РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Князев Д.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ», Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования [1;112]. "Тексты пирамид" - древнейшие заупокойные молитвы и гимны, описания деяний усопшего, начертанные на стенах царских усыпальниц в эпоху Древнего Царства, в первой половине III тыс. до н.э.,- позволяют утверждать, что известный в настоящее время египетский пантеон в то время в целом уже сформировался. Начало Древнего Царства, когда из множества мелких княжеств образовались сначала два царства (Верхний и Нижний Египет), а затем единое централизованное государство, большинство ученых относит к рубежу IV-III тыс. до н. э. С этого времени и начинается история единой египетской религии. Испытав определенный упадок во времена Среднего Царства (конец III - начало II тыс. до н. э.), она расцвела в эпоху Нового Царства и дожила до середины I тыс. н. э. [3;167] Верования древних египтян имеют непростой и самобытный характер, сформировавшийся на протяжении многих веков и тысячелетий в благоприятной, а порой и сложной для того народа обстановке, и для того что бы изучать и понимать весь смысл, логику и историю придуманных египтянами миров богов, чудовищ и обычаев, нужно знать в каких внутренних и внешних условиях развивался, тогда ещё молодой египетский этнос. Ведь история каждой религии имеет прямую, непосредственную связь и тесно переплетается с историей народа-носителя этой религии. Высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в IV—III тысячелетии до нашей эры. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и географическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив её в сад. Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как центр управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулирования количества воды на полях после её спада. Разливы Нила способствовали составлению календаря и развитию астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки [1;114].

Разливами Нила объясняется и характер построек – монументальных, с наклонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам. Египтяне благоговейно относились к Нилу, обожествляли его под именем Хапи, приносили ему дары и слагали гимны, прославляя великий Нил как источник жизни все страны:

Слава тебе, Нил выходящий из этой земли,

Приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий поля, сотворённый Ра, Чтобы всех животных оживить.

Владыка рыб, вожатый пернатых…

Творящий всё прекрасное…

Зеленей же, зеленей! О Хапи! Зеленей! [3; 28] В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, отвоевать себе жизненное пространство, наполнить всё вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений: пирамид, рельефов с надписями, статуй фараонов и т.д. Это же стремление противостоять силам природы привело к появлению магии, которая стала своеобразной ширмой между человеком, чувствующим на себе давление таинственных сил, и самими этими силами. Фараоны, например, помимо всем известного тронного имени имели тайное имя, и сохранение этой тайны было залогом успеха, жизни и здоровья. Для египтян роль такой магической защиты играли сложные представления о богах, отождествляемых с животными - змеями, птицами, кошками, крокодилами, гиппопотамами шакалами, которые обитали в густых зарослях тростника – папируса, произрастающего по заболоченным берегам реки. Как известно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - четыре пары богов и богинь группируются вокруг одного главного бога. Своеобразной особенностью религии Древнего Египта является объединение нескольких богов под одним сложным именем: Амон-Ра, Ра - Гархамис, Нефер-Тум, Пта-Сокар-Осирис и т.д. Причем один бог перенимал особенности другого, а то и полностью поглощал его. Отсюда следует, что боги Древнего Египта не имели в большинстве своем ярко выраженного характера [6;57].

Но, тем не менее, если не запутываться в многчисленнейших нюансах Египетской мифологии, то общепринятая иерархия египетских богов и божеств будет выглядеть примерно так: Верховным божеством являлся бог солнца Ра в образе человека с солнечным диском на голове, совершавший в священной ладе ежедневное путешествие по небесному Нилу. Ра же и был творцом вселенной. Бог солнца мог принимать различные, как говорилось выше, обличия: по утрам он был скарабеем Хепри, в полдень – солнцем Ра – Гарахамис («Гор горизонта»), в виде фигуры с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В ипостаси Ра – Гарахамис его отождествляли с богом Гором. Вечернее солнце называлось Ра – Атум, которого представляли в обличье египетского фараона. Образ ночного бога не имеет конкретного имени, но его изображение (в виде человека с головой барана) обычно сопровождалось надписью «плоть Ра». Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тотемизма (веры в родство людей и животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения) и его последующего превращения в культ животных. Поскольку скотоводство занимало достаточно ведущее место в хозяйственной жизни египтян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана, культ которых был распространён главным образом в местностях Дельты, богатой пастбищами во все времена истории Египта. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно чёрного цвета со светлыми отметинами: на лбу - в виде треугольника, на спине - в виде летящего скарабея (жука – навозника) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне – специальном помещении, умерших быков бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.

