Проведенный нами стратегический анализ текущего состояния вузов республики указывает на их неполное соответствие новым требованиям. Так, в рассматриваемый период в стране на 24 вуза стало меньше. Как видно из таблицы 1, общее уменьшение числа высших учебных заведений вызвано ужесточением процедур лицензирования, аккредитации, а также политикой укрупнения вузов путем их объединения. Сокращается количество преимущественно частных вузов. Такие тенденции продолжаются с 2002 г.
Таблица 1 – Число высших учебных заведений в Республике Казахстан
ед.
Области |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
Абсолютный прирост (снижение) |
Г. Астана |
13 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
+1 |
Г.Алматы |
52 |
47 |
45 |
41 |
40 |
42 |
40 |
-12 |
Остальные области |
84 |
85 |
80 |
73 |
72 |
71 |
71 |
-13 |
Всего РК |
149 |
146 |
139 |
128 |
126 |
127 |
125 |
-24 |
В уменьшении числа вузов немаловажную роль играет и сокращение численности контингента обучающихся, вызванное в первую очередь снижением рождаемости в 1990-2000 г.г. Несомненно, многие студенты предпочитают учиться в крупных городах, преимущественно в национальных или государственных вузах. Из областей Казахстана продолжается отток молодежи в крупные города страны и за рубеж. Информация о количестве студентов представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Численность студентов в вузах Республики Казахстан
Области |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
Темп прироста (+) или снижения (-),% |
г. Астана |
40817 |
46437 |
48606 |
53561 |
52945 |
51235 |
51800 |
+26,9 |
г.Алматы |
186499 |
183152 |
158467 |
148491 |
133736 |
128707 |
130761 |
-29,9 |
Остальные области |
393106 |
399918 |
364618 |
325174 |
290706 |
279427 |
294513 |
-25,1 |
Всего РК |
620442 |
629507 |
571691 |
527226 |
477387 |
459369 |
477074 |
-23,1 |
Динамика изменения численности студентов схожа с динамикой изменения числа вузов: снижение общего значения, в г.Алматы и регионах и рост в г. Астана. Неблагоприятно выглядит сокращение контингента студентов на 23%, в том числе в г. Алматы – на 30%, на периферии – на 25%. Вообще, максимальная численность студентов в Казахстане была зафиксирована в 2007 году - 775762 чел. Затем постепенно она начала сокращаться. Примечательно, что в рассматриваемый период около 38 процентов студентов предпочитают учиться в тех же крупных городах – Астана и Алматы.
Темпы снижения численности ППС и студентов непропорциональны. Если численность студентов по стране сократилась на 23% то численность ППС – всего на 3,4%, в г. Алматы, соответственно, на 30% и 6,2%, в регионах – на 25% и 7,2%. В г. Астане рост численности ППС в вузах составил 28,7%, в то время как студентов – на 26,9%. (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Численность профессорско-преподавательского состава в вузах Республики Казахстан
Области |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
Темп прироста (+) или снижения (-),% |
г. Астана |
3787 |
4460 |
4668 |
4563 |
4752 |
4745 |
4874 |
+28,7 |
г.Алматы |
13777 |
13452 |
13660 |
14599 |
13803 |
12759 |
12928 |
-6,2 |
Остальные области |
22036 |
22619 |
22896 |
22473 |
21765 |
20583 |
20439 |
-7,2 |
Всего РК |
39600 |
40531 |
41224 |
41635 |
40320 |
38087 |
38241 |
-3,4 |
Непропорциональность динамики изменения численности студентов и ППС объясняется следующим: сокращается количество студентов в группах, но число специальностей в вузах изменяется незначительно. Профессорско-преподавательский состав необходим для обеспечения учебного процесса. Сейчас многие периферийные вузы столкнулись с необходимостью обучения малочисленных групп (до 12 человек). Нередко группа формируется из двух-трех человек. Анализ также показал, что многие вузы, прежде всего региональные университеты, отстают от общих тенденций развития системы высшего образования в стране в рамках Болонского процесса и международных стандартов.
