей долю взаимоотношений человека, по отношению к окружению, к себе, придающее смысл и направленность личным позициям, поступкам. СЦО обладает многоуровневой структурой. На самом ее верху – ценности, связанные с эталонами и актуальными целями человека.

Изменяя мир вокруг себя, человек отталкиваются от собственных интересов и потребностей и для этого формируют вокруг себя определенную область заинтересованности. ЦО отражают объективные потребности и интересы сообщества. Потребности составляют еще один объективный фактор ЦО личности. В субъективных целях личности отражается объективное содержание социальных процессов.

Система ценностных ориентаций основана на идеологии общества. При разных идеологиях приоритет может отдаваться разным ценностям.

Категория ценностей является одной из важнейших для педагогики, и к ее изучению обращались такие исследователи, как В. И. Горовая, Т. И. Власова, Н. Д. Никандрова, В. М. Розина, В. А. Сластенин, П. Г. Щедровицкий и др. Однако категорией «ценность» не ограничивается весь понятийный аппарат педагогической аксиологии. Для данной науки важнейшее место занимают такие понятия, как система ценностей, ценностная установка, ценностная ориентация, ценностные отношения и др.

При этом исследователи подчеркивают, что отношение человека к ценностям меняется в зависимости от возраста, жизненного опыта, идеалов и т. д.

Общество построено так, что в центре личностных ценностей находится профессиональная деятельность, но жизнь гораздо богаче и шире. В этом процессе, очень важное значение имеет адаптация к новым условиям. Это тесно связано с выбором будущей профессии.

Н.Ю.Зыкова подчеркивает, что профессиональные ценности являются смысловой основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. Ведь эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений с окружающим социумом во многом зависит от того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотносит внешние требования профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира.

Я считаю, то под профессиональными ценностями педагога понимается осознаваемая и разделяемая педагогом система ценностей, представлений, отношений, связанных с профессией, определяющая общую направленность педагогической деятельности, а также выбор путей и средств овладения знаниями, умениями, которые необходимы для оптимального выполнения профессиональных функций.

Очевидно, что аксиологические ориентиры по отношению к будущей профессии закладываются еще в процессе профессионального обучения - в педагогическом вузе, колледже. Именно эти аксиологические ориентиры впоследствии должны стать базисом, определяющим характер всей трудовой деятельности индивида.

Ценности значительно влияют на убеждения личности. Как компонент личности ценностные ориентации предполагают собой целостность идей, поведения, эмоций. В создании ценностных ориентаций принимает участие предыдущий опыт человека. Эмоциональной базой его ЦО представляется разнообразное устройство интересов, мыслей, взглядов, поэтому ценности неустойчивы, изменяются в ходе деятельности.

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка. В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Социальный педагог - организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, а также на взаимодействие с взрослым населением, нуждающемся в социально-педагогической помощи.

Для того чтобы приобщить социальных педагогов к общечеловеческим ценностям нужно выяснить сущность понятия «ценность». Понятие «ценность» введено в научный оборот известным философом И. Кантом при противоположении сферы нравственности - свободы и сферы природы – необходимости. В известной работе "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны.

Как элемент структуры личности ЦО характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Индивидуальные системы ценностей могут быть различными, однако необходимо добиваться, чтобы иерархия высших ценностей специалистов в основном соответствовала иерархии этических ценностей социальной работы, поскольку именно специалист, реализуя в своей профессиональной деятельности определенные ценности, ответственные и за процесс деятельности, и за его результат.

Заключение

Данная тема, выбрана мной, по причине её актуальности. Ценностная направленность находит себя в установленной ориентированности разума и действия, проявляющихся в социально важных процессах и действиях.

ЦО формируют осмысление позиции личности по отношению к общественной реальности, устанавливают обширную мотивацию ее действий и значительно воздействуют на его собственную реальность. Юношество считается носителем культуры и ценностей, поэтому формирование модели жизнеустройства студента очень интересно для изучения.

Так же можно выделить следующие ценности социального педагога, которые должны формироваться у студентов педагогического колледжа, вуза:

1. Главными в профессиональном образовании будущих социальных педагогов являются аксиологические аспекты, определяющие социально-педагогическую деятельность студентов. Базовыми ценностями в учебно-воспитательном процессе будут являться: гуманизм; человек как высшая ценность; право человека на жизнь; достоинство личности; милосердие; толерантность (терпимость); коммуникативность; деликатность; оптимизм.

2. В связи с тем, что индивидуальные ценности преобладают над социальными, необходимо разрабатывать воспитательные программы, направленные на формирование личностных, социальных и профессиональных ценностных ориентаций, обеспечивающих успешное социальное взаимодействие и социальную ответственность студентов.

3. В качестве основных механизмов формирования ценностных ориентаций применяются специально организованное педагогическое воздействие среды и микросоциального окружения, личностно - профессиональная успешность преподавателей посредством которых внешние регуляторы переводятся во внутренний план на основе интериоризации и интеграции. Постоянная диагностика ценностных ориентаций студентов обеспечивает мотивированную постановку воспитательных задач, оценку достигнутого состояния ценностных ориентаций и определяют состав и характер педагогических действий.

Основными составляющими программы формирования ценностных ориентаций, обеспечивающими ее эффективность, являются:

а) установление при помощи социологических измерений исходного, промежуточных и итогового состояний личностных, социальных и профессиональных ценностных ориентаций студентов;

б) включение результатов анализа состояния ценностных ориентаций студентов в цепь рефлексивной субъектно-объектной связи, оценке и корректировке системы воспитательных мероприятий;

в) разработка, планирование и выполнение педагогических действий, направленных на понимание студентами жизненных и профессиональных ситуаций.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

3. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427 с.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия - учеб. / под ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. 543с.

5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 208 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.

7. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Мысль, 1995. т. 4. 544 с.

Просмотров работы: 150