В настоящее время не только соревновательную, но и тренировочную деятельность с ее сверхинтенсивностью и сверхобъемностью, следует рассматривать как экстремальную.
Стрессовые воздействия тренировок и соревнований могут быть значительно снижены, если они проходят в обстановке нормального социально-психологического климата.
В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха.
Большую роль играет деятельность тренера, направленная на регулирование межличностных отношений в спортивной команде. Правильное формирование структуры межличностных отношений является обязательным условием спортивной деятельности, важным элементом, гарантирующим достижение общей цели.
Особенности внутригрупповых взаимоотношений в условиях спортивной деятельности представлены в работах Е.П. Ильина, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Ю.Л. Ханина, А.Ц. Пуни, Б. Шеленбергера, Ю.А. Коломейцева и др. Исследования авторов подчеркивают важность данной проблемы, но, несмотря на многие исследования, в условиях массового спорта уделяется мало времени и внимания вопросам регулирования взаимоотношений в спортивной команде.
Диагностическая программа включала следующие методики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер), методика «Самооценка лидерства», диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов).
База исследования: ТГПУ им. Л.Н.Толстого. В исследовании приняли участие члены волейбольной команды в количестве 14 человек.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Таблица №1
Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)
Испытуемый |
Баллы |
1. Татьяна П. |
35 |
2. Елизавета Д. |
22 |
3. Кристина Б. |
27 |
4. Алина Р. |
19 |
5. Алёна В. |
40 |
6. Светлана П. |
20 |
7. Флора З. |
29 |
8. Лола Х. |
34 |
9. Анастасия П. |
25 |
10. Оля Р. |
28 |
11. Анастасия А. |
43 |
12. Полина Р. |
18 |
13. Татьяна М. |
24 |
14. Елена П. |
33 |
Таблица №2
Испытуемые |
Показатель по методике «самооценка лидерства» |
1. Татьяна П. |
5 |
2. Елизавета Д. |
10 |
3. Кристина Б. |
7 |
4. Алина Р. |
4 |
5. Алёна В. |
6 |
6. Светлана П. |
2 |
7. Флора З. |
5 |
8. Лола Х. |
4 |
9. Анастасия П. |
8 |
10. Оля Р. |
3 |
11. Анастасия А. |
1 |
12. Полина Р. |
9 |
13. Татьяна М. |
4 |
14. Елена П. |
6 |
Анализируя можно сделать вывод, что в группе испытуемых самый высокий балл проявления лидерских способностей получила Елизавета Д.
У испытуемых с низким уровнем самооценки средний показатель лидерских способностей равен. Это означает, что чем выше уровень самооценки испытуемого, тем лучше у него проявляются лидерские способности.
Результаты по диагностике групповой мотивации (И. Д. Ладанов)
Таблица №3
Испытуемые |
Показатель по диагностике групповой мотивации (И. Д. Ладанов) |
1. Татьяна П. |
128 |
2. Елизавета Д. |
160 |
3. Кристина Б. |
130 |
4. Алина Р. |
75 |
5. Алёна В. |
140 |
6. Светлана П. |
50 |
7. Флора З. |
100 |
8. Лола Х. |
98 |
9. Анастасия П. |
155 |
10. Оля Р. |
128 |
11. Анастасия А. |
66 |
12. Полина Р. |
94 |
13. Татьяна М. |
152 |
14. Елена П. |
85 |
Таким образом, по диагностике групповой мотивации можно сделать вывод, что группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности.
Анализируя результаты проведения вышеописанных методик, была составлена сводная таблица 4.