Таблица 4 – Проблемы регионального вуза, связанные с микро-и макросредой
Слабые стороны |
|
Внутренние факторы (микросреда) |
-снижение контингента обучающихся; |
-недостаточный уровень профориентационной работы; |
|
-небольшой контингент магистрантов и докторантов; |
|
-отсутствие образовательных программ магистратуры и докторантуры, реализуемых на английском языке; |
|
-недостаток специалистов, владеющих английским языком для реализации трёхъязычного образования; |
|
-недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями; |
|
-недостаточная мотивация профессионального роста ППС и сотрудников; |
|
-недостаточный уровень компетенций и квалификации персонала вуза в стратегическом планировании; |
|
-недостаточный уровень информационно-технического обеспечения; |
|
-недостаточная интеграция образования, науки и производства, отсутствие результатов коммерциализации научных исследований; |
|
-слабое развитие научного предпринимательства, |
|
-невостребованность результатов научно-технической деятельности для бизнеса и предприятий; |
|
-низкий уровень менеджмента в науке; |
|
-недостаточная публикационная активность преподавателей в изданиях с импакт-фактором; |
|
-низкая материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры; |
|
-слабый уровень технического обеспечения библиотечного фонда; |
|
-высокая степень износа основных фондов. |
|
Внешние факторы (макросреда) |
Угрозы |
-негативное влияние демографической ситуации в РК на показатели количественных и качественных сторон набора студентов; |
|
-недостаточное количество профессиональных стандартов, вероятность выпуска специалистов, неудовлетворяющих требованиям рынка труда; |
|
-старение ППС с учеными степенями, вероятность нехватки квалифицированных преподавателей и научных кадров; |
|
-снижение социально-экономического уровня и уровня платежеспособность населения в регионе; |
|
-высокие темпы изменений законодательных актов и нормативных правил, регламентирующих образовательную деятельность; |
|
-низкий социально-экономический статус преподавателя вуза; |
|
-низкий уровень знаний по английскому языку у абитуриентов; |
|
-недостаточный уровень финансирования научных проектов |
|
-высокая стоимость регистрационных взносов для включения материалов статей в журналы с импакт-фактором; |
|
-высокая конкуренция со стороны российских вузов в условиях приграничного положения северного региона РК; |
|
-ценовой демпинг частных казахстанских и российских вузов, агрессивная политика набора абитуриентов; |
|
-чрезмерная регламентация образовательной деятельности со стороны государственных органов; |
|
-ограниченная свобода вуза в финансовых и управленческих вопросах; |
|
-низкая степень заинтересованности частного бизнеса в мероприятиях по реализации Государственной Программы развития образования (ГПРО); |
|
-недостаточное качество профессиональных стандартов; |
|
-снижение уровня подготовки абитуриентов. |
В современных условиях основными целями региональных вузов являются обеспечение отраслей экономики региона конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграцию образования, науки и инноваций на основе модернизации образовательно-воспитательной, исследовательской и управленческой деятельности. Отраженные в таблицах показатели требуют более целенаправленного применения отдельными вузами (региональные) стратегического планирования, включая и разработку стратегий. В ходе разработки в названных целях Стратегического плана развития Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева до 2019 года, были определены 4 основных приоритетных направления деятельности, а также адекватные им цели и задачи.
Обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров
Цель: Повышение качества образовательных услуг, предоставляемых университетом.
Задачи- повышение качества профессорско-преподавательского состава; увеличение контингента обучающихся и совершенствование механизма приема в магистратуру и докторантуру; развитие трехъязычного образования; реализация социального проекта «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!»; «Серпін-2050»; создание условий для инклюзивного образования; развитие информатизации и информационно-технического обеспечения.
Модернизация содержания образовательных программ высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций
Модернизация содержания образовательных программ высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций
Цель: Повышение качества и конкурентоспособности реализуемых образовательных программ в соответствии с лучшими мировыми практиками.
Задачи- совершенствование образовательных программ на основе профессиональных стандартов с учетом формирования предпринимательских навыков у обучающихся; развитие академической мобильности и двудипломного образования; международная аккредитация образовательных программ и участие в образовательных рейтингах.
Развитие исследований и инноваций, повышение их результативности
Цель: Повысить результативность научных исследований и инноваций.
Задачи - создание условий для коммерциализации результатов научных исследований; развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности; участие ученых вуза в международных научно-исследовательских проектах; внедрение механизмов по использованию научного потенциала и материально-технической базы вуза для подготовки докторантов и магистрантов.
Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития образовательной деятельности университета
Цель: Обеспечение корпоративности и прозрачности управления.
Задачи - модернизация системы управления вузом. обеспечение финансовой прозрачности и стабильности; расширение представления университета в информационном пространстве региона и республики; развитие системы менеджмента качества; развитие инфраструктуры университета.
Таким образом, для успешной реализации поставленных государством задач региональным университетам необходимо создать новую модель вуза, основанную на современной системе менеджмента. В ее границах необходимо обеспечить - качественную подготовку конкурентоспособных кадров, создание инновационных структур и условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий, интеграцию образования, науки и производства.
Список литературы:
1.Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность"
2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлыжол – путь в будущее»
3.Стратегический план развития Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева на 2016-2019 годы