Под видом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась Хатор – богиня неба и плодородия. Она была защитницей женщин, способствовала зачатию и деторождению. Хатор уделяла особое внимание детям и вскормила, по легенде, юного Гора своим молоком, обратившись в корову. После того как злой Сет вырвал Гору глаза Хатор восстановила ему зрение. Эта богиня также считалась покровительницей влюблённых. С ней связаны понятия о смерти и реинкарнации. Её называли «Госпожой Сикиморы» и «владычицей финиковой пальмы», считалось, что она поила души умерших в загробном мире живительной влагой. Под видом коровы почиталась также Исида – богиня-мать, супруга и сестра Осириса, сестра Сета и Нефтиды, мать Гора. Представительница великой божественной девятки – Эннеады, играет в легендах роль преданной жены первого земного царя, Осириса, любящей матери Гора. Культ семейной преданности получил широкое распространение за пределами Египта. К тому же она могла изображаться в облике женщины с короной из змей. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей. Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне был бараноголовый бог Хнум (баран у египтян тоже был священным животным, символизировавшим мужское созидательное начало). Он был в числе основных египетских богов – демиургов (три других: Амон - Ра, Атум и Пта). Считалось, что Хнум создал на гончарном круге весь мир: богов, людей и животных. Египтяне верили, что Хнум управляет разливами Нила, от которых зависело плодородие почвы. Близ Фаюма баран являлся земным воплощением души бога Осириса, в Фивах – бога Амона – главного божества египетского пантеона со времён Среднего царства. Он был одним из восьми изначальных богов олицетворявших священные силы хаоса и известные как Огдоада. Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися либо в образе животного, либо человека с головой животного, были: Гор – бог с головой сокола, сын богини Исиды и бога Осириса, покровитель живущих фараонов. Иногда Гора представляют богом неба, с левым глазом – луной и правым – солнцем. Глаз Гора – «Веджат» - стал магическим символом в традиции древнего Египта. Сет – бог, олицетворяющий силы зла и разрушения, бог чужих земель и песчаных бурь. Сын богини неба Нут и бога земли Геба, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Часто Сета представляли полусвиньёй – полуослом, а его земное царство ассоциируется с пустынями и пустынными животными. Прослеживается несомненная связь Сета с быками и с ослами, которые при молотьбе топчут зерно, отождествляемое с телом Осириса, которого Сет убил. Считается, что именно по этой причине Гор проклял этих животных, обрекая их на вечное битьё и понукание. В качестве самого сильного божества Сету отводится роль защитника бога солнца – Ра во время его ночного странствия по подземному миру.

Анубис – бог бальзамирования, также известен как Инпу. Некоторые источники указывают на него как на сына бога солнца Осириса, первого правителя земли, и его сестры Нефтиды. Когда Осирис погибает от руки своего брата Сета, Анубис бальзамирует его тело и делает первую мумию. В дальнейшем он защищает мумифицированное тело от нападок Сета, после смети Осириса Анубис становиться правителем Дуата (подземного мира) и сопровождает мёртвых на суд Осириса. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой. Затем - как человек с головой собаки.

Бастет (Баст) – богиня любви, радости, веселья, брака и плодородия. Изображалась в виде женщины с головой кошки. Подобно свирепой египетской богине Сехмет, первоначально Бастет была богиней – львицей, но начиная приблизительно с 900 года до нашей эры, её представляют как кошку. Возможно, это свидетельствовало о её нежной натуре. Иногда её изображали вместе с когтями, что утверждало её роль как богини плодородия. В Египте рядом с алтарями часто погребали мумифицированных кошек. Сехмет («могущественная») – богиня войны и палящего солнца, её образ – женщина с головой львицы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком. Её культ часто смешивается с культом других богинь – львиц, особенно Тефнут. В отличие от богини – кошки Бастет, она рассматривалась как грозное божество, часто выполняющее роль священной карательницы. Например, богиня была послана Ра для наказания мятежного человечества, что впрочем, не привело к его полному уничтожению. Считалось, что заразные болезни – своего рода посланники Сехмет. Нередко в её честь приносились в жертву осужденные преступники [4; 186-189].

Боги для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости и Луны Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Тот к тому же был покровителем различных наук и летоисчисления. Он был писцом на суде Осириса. Бога Тота, как правило, обычно изображали в виде павиана или ибиса (птицы отряда голенастых), но иногда он встречался в образе бабуина. В более поздний период его стали отождествлять с греческим Гермесом.

Хепри – бог восходящего солнца, жизни и возрождения, воплощённый в навозном жуке, скарабее. Считалось, что Хепри выталкивает солнце на небо, по аналогии со скарабеем, толкающим перед собой навозный шарик. Для египтян жук – скарабей символизировал возрождение, восстановление и перевоплощение. Сильно почитался египтянами.

