Анализ различных исторических источников, включающих в себя учебники, книги, пособия и статьи, посвященные теме сервиса в индустрии спорта, позволил нам проследить за развитием этой сферы во всем мире и на территории современной России с древнейших времен и до наших дней.
Для наглядности представим исторические данные о развитии сферы услуг в индустрии спорта в виде таблицы, при подготовке которой использованы данные источников [1-2].
Таблица. Потребности потребителей в физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах в разные исторические эпохи
№ |
Эпоха |
Потребности потребителей |
Исполнители услуг |
1 |
Доиндустриальная |
Потребность в хорошей физической подготовке (прим. для обряда иницации в древние времена). Формирование человека, готового для завоеваний ( потребность в умении пользоваться оружием, быть физически выносливым) . Потребность в зрелищных мероприятиях в т.ч. и спортивных. Потребность в лечебной гимнастике, потребность в умении ездить верхом (для развлечений и для завоеваний, охоты) |
Старейшины, выступающие тренерами молодежи, тренера-наставники для армии, тренера-учителя, обучающие верховой езде, фехтованию, плаванию, прыжкам с шестом, учителя йоги, тренера по лечебной гимнастике организаторы культурно-массовых зрелищ и их непосредственные исполнители (рыцари, гладиаторы, спортсмены-олимпийцы) |
2 |
Индустриальная |
Объединение в общества и клубы по спортивным интересам. Потребность в большем количестве соревнований, в создании большего числа физкультурно-оздоровительных учреждений |
Организаторы соревнований, участники соревнований, управляющие спjртивно-оздоровительными учреждениями, обслуживающий персонал ( техническое обслуживание помещений учреждений, техническое обслуживание оборудования и спортивного инвентаря) |
3 |
Постиндустриальная |
Потребность в специальной одежде для занятий спортом, в спортивных соревнованиях как для зрелища, так и для самостоятельного участия, потребность в физкультуре в более доступном виде, помогающей поддержать хорошую физическую форму (фитнес) |
Заводы и фабрики (их персонал), создающие линию спортивной одежды, выпускающие ее наряду с повседневной, фитнес-инструкторы, фитнес-учителя, инвесторы на, вкладывающие средства в летние и зимние Олимпийские Игры, непосредственные участники Игр, печатные издания, СМИ, пропагандирующие ставшее модным направление спортивного развития. |
Литература
Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие / Г.А. Аванесова. - М.: Академия 2008. - 346 с.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.