Таблица №4
Испытуемые |
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) |
Методика «самооценка лидерства» |
Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов) |
1. Татьяна П. |
35 |
5 |
128 |
2. Елизавета Д. |
22 |
10 |
160 |
3. Кристина Б. |
27 |
7 |
130 |
4. Алина Р. |
19 |
4 |
75 |
5. Алёна В. |
40 |
6 |
140 |
6. Светлана П. |
20 |
2 |
50 |
7. Флора З. |
29 |
5 |
100 |
8. Лола Х. |
34 |
4 |
98 |
9. Анастасия П. |
25 |
8 |
155 |
10. Оля Р. |
28 |
3 |
128 |
11. Анастасия А. |
43 |
1 |
66 |
12. Полина Р. |
18 |
9 |
94 |
13. Татьяна М. |
24 |
4 |
152 |
14. Елена П. |
33 |
6 |
85 |
В целом, психологическая атмосфера в коллективе характеризуется как положительная. При этом, прослеживается соперничество между собой между членами команды, но это никак не влияет на ответственность и честность выполнения своих обязанностей. Члены команды должны проявлять продуктивность, дружелюбие и всячески поддерживать друг друга в совместной деятельности.
Рекомендации по совершенствованию взаимодействия в команде
Анализ результатов исследования позволяет сформировать рекомендации по совершенствованию работы волейбольной команды и внести коррективы в учебно-тренировочный процесс.
1) Для большей эффективности достижения цели в тренировочном процессе использовать упражнения, приближенные к игровым.
2) Необходимо подбирать упражнения для комплексного решения задач для достижения поставленной цели на соревнованиях.
3) Постоянно разучивать и применять в учебной и игровой практике новые тактические комбинации (например, такие как «вдогонку», «возврат»).
4) Совершенствовать нападающие удары: на высокой сетке; против одиночного и группового блока; после дополнительной нагрузки; в состоянии утомления; удары с задней линии; многократное поточное выполнение ударов из различных зон площадки.
5) Совершенствовать прием двумя, тремя игроками по расстановке.
6) Совершенствовать все виды блокирования.
7)Совершенствовать избранный способ подачи на силу и точность.
8) Совершенствовать взаимодействия нападающих игроков со связующим в различных расстановках при приеме подач и в «доигровках».
Для более эффективного обучения технико-тактическим действиям, исходя из вышесказанного, мы рекомендуем следующие упражнения, способствующие на наш взгляд более качественному совершенствованию:
УПРАЖНЕНИЕ 1. Задача: совершенствование передачи назад за голову с одновременной имитацией атаки в центре сетки с одновременным приемом мяча в зоне 4.
Организация. Игроки линии нападения взаимодействуют между собой, совершенствуя свои тактические функции без размена зон. Игрок зоны 4 осуществляет прием и передачу обманных и нападающих ударов у линии нападения и вторые передачи у сетки в зоны 3 и 2. Роме того, отрабатывает отвлекающий маневр с выходом в зону 3.
Связующий игрок зоны 3 совершает вторые передачи в зоны 2 и 4 после предварительного выхода к сетке с одновременной имитацией страховки своих нападающих. Игрок зоны 2 взаимодействует с пасующим игроком при передачах назад за голову. Его задача – тренировать длинную передачу в зоны 4, дополнительно он направляет в косом направлении обманные и нападающие удары на игрока зоны 4.
Упражнение проводиться игровым методом. В такой же последовательности отрабатывается тактическое взаимодействие нападающих при приеме мяча игроком зоны 2. Вспомогательные функции выполняет игрок зоны 4.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Задача: совершенствование взаимодействия при передачах 6-3-2-4, 6-3-4-2 с одновременной имитацией атаки в центре сетки.
Организация. Линия нападающих располагается у сетки в зонах 4, 3, 2. Упражнение начинают игроки, стоящие с мячом в зоне 6. После передачи мяча в зону 3, каждый игрок этой зоны перемещается к сетке и имитирует нападающий удар с короткой передачи. Игрок этой зоны имитирует атаку и вслед за этим производит передачу в зону 4, откуда мяч возвращается в зону 6. Нападающий 4 зоны также тренирует выход и имитацию атаки. Упражнение проводится поточно со сменой мест по ходу передач.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Задача: совершенствование взаимодействия при передачах 5-3-4, 1-3-2 с одновременной имитацией нападающего удара в центре сетки за спиной пасующего.
