В связи с этим, так как основы сознания закладываются в раннем детстве, дети наиболее других возрастных категорий подвержены информационному влиянию. Также известно, что застенчивость формируется в раннем детстве, но усиливается и закрепляется как личностная черта именно в младшем школьном возрасте, так как в школе ребенку ежедневно приходится контактировать с социумом.
Таким образом, проблема диагностики застенчивости в младшем школьном возрасте становится как никогда актуальной.
В психолого-педагогической литературе не существует единого определения понятия «застенчивость». К.К. Платонов характеризует данное понятие как «тяжело переживаемое эмоциональное состояние, определяемое выраженным психологическим барьером, мешающим общению [2]. Филип Зимбардо предлагает рассматривать застенчивость как «черту, связанную со стремлением избегать общения» [1], а В.Н.Куницына – как «свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в ситуации неформального общения» [3]. Опираясь на данные определения, можно понять, что одной из главных черт застенчивых людей являются испытываемые ими трудности в общении.
В понятие застенчивости входит широкий круг проявлений психологического характера: от легкого смущения до психотравмирующей тревожности. При повышении уровня тревожности застенчивые люди практически полностью прекращают принятие новой информации.
На заданный вопрос застенчивый ребенок чаще всего отвечает «не знаю». Такие дети боятся участвовать в различных проявлениях социальной активности. Они боятся подходить первыми и чаще всего ждут в одиночестве, когда их позовут. В коммуникативной сфере можно наблюдать проявления молчаливости, большое количества пауз в предложении, нежелание перебивать собеседника.
Определенные особенности существуют у застенчивых детей и в выражении эмоций. К примеру, дети, испытывающие застенчивость, очень редко используют гнев как выражение своих эмоций. Чаще всего агрессия направляется на самого себя и скапливается внутри ребенка, из-за чего у него нередко возникает ощущение бесполезности и собственной ненужности.
Особенно ярко застенчивость проявляется в условиях школьного обучения. Застенчивые дети испытывают затруднения в ответе на уроке, даже если знают правильный ответ. Они до последнего сомневаются в правильности своего решения из-за страха оказаться в неловком положении и дать неверный ответ. Застенчивые дети обладают неспособностью попросить о помощи. Такие дети беспрекословно выполняют все требования, даже если они доставляют им дискомфорт, четко следуют всем правилам, дабы лишний раз не оказываться в центре внимания. В классе такие ученики ведут себя тише остальных, не хулиганят, вследствие чего застенчивых детей все реже относят к категории «трудных».
В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса Центра Образования №1. Объем выборки составляет 10 человек, из которых 6 девочек и 4 мальчика. Целью исследования является изучение особенностей проявления застенчивости в младшем школьном возрасте.
С этой целью были подобраны следующие методики:
Цветовой тест отношений (ЦТО) А.Н. Лутошкина.
Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки.
Методика определения уровня самооценки «Лесенка» О.В. Хухлаевой.
Методика определения сферы общения ребенка «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад.
Результаты первой методики показали, что наиболее неоднозначным цветом дети считают коричневый: в начале большинство детей ставит его ближе к концу, однако при ранжировании цветов в обратном порядке коричневый цвет дети перемещают ближе к своим любимым цветам. В интерпретации данной методики коричневый цвет ассоциируется с уступчивостью, спокойствием, расслабленностью.
Составляя последовательность цветов, меньше всего предпочтений дети отдавали черному цвету, который считается символом угрюмости, замкнутости, эгоистичности, нелюдимости.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что наиболее спорные результаты были выявлены у троих детей: Даниила, Тани и Максима. Необходимо сказать и о том, что первоначальная последовательность цветов совпала только у одного ребенка.
В рамках методики «Выбери нужное лицо» детям были показаны 14 картинок, на которых детям было необходимо выбрать между грустным и веселым лицом. Для определения уровня тревожности использовалась специальная формула.
