СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Парфёнова Т.Н. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Российская Федерация, социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» – гласит ст. 7 Конституции РФ1 1993 года. Однако Основной закон страны не раскрывает широко понятия «социальное государство».

Дефиниция «социальное государство», несмотря на свое широкое распространение, не имеет четкого общепринятого определения. Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счёте, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.2

В настоящее время тема социального государства, затрагивается все чаще и чаще. Социально-экономическая сфера общества, потерпела множество преобразований и различных реформ. Наше государство направленно действует на благо социума, улучшает жизнь и ведет ориентир на перспективное будущее. Социальная политика государства ориентирована на повышение демографической ситуации в стране, защиту пожилых и наиболее незащищенных граждан. Концепция социального государства предусматривает охрану труда и здоровья человека, защиту материнства, отцовства, детей сирот, инвалидов. Достаточно динамично в российском государстве развивается система социальных служб. В Российской Федерации законодательно установлен минимальный размер оплаты труда, обеспечивается социальная поддержка многодетных и малоимущих семей, совершенствуется система пенсионного обеспечения, конституционное закрепление получили и другие, не менее важные гарантии социальной защиты.

Несмотря на предпринимаемые усилия нашего государства, на мой взгляд, улучшить жизнь большинства граждан, обеспечить их достойное существование в современный период еще не удалось. Как свидетельствуют реалии, наше социальное государство, еще не в полной мере реализует возложенные на него социальные функции.

Не случайно данную проблему постоянно актуализирует в своих выступлениях и глава российского государства В.В. Путин. По прежнему остаются актуальными сказанные в 2012 году Президентом РФ слова, что несмотря на то, что относительно других государств, в России более высокий уровень социальных гарантий, «граждане не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива».3 Положение дел в социальной сфере, по его словам, отражает эффективность работы государства в целом, определяет уровень и качество жизни граждан страны.4

Круг имеющихся в современный период проблем социального характера достаточно широк. Среди них, в публикациях называются незанятость населения, невозможность в полной мере реализовать свои профессиональные знания, значительная дифференциацию доходов граждан, неспособность социальной сферы адекватно отвечать на запросы нуждающихся, неэффективность бюджетных расходов в социальной сфере.

Одной из нерешенных проблем нашей страны остается коррупция. Коррупция в Российской Федерации растет со скоростью геометрической прогрессии. И, несмотря на все усилия государства это предотвратить, все попытки не приносят должного результата. Коррупция считается институциональным явлением, охватывает почти все сферы жизни общества. Ни многочисленные разоблачения, ни ужесточение наказания за должностные преступления не способны остановить коррупцию. Поэтому, борьба с коррупцией возводится в статус главных задач государства , выводится в качестве первоочередных в планах стратегических государственных мероприятий.

Представляется, что социальная политика России, не спланирована надлежащим образом на долгосрочную перспективу. Социальные реформы, то и дело корректируются, изменяются, а иногда, вообще, несут не долгосрочный, а сиюминутный характер. Все это отрицательно отражается на развитии социального государства, препятствует перспективному и эффективному развитию общества и государства.

Следует обратить внимание, что в социальном государстве социальное благополучие граждан не является исключительной задачей государства, это задача всего общества. Каждый из членов общества должен принять посильное участие в реализации социальных задач, достижении всеобщего благополучия. К примеру, во многих государствах благотворительность является обычным явлением. Граждане считают своей обязанностью помогать по-настоящему нуждающимся людям. Для нашего государства это явление пока не столь распространено и присуще инициативе отдельных граждан и организаций. В социальной сфере необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, чтобы инвесторы были заинтересованы вкладывать свои средства не исключительно для получения прибыли, а были бы заинтересованы в предоставлении определенных социальных гарантий граждан. В немалой степени благотворительность обусловлена соответствующей гражданской позицией, порядочностью, добротой и высоким уровнем морально-нравственных качеств личности. И в этом плане следует усилить воспитательно- идеологическую составляющую формирования характера подрастающего поколения.

В заключение хочется отметить, что государство называется социальным не потому, что в своей социальной политике оно более или менее широко реализует механизмы перераспределения национального богатства для большей или меньшей социальной защиты населения, а потому, что относительно этой политики на данном этапе развития страны существует широкий общественный консенсус. Достижение такого согласия, в свою очередь, невозможно без наличия в государстве эффективной обратной связи с общественными институтами и экономическими агентами, что пока в РФ отсутствует. Остается только надеяться, что провозглашенная Президентом стратегия развития страны до 2020 года5 не останется лишь лозунгом, а заявленные правительством цели стратегии – повышение качества жизни россиян, выработка инновационных подходов к развитию экономики и формирование реальных рыночных институтов – найдут отражение в программных документах и станут руководством к действию на ближайшую перспективу.

Как видим, проблема становления социального государства, реализация социальной функции государства является на сегодня достаточно актуальной.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета, N 237, 25.12.1993; Собрание законодательства РФ, 03.03.2014 г., N 9, ст. 851.

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017)// СПС Консультант плюс

  3. Выступление В.В. Путина на совещании по социально-экономическим вопросам 06.10. 2016 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://special.kremlin.ru/ events/president/news/53045 (дата обращения 12.12.2017)

  4. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Осно-вы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулуса. М.: Издательский дом АТИСО. 2009. С.46

  5. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Комсомольская Правда в Липецке. Электронный ресурс. URL:https://www. lipetsk.kp.ru /daily/3759/2807793/ (дата обращения 12.12.2017)

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета, N 237, 25.12.1993; Собрание законодательства РФ, 03.03.2014 г., N 9, ст. 851.

2 Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Осно-вы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулуса. М.: Издательский дом АТИСО. 2009. С.46

3Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Комсомольская Правда в Липецке. Электронный ресурс. URL: https://www. lipetsk.kp.ru /daily/3759/2807793/ (дата обращения 12.12.2017)

4 Выступление В.В. Путина на совещании по социально-экономическим вопросам 06.10. 2016 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://special.kremlin.ru/ events/president/news/53045 (дата обращения 12.12.2017)

5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017)// СПС Консультант плюс

Просмотров работы: 352