Организация. На одной площадке 2 вспомогательных игрока с мячами располагается за линией нападения в зонах 2 и 4. На основной площадке нападающий и связующий игроки взаимодействуют с игроками второй линии в зонах 1-5. Совершенствуют простейшие комбинации 5-3-4 и 1-3-2. Упражнение начинает вспомогательный игрок зоны 4, посылая мяч через сетку на игрока зоны 5. Принятый мяч адресуется в зону 3, из которой связующий осуществляет передачу на удар нападающему 4 зоны.
Комбинация завершается без нападающего удара через сетку на вспомогательного игрока. В момент передачи игрок зоны 2 имитирует атакующие действия за спиной у связующего игрока. Вслед за этим в упражнение подключаются 2ой вспомогательный игрок, который направляет свой мяч на игрока зоны 1.
Тактическая комбинация разыгрывается между игроками 1-3-2 и завершается также передачей через сетку. Игрок зоны 4 имитирует атаку с короткой передачи за спиной связующего игрока.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Задача: совершенствование тактических комбинации 6-3-4- и 6-3-2 после приема мяча в зоне 6.
Организация. На основной площадке нападающие у сетки отрабатывают взаимодействия на нападающем ударе с передачи партнера зоны 3, совершенствуя комбинации 6-3-2 и 6-3-4. На другой площадке вспомогательные игроки с мячами располагаются в колонне по одному в зоне 6 и поочередно вводят их ударом в пол с отскоком через сетку. После этого каждый из них перемещается в зону 4 и 2. Комбинация завершается нападающим ударом «по ходу». Игрок зоны 6 и связующий имитируют страховку своего нападающего. Кроме того, один из нападающих активно участвуют в отвлекающем маневре.
Упражнение проводится поточно. Сигналом к очередному повторению и подключению следующего вспомогательного игрока служит момент завершения каждой комбинации. Тактическое взаимодействие нападающих требует четкой детализации функции и хорошего взаимопонимания, которые должны быть определены тренером в зависимости от выполняемых задач и индивидуальных способностей игроков.
УПРАЖЕНИЕ 5. Задача: совершенствование системы нападения со второй передачи игрока зоны 2 - вариант тактической комбинации «с забеганием».
Организация. На основной площадке линия нападающих совершенствует взаимодействие с пасующим игроком зоны 2, а так же действия игроков на приеме подач (нападающих ударов). На другой площадке совершенствуют групповой блок, страховку и прием нападающих ударов в зонах 1 и 5. Тренер и вспомогательные игроки, используя большое количество мячей, создают оптимальные условия для приема подач, обманных и нападающего ударов через сетку в зонах 1,5.
Ориентируясь на качество приема (доводки) мяча, нападающие зон 4 и3 производят удара с разнохарактерных передач в своих зонах. При хорошей первой передаче игрок зоны 3 осуществляет забегание за спину или атакует с короткой передаче в зоне 2. Игрок зоны 4 взаимодействует с партнером нападения с высоких передач (при плохой доводке) или на стыке 4 и 3 зон с передачи «в полсетки».
Необходимо иметь в виду, что подобная тренировка нападающих предполагает наличие определенного мастерства игроков и проводится с целью решения комплексных задач тактической подготовки.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Задача: совершенствование нападающего удара из зон 2 и 4 против группового блока (от блока в аут, в незащищенную зону площадки, обманные удары).
Организация. Группа игроков с мячами располагается в зонах 2 и 4 и выполняют нападающие удары против двойного блока Вариант усложнения. 1) то же, но один блокирующий игрок эпизодически выполняет прыжок на блок и не выполняет (например: один низкорослый блокирующий в момент разбега нападающего меняется местами с высокорослым блокирующим).