ГЕМОДИНАМИКА СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЕМОДИНАМИКА СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Асафова Д.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Умственная работоспособность студентов в значительной степени зависит от нормального функционирования сердечно-сосудистой системы [3, 5]. Головной мозг, имеющий массу около 1,5 кг (приблизительно 2% от всей массы тела), даже в состоянии покоя получает около 750 мл/мин крови (примерно 15% общего выброса крови) [4]. Даже самые незначительные изменения интенсивности обменных процессов и сдвиги церебрального кровотока, вызывающие стойкие изменения тонуса и реактивности интракраниальных сосудов, отражаются на умственной активности и продуктивности деятельности головного мозга [2]. Любые неблагоприятные внешние воздействия могут вызвать подобные изменения. К таким воздействиям относятся экстремальные условия проживания (короткий световой день, пониженная температура, повышенная влажность и др); интенсивная профессиональная и учебная деятельность. Таким образом, студентов, проживающих в регионах Крайнего Севера, можно отнести к группе риска, т.к. их организм, в особенности нервная и сердечно-сосудистая системы, находятся в состоянии хронического напряжения вследствие постоянного воздействия указанных факторов. Известно, что заболевания сердечно-сосудистой системы занимают одно из ведущих мест среди хронических болезней северян [1]. Поэтому актуальным представляется изучение особенностей гемодинамики мозга студентов, проживающих в условиях Севера, при выполнении когнитивной нагрузки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было обследовано 20 студенток САФУ имени М.В. Ломоносова в возрасте 20,45 лет. В качестве когнитивного задания использовали 10 комплектов иллюстраций (по 4 в каждом стимуле) с набором букв, из перечня которых необходимо было составить слово, которое являлось общим названием для 4-х представленных иллюстраций. Стимулы предъявляли последовательно на мониторе компьютера, каждый в течении 1 минуты, правильность ответов фиксировали. Для записи реограммы сосудов головного мозга использовался реограф «Рео-спектр». Было использовано 6 электродов, которые устанавливали на кожу головы симметрично над сосудами правого и левого полушария. Электроды позволяли оценить гемодинамику двух оснoвных бассейнoв: внутренней соннoй артерии (фронто-мастоидальное отведение, FM-oтведение) и вертебрo-базиллярнoго бассейна (окципито-мастоидальное отведение, ОМ-oтведение) которое формируется позвоночная артерией. Реограмму регистрировали в тихом, изолированном помещении в состоянии фона (спокойное бодрствование с открытыми глазами) и при выполнении аналитико-синтетического задания по зрительному восприятию изображений и подбору обобщающих названий на 1-й и на 10-ой минуте когнитивной работы. Для анализа гемодинамики мозга студенток использовали интегративные расчетные параметры: реографический индекс (РИ, у.е., отображает суммарное поступление артериальной крови в мозг), дикротический индекс (ДИК, %, свидетельствует о тонусе стенок артериальных сосудов), диастолический индекс (ДИА, %, свидетельствует о состоянии оттока крови из артерий в вены) и показатель венозного оттока (ПВО, %, это показатель состояния оттока крови из вен мозга в сердце).

Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 20. После проверки выборки изучаемых параметров на нормальность для дальнейшего их описания использовались медианы (Ме) и квартили (Q1- Q3). Значимость различий между показателями на разных этапах выполнения задания (покой, начало нагрузки, конец нагрузки) оценивали с помощью критерия Уилкоксона. Отличия считались статистически значимыми при p

Просмотров работы: 136