После проведения данной методики были подсчитаны результаты. Из 10 исследуемых 4 ребенка (Кирилл, Назия, Даниил, Дима) сделали 5 негативных выборов из 14. Следовательно, процент тревожности каждого из этой четверки составляет 36 %. Двое детей (Ева, Таня) получили результат 8 из 14 (57%), еще двое (Лиза, Максим) – 9 из 14 (64%). Также один ребенок (Даша) показал результат 7 из 14, следовательно, процент тревожности в данном случае составил 50%. Самый низкий результат – 4 из 14 (29%) также получил один ребенок (Эллина).
Больше 50% набрали 4 детей, что свидетельствует у них о высоком уровне тревожности. Оставшиеся 6 детей получили результаты, входящие в шкалу от 20 до 50%, что говорит о среднем уровне тревожности у этих детей. Менее 20% не было получено ни одним ребенком, следовательно, детей с низким уровнем тревожности в классе нет.
Имея данные результаты, мы получаем возможность подсчитать общий процент тревожности в классе – 44%, что является средним показателем тревожности.
Если подсчитать процент тревожности отдельно по мальчикам и девочкам, получим результаты: мальчики (100*24/56) – 43%, девочки (41*100/84) – 49%. На основании этих данных можно сделать вывод, что девочки чаще мальчиков склонны испытывать тревожность, однако отклонение можно считать незначительным.
По результатам методики «Лесенка» пристальное внимание стоит обратить на тех, кто поставил себя на низкие ступеньки, а также на тех, кто выбрал среднюю ступеньку. Двое детей (Даниил, Даша) выбрали среднюю ступеньку, что, по данным методики, говорит либо о нежелании сообщать о реальном положении вещей, либо о низком уровне самооценки в совокупности с тревожностью. Трое детей (Назия, Максим, Таня) поставили себя на нижние ступеньки, при этом отказавшись комментировать свой выбор, что говорит об их низком уровне самооценки.
Четвертая методика «Два дома» выбрана для диагностики социальных контактов ребенка, которые, как известно, при застенчивости являются весьма ограниченными. В качестве жильцов «красного» дома дети чаще всего выбирали маму (причем именно маму выбирали и в качестве жителя центральной ячейки). В «черный» дом дети в большинстве случаев отправляли бабушек, дедушек, учителей, далеких родственников и неблизких друзей. Три человека не смогли придумать ни одного человека, которого они могли бы отправить в «черный» дом, что, вероятно, может свидетельствовать о тесных связях внутри семьи, либо о нежелании показывать себя в негативном свете, отправляя людей в «плохой», по мнению ребенка, дом.
Проанализировав результаты каждой отдельной методики, определим общие результаты всех методик. Можно выделить несколько детей, которые попали во внимание и получили спорные результаты в 3 и более методиках из 4 проведенных. Таких детей оказалось трое: Таня (3/4), Максим (3/4), Даниил (3/4).
Однако даже эти показатели не способны в полной мере указать на наличие устойчивой застенчивости у младших школьников, но они способны указать на предпосылки застенчивости и отдельные ее признаки (низкая самооценка, неуверенность, трудности в общении, тревожность), что поможет предотвратить ее появление в старших классах.
В среднем же дети в классе обладают средним уровнем застенчивости, находятся в нормальном контакте друг с другом, о чем свидетельствуют и результаты методик, приведенные выше.
Подводя итог, можно сделать вывод, что основное становление и укрепление застенчивости происходит именно в младшем школьном возрасте. Если не принять меры по профилактике и коррекции застенчивости уже в этот период, то в подростковом и юношеском возрасте она достигнет своего пика, что приведет к отклонениям в психическом и личностном развитии человека в целом и создаст трудности для его социализации.
Список литературы
1. Зимбардо, Ф. Застенчивость; Пер. с англ.: Степанов С.С. — М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
2.Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – с. 403–405.
3. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2015. – 240 с.
4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте — М.: «Совершенство»., 1998. – 80 с.