ИТОГИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИТОГИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Послании Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» вузам отводится важная роль в обеспечении основных приоритетов развития страны. В том числе, в развитии на базе вузов научного и инновационного потенциала и улучшении качества человеческого капитала, за счет повышения качества системы высшего образования. При этом особое внимание должно уделяться усилению контроля и требований к кадровому составу вузов, уровню их материально-технического обеспечения и образовательных программ. Для эффективного решения этих задач высшим учебным заведениям со стороны государства уже созданы необходимые условия. В Законах РК «О науке», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О государственной молодежной политике» и других законодательно регламентируются возможности для внедрения вузами передовых научных достижений. Предусмотрен поэтапный переход от государственной аттестации к независимой аккредитации вузов, Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования (бакалавриат – магистратура - докторантура PhD). Разработаны профессиональные стандарты подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием. Приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. Четкая и прозрачная траектория развития казахстанских вузов задана Государственной программой развития образования и науки на 2016-2019 годы и др.

Проведенный нами стратегический анализ текущего состояния вузов республики указывает на их неполное соответствие новым требованиям. Так, в рассматриваемый период в стране на 24 вуза стало меньше. Как видно из таблицы 1, общее уменьшение числа высших учебных заведений вызвано ужесточением процедур лицензирования, аккредитации, а также политикой укрупнения вузов путем их объединения. Сокращается количество преимущественно частных вузов. Такие тенденции продолжаются с 2002 г.

Таблица 1 – Число высших учебных заведений в Республике Казахстан

ед.

Области

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Абсолютный прирост (снижение)

Г. Астана

13

14

14

14

14

14

14

+1

Г.Алматы

52

47

45

41

40

42

40

-12

Остальные области

84

85

80

73

72

71

71

-13

Всего РК

149

146

139

128

126

127

125

-24

В уменьшении числа вузов немаловажную роль играет и сокращение численности контингента обучающихся, вызванное в первую очередь снижением рождаемости в 1990-2000 г.г. Несомненно, многие студенты предпочитают учиться в крупных городах, преимущественно в национальных или государственных вузах. Из областей Казахстана продолжается отток молодежи в крупные города страны и за рубеж. Информация о количестве студентов представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Численность студентов в вузах Республики Казахстан

Области

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Темп прироста (+) или снижения (-),%

г. Астана

40817

46437

48606

53561

52945

51235

51800

+26,9

г.Алматы

186499

183152

158467

148491

133736

128707

130761

-29,9

Остальные области

393106

399918

364618

325174

290706

279427

294513

-25,1

Всего РК

620442

629507

571691

527226

477387

459369

477074

-23,1

Динамика изменения численности студентов схожа с динамикой изменения числа вузов: снижение общего значения, в г.Алматы и регионах и рост в г. Астана. Неблагоприятно выглядит сокращение контингента студентов на 23%, в том числе в г. Алматы – на 30%, на периферии – на 25%. Вообще, максимальная численность студентов в Казахстане была зафиксирована в 2007 году - 775762 чел. Затем постепенно она начала сокращаться. Примечательно, что в рассматриваемый период около 38 процентов студентов предпочитают учиться в тех же крупных городах – Астана и Алматы.

Темпы снижения численности ППС и студентов непропорциональны. Если численность студентов по стране сократилась на 23% то численность ППС – всего на 3,4%, в г. Алматы, соответственно, на 30% и 6,2%, в регионах – на 25% и 7,2%. В г. Астане рост численности ППС в вузах составил 28,7%, в то время как студентов – на 26,9%. (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Численность профессорско-преподавательского состава в вузах Республики Казахстан

Области

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Темп прироста (+) или снижения (-),%

г. Астана

3787

4460

4668

4563

4752

4745

4874

+28,7

г.Алматы

13777

13452

13660

14599

13803

12759

12928

-6,2

Остальные области

22036

22619

22896

22473

21765

20583

20439

-7,2

Всего РК

39600

40531

41224

41635

40320

38087

38241

-3,4

Непропорциональность динамики изменения численности студентов и ППС объясняется следующим: сокращается количество студентов в группах, но число специальностей в вузах изменяется незначительно. Профессорско-преподавательский состав необходим для обеспечения учебного процесса. Сейчас многие периферийные вузы столкнулись с необходимостью обучения малочисленных групп (до 12 человек). Нередко группа формируется из двух-трех человек. Анализ также показал, что многие вузы, прежде всего региональные университеты, отстают от общих тенденций развития системы высшего образования в стране в рамках Болонского процесса и международных стандартов.

