ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Юмадилова Л.Х. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное детство - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного, физического, интеллектуального, эмоционального и коммуникативного развития. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и в связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.

Возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, портрет выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Согласно ФГОС ДО образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира [6, c.10].

В требованиях к результатам основной образовательной программы дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать «начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы…» [6, c. 30].

Появление данных документов говорит о том, что в настоящее время задача формирования интереса к школе становится проблемой государственной важности уже на начальной ступени общего образования в РФ.

В связи с этим решаются задачи воспитания у старших дошкольников интереса к школе; обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.

Интерес имеет важное значение в осуществлении любой деятельности человека. Он является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, кругозора, служит важнейшим условием творческого отношения к работе. Интересы формируются в процессе игровой, трудовой, учебной деятельности и зависят от условий жизни и воспитания человека.

Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности».

Множество ученых и педагогов, и психологов посвятили свои работы именно воспитанию интереса к школе, к получению знаний. Только вопрос этот можно рассматривать с разных сторон. Например, педагоги М.М. Безруких, С.П. Ефимов, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Я. Кушнир и др. обращают внимание на личность шестилетнего ребенка с позиции воспитания и обучения. Такие психологи, как Е.А. Бондаренко, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, Г.Н. Година и В.А. Крутецкий обращали внимание на развитие психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти. В работах М.М. Безруких и С.П. Ефимовой обращается внимание на особенности воспитания интереса к знаниям, к школе.

Одним из средств воспитания интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста может быть детская художественная литература.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) также обозначена важность решения задачи приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. В частности, одной из важнейших задач, обозначенной в образовательной области «Речевое развитие» является – знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух различных жанров детской литературы. Схожие, тесно связанные задачи, указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», а именно - восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Изучению данного вопроса посвящены психолого-педагогические исследования (З.А. Гриценко, П.М. Гурович, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина). По мнению М.М. Алексеевой, знакомство с художественной литературой обеспечивает литературное развитие детей дошкольного возраста, однако недостаточно реализован потенциал средств формирования познавательного интереса к художественной литературе.

Анализ исследований вышеуказанных авторов показал, что художественная литература активно используется в целях воспитания нравственных качеств личности, формирования эстетического восприятия, развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Книга рассматривается как важное средство формирования у детей целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. Велика ее роль и в воспитании интереса к школе.

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Художественная литература рассматривается как важное средство формирования у детей целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, интереса к школе. При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей.

Е.И. Тихеева, считала «живое слова» важнейшим средством развития ребенка дошкольного возраста. Автор сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой: что и как читать детям, почему детскую художественную литературу необходимо рассказывать, какие вопросы задавать до и после чтения [3, c.86].

Литература, по словам Е.А. Флериной, расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, формирует его восприимчивость, эмоциональность. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой интересы концентрируются вокруг продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становится привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину [5, c.36].

При подготовке детей к обучению в школе ценными будут произведения на тему «Школа». Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения.

Например, рассказ о Незнайке, который не умел читать и заблудился в городе; сказка о Буратино, который вместо школы отправился гулять и чуть не попал в беду. Также можно прочитать детям рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Сюда же можно отнести сочинение сказок и историй «Один день из моей школьной жизни». Каждый ребенок, принимая позицию школьника, рассказывает о своем дне в школе.

Сказки М.А. Панфилова «Лесная школа» помогают в формировании мотивации к учебной деятельности, формируют позитивные модели поведения, помогают избежать негативных эмоций. Они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление. Дети с нетерпением ждут встреч с героями «Лесной школы», беседуют об их поступках, учатся прощать и любить.

Через сказки (Н.П. Слободяник «Памси», О.В. Хухлаева «Сказка о котенке Маше») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе.

Известнейшие детские писатели А.Л. Барто, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей.

Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность. Рассказы В.А. Осеевой, В.В. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные проблемы. Чтение обязательно сопровождается беседой, где дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Поэтому, М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, В.И. Логинова, С.В. Петерина и В.И. Яшина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном [1, c.352].

Дети любят повторное чтение, и при вторичной встрече с рассказом можно его инсценировать (пересказать по ролям, от лица героев).

В настоящее время проблема воспитания интереса к школе становится проблемой государственной важности уже на начальной ступени общего образования в РФ. В связи с этим в дошкольных образовательных организациях решаются задачи воспитания у старших дошкольников интереса к школе; обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.

Изучив опыт отечественной и зарубежной педагогический теории и практики от древних времен до наших дней по проблеме формирования интереса, можно утверждать, что педагогика всегда уделяла пристальное внимание данной проблеме. Анализ литературы по проблеме показал, что интерес к учению выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Список литературы:
  1. Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов дошкольников / А.Т. Алексеевская. - М.: АСТ, 2012. - С.18-26.

  2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М.А. Алексеев, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.

  3. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка /Н.О. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6. – С. 35-40.

  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -3-е изд., испр и доп.-М.: Академия, 2001. -416с

  5. Максимова, С.И. Чтение художественной литературы и его организация в детском саду /C. И. Максимова // Детский сад. Теория и практика. – 2013. - №2. – С.92-103

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год - М.: Эксмо, 2016. -160с.

Просмотров работы: 504