ВЛИЯНИЕ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ НА ПСИХИКУ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ НА ПСИХИКУ СТУДЕНТОВ

Бокарев Д.В. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед только что зачисленными ребятами, которые проживают в городе, довольно далеко расположенном от города обучения, непременно встает вопрос организации жилья. Кто-то, конечно, селится у родственников, снимает комнату или еще каким-либо образом обеспечивается проживанием в одиночку, но очевидно, что большинство студентов сталкивается с неизбежностью поселения в общежитии. И тут начинается новый период в жизни человека, некая проверка на прочность и пора преобразований в психике.

Что же происходит с новоселом? Он сталкивается с проблемой долгого отсутствия контактов с семьёй, с родным местом и окружением, людьми, которые остались в прежнем городе. Для кого-то это большой стресс, но некоторые вполне нормально переносят жизнь в отрыве от близких.

Гораздо большую «встряску» человек испытает при резкой смене обстановки, если только у него не было жесткого режима в семье. В общежитии, как правило, строго соблюдаются определенные правила относительно разных сторон жизни в новом доме. С первых дней проживания начинается формирование у подростков навыков и привычек ответственного выполнения своих обязанностей. Учащиеся знакомятся с нормативными документами: правилами проживания, режимом дня, об ответственности за нарушение правил проживания, требованиями к поведению подростков в вечернее и ночное время, инструкциями по соблюдению противопожарной безопасности. Систематический контроль за соблюдением учащимися режима дня, правилами проживания, повышенное внимание воспитателя к нарушениям, замечаниям со стороны дежурных формирует у подростков ответственность, организованность, точность, исполнительность, прилежание. Воспитание у подростка сознательной дисциплины предполагает бережное отношение к государственной и личной собственности, ее сохранность и умножение, эффективное и экономное использование. Необходимо научить учащихся видеть за каждым предметом, вещью, кому бы они не принадлежали, труд людей, уважать этот труд, беречь его результаты. Основной вид трудовой деятельности учащихся в общежитии – самообслуживание. Особое место в воспитании учащихся бережного отношения к собственности занимает организация самообслуживания, в процессе которого воспитывается чувство хозяина и формируется важная основа деловых и нравственных отношений, в том числе взаимопомощь, требовательность и контроль. Казалось бы, что молодые люди к 15 годам должны усвоить простейшие трудовые навыки. Но на практике приходиться сталкиваться с тем, что подростки не приучены к элементарным вещам: не могут содержать в надлежащем виде личные вещи, соблюдать гигиену, поддерживать чистоту и порядок в своей комнате, в местах общего пользования, приготовить еду. Конечно, это результаты социальной ситуации развития учащегося: эгоизм, избалованность некоторых подростков, отсутствие или неопределенность трудовых и жизненных ориентаций, неблагоприятная обстановка в доме родителей. Все это нередко становится причиной конфликтных ситуаций в комнатах.

Студент может оказаться не в силах побороть воздействие новой среды, например, если ему не хватает некоторых личностных качеств для налаживания контактов с новыми лицами. В таких случаях человек становится еще более замкнутым, нервозным, угрюмым. Важно упомянуть сильное влияние на психику учащегося микроклимата в комнате. В комнате общежития, как правило, проживает два-четыре человека. Небольшая площадь, отсутствие личного пространства усугубляют психологическую атмосферу в комнате. Так как предполагается подготовка к учебным занятиям дома, у студентов, проживающих в общежитии, социальный микроклимат в комнате будет влиять не только на психологическое состояние проживающих, но и на успеваемость, что опять же может представлять лишний стресс.

Если же студент ладит с соседями по комнате, он коммуникабелен и нормально переносит резкую смену обстановки, то как жизнь в общежитии скажется на нем? Если обобщить, живущие в общежитии раньше взрослеют психически что ли, усиливают такие качества личности, которые им было бы трудно или невозможно усилить самостоятельно, будь они в прежних условиях, а то и вовсе развивают в себе такие качества. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении с окружающими подростку не только открывается мир, но происходит открытие самого себя, формируются свои взгляды и свои интересы. Осуществляется поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни, что делает реальным и осмысленным поиск своего образа жизни в будущем. Жизнь в общежитии никогда не бывает спокойной: постоянно проводятся конкурсы между этажами-факультетами, где ребята объединяются, проводят вместе время, что сплачивает еще больше людей не только в пределах комнаты, но в пределах целого этажа; конкурсы на лучшую комнату, на лучшую кухню, конкурсы выступлений, знакомств с курсами, где у учащихся появляется шанс реализовать свои творческие способности, что очень важно для психики формирующейся личности.

Учащимся, проживающим в общежитии, приходится пройти через двойную адаптацию: с одной стороны — к новым учебным формам деятельности и к учебному коллективу, с другой стороны — к новому месту проживания, которое кардинально отличается от прежнего, к новым правилам и обязанностям. Если студент успешно адаптируется к новым условиям, он получает заметное преимущество над сверстниками, живущими отдельно либо у родителей. У него развивается чувство ответственности, самодисциплина, умение налаживать контакт и осуществлять межличностное взаимодействие со сверстниками, у него формируются свои взгляды и интересы, в том числе и на свою будущую жизнь, он реализуется творчески и открывает самого себя в окружении таких же людей, как и он сам.

Просмотров работы: 120