Таблица 4 – Проблемы регионального вуза, связанные с микро-и макросредой

 

Слабые стороны

Внутренние факторы (микросреда)

  • -снижение контингента обучающихся;

  • -недостаточный уровень профориентационной работы;

  • -небольшой контингент магистрантов и докторантов;

  • -отсутствие образовательных программ магистратуры и докторантуры, реализуемых на английском языке;

  • -недостаток специалистов, владеющих английским языком для реализации трёхъязычного образования;

  • -недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями;

  • -недостаточная мотивация профессионального роста ППС и сотрудников;

  • -недостаточный уровень компетенций и квалификации персонала вуза в стратегическом планировании;

  • -недостаточный уровень информационно-технического обеспечения;

  • -недостаточная интеграция образования, науки и производства, отсутствие результатов коммерциализации научных исследований;

  • -слабое развитие научного предпринимательства,

  • -невостребованность результатов научно-технической деятельности для бизнеса и предприятий;

  • -низкий уровень менеджмента в науке;

  • -недостаточная публикационная активность преподавателей в изданиях с импакт-фактором;

  • -низкая материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры;

  • -слабый уровень технического обеспечения библиотечного фонда;

  • -высокая степень износа основных фондов.

Внешние факторы (макросреда)

Угрозы

  • -негативное влияние демографической ситуации в РК на показатели количественных и качественных сторон набора студентов;

  • -недостаточное количество профессиональных стандартов, вероятность выпуска специалистов, неудовлетворяющих требованиям рынка труда;

  • -старение ППС с учеными степенями, вероятность нехватки квалифицированных преподавателей и научных кадров;

  • -снижение социально-экономического уровня и уровня платежеспособность населения в регионе;

  • -высокие темпы изменений законодательных актов и нормативных правил, регламентирующих образовательную деятельность;

  • -низкий социально-экономический статус преподавателя вуза;

-низкий уровень знаний по английскому языку у абитуриентов;

  • -недостаточный уровень финансирования научных проектов

  • -высокая стоимость регистрационных взносов для включения материалов статей в журналы с импакт-фактором;

  • -высокая конкуренция со стороны российских вузов в условиях приграничного положения северного региона РК;

  • -ценовой демпинг частных казахстанских и российских вузов, агрессивная политика набора абитуриентов;

  • -чрезмерная регламентация образовательной деятельности со стороны государственных органов;

  • -ограниченная свобода вуза в финансовых и управленческих вопросах;

  • -низкая степень заинтересованности частного бизнеса в мероприятиях по реализации Государственной Программы развития образования (ГПРО);

  • -недостаточное качество профессиональных стандартов;

  • -снижение уровня подготовки абитуриентов.

В современных условиях основными целями региональных вузов являются обеспечение отраслей экономики региона конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграцию образования, науки и инноваций на основе модернизации образовательно-воспитательной, исследовательской и управленческой деятельности. Отраженные в таблицах показатели требуют более целенаправленного применения отдельными вузами (региональные) стратегического планирования, включая и разработку стратегий. В ходе разработки в названных целях Стратегического плана развития Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева до 2019 года, были определены 4 основных приоритетных направления деятельности, а также адекватные им цели и задачи.

  1. Обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров

Цель: Повышение качества образовательных услуг, предоставляемых университетом.

Задачи- повышение качества профессорско-преподавательского состава; увеличение контингента обучающихся и совершенствование механизма приема в магистратуру и докторантуру; развитие трехъязычного образования; реализация социального проекта «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!»; «Серпін-2050»; создание условий для инклюзивного образования; развитие информатизации и информационно-технического обеспечения.

  1. Модернизация содержания образовательных программ высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций

  1. Модернизация содержания образовательных программ высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций

Цель: Повышение качества и конкурентоспособности реализуемых образовательных программ в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Задачи- совершенствование образовательных программ на основе профессиональных стандартов с учетом формирования предпринимательских навыков у обучающихся; развитие академической мобильности и двудипломного образования; международная аккредитация образовательных программ и участие в образовательных рейтингах.

  1. Развитие исследований и инноваций, повышение их результативности

Цель: Повысить результативность научных исследований и инноваций.

Задачи - создание условий для коммерциализации результатов научных исследований; развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности; участие ученых вуза в международных научно-исследовательских проектах; внедрение механизмов по использованию научного потенциала и материально-технической базы вуза для подготовки докторантов и магистрантов.

  1. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития образовательной деятельности университета

Цель: Обеспечение корпоративности и прозрачности управления.

Задачи - модернизация системы управления вузом. обеспечение финансовой прозрачности и стабильности; расширение представления университета в информационном пространстве региона и республики; развитие системы менеджмента качества; развитие инфраструктуры университета.

Таким образом, для успешной реализации поставленных государством задач региональным университетам необходимо создать новую модель вуза, основанную на современной системе менеджмента. В ее границах необходимо обеспечить - качественную подготовку конкурентоспособных кадров, создание инновационных структур и условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий, интеграцию образования, науки и производства.

Список литературы:

1.Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность"

2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлыжол – путь в будущее»

3.Стратегический план развития Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева на 2016-2019 годы

Просмотров работы: 172