РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ

Воронова Е.Ф. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По определению Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность – это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [5, с.28].

Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке. Вовлечение в ситуацию исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь [4,с. 8].

Учебный проект с точки зрения учащегосяэто возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.

С точки зрения учителя– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации»

С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И выдающегося ученого, сделавшего шаг в неизведанное, и у ребенка, нашедшего много раз открытое до него оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но если в первом случае главное- само новое знание, то во втором самое ценное - исследовательский опыт [1.с.5].

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителю сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Это могут быть исследовательские, информационно-поисковые, творческие проекты.

В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Начиная с 5 класса, активно включаю ребят в проектную деятельность. Задача учителя состоит в том, чтобы суметь предложить детям интересные темы для проведения собственных исследований и составление проектов. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке. Например, при изучении темы «Грибы» дети активно откликаются на работу над проектом «Многообразие шляпочных грибов, их роль в природе и жизни человека». Продукт проекта может быть разным. Это и презентация, буклет «Съедобные и ядовитые грибы», памятки по сбору грибов, подборка материалов про грибы лесов Курганской области, грибы, занесенные в Красную книгу и т.д. Причем информационные проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от объема материала.

Очень интересными получаются групповые проекты в 6 классе. Например, отчеты после проведенной экскурсии. Это могут быть фотоотчеты, презентации, гербарии, нарисованные плакаты, мини-сочинения. Важно, что во время работы над проектами, учащиеся учатся находить информацию в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, сети Интернет.

В старших классах, кроме информационных проектов, можно использовать исследовательские проекты. В таких проектах заранее выбирается тема исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотезы решения поставленной проблемы. Так, работа над исследовательским проектом «Воздействие фитонцидов различных растений на рост и развитие плесени», проводилась учениками 7 класса. Были поставлены опыты по выявлению воздействия фитонцидов на развитие плесени таких растений как чеснок, лук, герань, горчица, сосна, черемуха. В ходе работы над проектом учащиеся учились работать с увеличительными приборами, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты. Старшеклассников можно привлекать для выполнения долгосрочных проектов, работа над которыми требует длительный период подготовки проекта и ее реализацию. Также мною организована работа над проектом «Живи родник», по спасению родника в родном селе Ключи, Курганской области продолжалась в течение двух лет и включала три этапа. На первом этапе была создана инициативная группа, в задачи которой входило провести опрос среди местных жителей, обследование территории родника и описание растительности, проведение простейших анализов качества воды в роднике, составление паспорта родника, определение объема работы и составление сметы затрат. На втором этапе предстояло воплотить проект в жизнь. Для этой цели была проведена агитационная работа по привлечению к реализации проекта волонтеров школы, общественность, администрацию села. Третий этап – рефлексия, сбор отзывов о проекте среди населения и школьников. За последние 4 года совместно с учащимися претворили в жизнь проектно-исследовательские работы «Благоустройство сквера «Победа» в с. Ключи, «Туристские маршруты по особо охраняемым местам Шадринского района». Благодаря экологическому проекту «Тропа моих открытий» была создана на пришкольной территории экологическая тропа, которая активно используется во время экскурсий на уроках биологии, а также во внеурочное время.

В заключении хотелось бы отметить, что благодаря использованию одного из эффективных методов обучения в современной школе – метода исследовательских проектов, можно наиболее полно выявить и развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

Список литературы

1.Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области/ Н.А. Криволапова, Н.Н. Войткевич- Курган, 2004.-79с.

2.Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137. 12.Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.

3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

4.Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие/ Е.В. Тяглова- М. :Глобус, 2008.-255с.

5.Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. Е.А.Шашенкова – М.: МГУТУ, 2004. 76с.

Просмотров работы: 121