О СОСТОЯНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О СОСТОЯНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Рахматуллина А.В. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Говорить о современной форме налога на прибыль предприятий и организаций, о его положительных качествах и недостатках, о его значении для бюджетной системы РФ нельзя, не имея представления об истории происхождения данного налога и о его развитии в нашем государстве.

Его становление связано с эволюцией налогов в сфере предпринимательской деятельности и в целом прямого налогообложения. Хотя тогда государство еще не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов, оно уже определяет общую сумму средств, которую необходимо получить, а саму функцию сбора налогов делегирует городам и общинам.

Процесс формирования современного налога на прибыли организаций прошел несколько условных этапов.

Первый период – с июня 1990 года, когда был принят Закон СССР от 14.06.1990 г. № 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», закрепивший возможность использования налоговых форм взаимоотношений государства и предприятий как самостоятельно хозяйствующих субъектов и устанавливавший обязанность предприятий уплачивать налог на прибыль, по 1991 год.

Второй период – с 1991 года, положившего начало комплексной налоговой реформе, по 2002 год. Именно в это время были приняты законы, заложившие основу налогообложения прибыли организаций: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». [1]

Последний период, с момента принятия главы 25 части 2 НК РФ, установившей современный налог на прибыль, по настоящее время. Формирование налоговой системы до настоящего времени еще нельзя считать окончательным, ввиду наличия множества изменений НК РФ, а также существования неурегулированных вопросов и коллизий.[1]

Налог на прибыль – это налог федерального значения. Порядок его исчисления, а также сроки уплаты регулируются федеральным законодательством, а именно гл. 25 НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются, согласно ст. 246 НК РФ:

1. Российские организации, которые применяют общий режим налогообложения;

2. Иностранные компании, которые осуществляют деятельность на территории нашей страны через постоянные представительства;

3. Иностранные компании, которые получают доход от источников, расположенных на территории нашей страны. Например, от сдачи своего имущества в аренду.[1]

Индивидуальный предприниматель, а также те компании, которые находятся на льготных режимах, освобождены от уплаты этого налога. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, обладающее обязанностями юридического. А налог на прибыль для физических лиц не предусмотрен.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы компании, уменьшенные на величину расходов. Но не все расходы и доход можно признать в целях расчёта. Предприятие может учесть только доходы от основной деятельности и внереализационные доходы.

К доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).[4]

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

К доходам от основной деятельности в целях налогообложения прибыль признаются:

- доходы от реализации работ, товаров, услуг и имущественных прав.

К внереализационным доходам относятся доходы, которые не связаны с основной деятельностью. Это, например, проценты по займам, которые предприятие выдало другим юридическим лицам.

Если доходы или расходы, налогоплательщик получает в натуральной форме, то их стоимость определяется на день совершения сделки по аналогичным товарам.

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль организаций.[3]

В настоящее время налог на прибыль выполняет две главные функции:

1. Фискальная, то есть обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Регулирующая, то есть государственное регулирование экономики.

В конце 2016 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней поступило 21 039 млн.рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем 2016 года поступления возросли на 8 307 млн.рублей или в 1,7 раза.

Таблица 1 Поступление налоговых доходов по уровням бюджета Республики Башкортостан за 2016 г., млн.руб.

Вид бюджета

2016 год

Федеральный бюджет

12 250

Консолидированный бюджет

6 075

Всего

21 039

В федеральный бюджет поступило 12 250 млн.рублей, с ростом на 5 448 млн рублей или в 1,8 раза.

В консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило 6 075 млн рублей, с ростом на 2 522 млн.рублей или в 1,7 раза.

Налог на прибыль занимает среди всех налогов четвертое место и объем его поступлений составил - 1 686 млн.рублей или 8%.

В январе 2015 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней мобилизовано 18 469 млн. рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем 2014 года поступления возросли на 3 083 млн. рублей или на 20%.[3]

Таблица 2 Поступление налоговых доходов по уровням бюджета Республики Башкортостан за 2015 г., млн.руб.

Вид бюджета

2015 год

Федеральный бюджет

9 586

Консолидированный бюджет

4 691

Территориальный бюджет

8 883

Всего

18 469

В федеральный бюджет перечислено 9 586 млн. рублей или 51,9% общего объема поступлений, с ростом на 1 418 млн. рублей или на 17,4% (под влиянием увеличения поступлений НДС).

В территориальный бюджет поступило 8 883 млн. рублей (48,1%), с ростом на 1 664 млн. рублей или на 23,1% (под влиянием увеличения поступлений акцизов на нефтепродукты и их доли, направляемой для перераспределения между субъектами Российской Федерации).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одну из ведущих долей в получении прибыль Республикой Башкортостан занимает налог на прибыль, занимая на данный момент четвертое место среди основных налогов.

Таблица 3 Структура поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 – 2016 гг.

Виды налогов

2014 год

2015 год

2016 год

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего

6 214,6

100,0

6 880,5

100,0

6 929,1

100,0

из них:

           

Налог на прибыль

411,3

6,6

491,4

7,1

491,0

7,1

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить, что произошло увеличение всех поступлений в бюджет на 714,5 млрд. рублей, среди которых налог на прибыль, являющийся одним из важнейших налогов государства и приносящих наибольшие поступления в бюджет.[2]

Список литературы

1. Галлямова, Т.Р. Приоритетные направления совершенствования организации внутрихозяйственного аудита [Текст] / Т. Р. Галлямова // Достижения аграрной науки - производству : материалы 110 науч.-практ. конф. преподавателей, сотр. и аспирантов ун-та, 26-28 января 2004 г. / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2004. – Аграрная экономика. – С. 184-190.

2. Идрисов, Б.Р. Налоговое бремя предприятий малого бизнеса и пути его снижения [Текст] / Идрисов Б.Р., Галлямова Т.Р. // Роль инноваций в трансформации современной науки Тюмень, 15 января 2016 г. : Сборник статей Международной научно-практической конференции / Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтэрна», 2016. – С. 76-77

3. Галлямова, Т.Р. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях [Текст]: монография / Т. Р. Галлямова. – Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2014. – 43 с.

4. Идрисов, Б.Р. Налоговое бремя предприятий малого бизнеса и пути его снижения[Текст] / Идрисов Б.Р., Галлямова Т.Р .// Роль инноваций в трансформации современной науки Тюмень, 15 января 2016 г. : Сборник статей Международной научно-практической конференции./ Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтэрна», 2016. – С. 76-77.

Просмотров работы: 99