К сожалению, существует тенденция того, что школа, семья, общество не справляются с задачами физической подготовки молодежи к жизни, к производительному труду, к воинской службе. При этом недопустимо большое количество учащихся имеют не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников интереса к физической культуре.
Актуальность проблемы формирования у школьников интереса к сфере физической культуры и спорта (ФК и С) стала очевидной давно. Однако комплексное изучение ее проводилось недостаточно интенсивно. Имеющиеся исследования и эмпирические данные носят фрагментарный характер, не отражают сложности и существа явления (М.И. Жаворонкова, 1972; Н.А. Эль-Саббат, 1976; Н.А. Козленко, 1984; К.К. Кардялис, 1992 и др.). Более того, до сих пор не определено само понятие интереса к физической культуре, не разработаны методологический и концептуальный подходы к решению этой, по существу центральной научно-практической проблемы в области физического воспитания школьников и, естественно, не определены пути, средства, методы и методики формирования этого интереса, общественно необходимого и жизненно важного для каждого человека.
Предметом исследования является образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Объект исследования: интерес к физической культуре у учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании системы эффективных средств, методов и методик формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке.
2. Изучить формирование интереса и повышение эффективности школьного урока физической культуры.
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.
Меняется значимость привлекательных сторон физической Культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной деятельности.
С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся примерно в равной степени
В старших классах интересы школьников остаются примерно теми же, но углубляется их дифференциация. Начиная с 9-го класса заметен резкий спад интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом самосознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реагируют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде исследований, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной активности.
Мотивация занятий физической культурой формируется на основе естественной потребности школьника в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. Активно-положительный интерес к физической культуре является интегральным проявлением мотивационных процессов и в результате своего развития превращается в новую, вторичную потребность в физическом совершенствовании, на основе которой формируются новые мотивы и интересы. В процессе развития интереса воспитывается активность школьника в физическом совершенствовании, формируются привычки к физическим упражнениям, гигиеническим нормам и процедурам. Интересы, мотивы, потребности и привычки определяют в целом активно-положительное отношение учащихся к физической культуре. Таким образом, интерес к физической культуре является главным, центральным звеном в системе названных личностных образований школьника.
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них:
1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.
2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, является значимой для него, а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас совершенствование ведения мяча» или: «Сегодня у нас отработка зачетных упражнений».
Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи.И конкретная постановка задачи может не привести к желаемому результату, если она не привлекает учащегося, не связана какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им цели. Например, учитель объявляет, что в конце урока будет проведена игра в баскетбол между мальчиками и девочками, причем учитываться будут только те заброшенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных передач. В этом случае у учащихся появляется стимул выполнять упражнение в передаче мяча партнеру правильно.
Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена. Поэтому учителя физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится заново изучать даже простые элементы программы.
Поэтому учителю необходимо готовиться к сложностям педагогической деятельности, повышать свой психофизический и функциональный потенциал, формировать физическую культуру, стремиться к приобретению опыта вероятностных профессиональных решений.
Оптимальная загруженность учащихся на уроке.
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.
Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5 минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимый для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учащихся, расхолаживают их.
Осуществление постоянного контроля за учащимися на уроке. Активизировать учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю полезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность и 4-6 основных видов деятельности (А.А. Глушак).
Максимальное включение в деятельность всех учащихсяОсвобожденные от выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в уроке не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников-организаторов.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы
Интересы школьников должны подстраиваться, подтягиваться к интересам, потребностям и возможностям общества, а не наоборот. Следует создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе требования и интересы общества, на ее основе должны разрабатываться региональные, а затем и авторские программы, которым предстоит выполнить роль объективно-субъективного (организационного) фактора.
У школьников необходимо формировать интерес и привычку, прежде всего, к тем видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь возможность каждый выпускник после окончания школы, в том числе будучи взрослым и пожилым человеком.
С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.
Личность учителя, его педагогическое и методическое мастерство являются главными факторами успешного формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту.
Список источников
1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., «Просвещение», 1987. – с. 287.
2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
3. https://урок.рф/library/formirovanie_interesa_k_urokam_fizicheskoj_kultur_190739.html