С различными богами были связаны, как выше уже было сказано, священные кошки, обезьяны, змеи, птицы. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе. Все боги мужского пола были одеты в шендит – набедренную повязку, в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца после его захода. На голове имели или полосатый платок клафт, который на лбу обязательно украшала священная огнедышащая кобра – урей, или убор атеф, сделанный из тростника и увенчанный по сторонам перьями страуса. На богинях – женщинах – плотно облегающие фигуры платья, в руках они держали анх, головы были украшены клафтом, короной из уриев, солнечным диском в зависимости от функции богини [2; 83].

Среди всех древнеегипетских мифов особое и основное место занимали всегда сказания о сотворении мира и людей, сказания, связанные со сменой времён года, солярные сказания. По одному преданию солнце - золотой телёнок, рождается от небесной коровы, по другому из гусиного яйца, «яйца великого Гоготуна», по третьему выходит из лотоса, по четвёртому - возникнув и мрака и хаоса, садиться на священный камень Бен-Бен. Всегда сказание о солнце - это сказание о его борьбе с различными врагами – мраком водой и стихией либо предания о солнечном оке – его любимой дочери. Из всех солярных сказаний самым распространенным являлся о сражении солнечного бога Ра с великим змеем преисподней Апопом:

«Каждый вечер, пройдя дневной путь, ладья Ра подплывала к западным горам, где по представлениям египтян, находился вход в подземный мир. Ра торжественно переходил с дневной ладьи на ночную и начинал плаванье по подземному Нилу. Преисподняя, узкая и длинная долина, была разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей, каждую из которых охраняли огнедышащие змеи, Ра проплывал каждую часть подземного мира в определённый час ночи, и по мере его продвижения души мёртвых, выходя из свои гробниц, приветствовали бога солнца:

Слава тебе, Ра!..

Почитают тебя обители Дуата,

Поклоняются тебе обители преисподней.

Восхваляют они тебя, грядущего в мире.

Западные в ликовании,

Когда ты приносишьсвет туда богу великому

Осирису, владыке вечности [3; 100].

В происходила встреча и еженощная битва Ра с его смертельным врагом – гигантским змеем Апопом. Желая погубить Ра Апоп выпивал воду подземного Нила. Но с помощью всех богов Ра поражал чудовище копьями и ножами и заставлял изрыгнуть всю проглоченную воду. После победы над Апопом плавание солнечной ладьи продолжалось уже беспрепятственно при общем ликовании. Великая змея на челе твоём Силён Ра,Поражает злотворящего дракона Слабы враги!И разрубает позвоночник его, Жив Ра, Раздирает его пламя, Мертвы враги! И огонь пожирает его. Напоен Ра, Побеждает его Исида Жаждут враги! И ранит его Нефтида, Благ Ра, Поражает Тот его мечом Мерзки враги! И низвергает его… Есть Ра, И ликуют они, когда он повержен Неттебя Апоп! В конце подземного путешествия ладья Ра проходила через отверстие в восточных горах и снова появлялась в небе». Едва ли не главной египетской легендой, связанной с ежегодным циклом обновления природы, является миф об Осирисе и Исиде. Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, царствовал в Египте и научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Он считался богом производительных сил природы, и зелёный цвет его кожи указывал на это. Его священная ладья и корона – атеф были сделаны из стеблей папируса. Осирис изображался сидящим с жезлом и плетью в руках – атрибутами фараонов, символизирующий власть над живыми и мёртвыми [3; 103].

Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни и природа увядала, жители Египта считали, коварный бог пустыни, бог чужих земель Сет убил своего брата Осириса и безраздельно господствует в мире. «Согласно легенде злой Сет погубил своего брата Осириса, первого царя Египта, захватил трон, а тело несчастного расчленил на двенадцать кусков и разбросал по всему Египту. Исида нашла все куски своего убитого мужа кроме фаллоса, который сожрали рыбы, но умная богиня не растерялась и вылепила новый фаллос из глины и прирастила его к мёртвому телу. И, обратившись в птицу Хат, крыльями вдохнула в него жизненную энергию, достаточную для зачатия ребёнка, которым и стал Гор. По представлению египтян, слёзы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Уверенная в том, что Сет будет преследовать её дитя, Исида удалилась в болота дельты Нила, где родила и воспитала Гора. С помощью богинь Хатор и Серкет Исида растила сына, пока тот не набрался достаточно сил, чтобы оспаривать у Сета своё право на трон. Бог солнца пригласил Гора и Сета на суд эннеады. Сет заявил, что он занимает трон по праву, так как обладает силой, достаточной для охраны солнца во время его ночного путешествия по подземному миру. Кое-кто из богов согласился с такой позицией, но Исида настаивала на ином решении. Сет отказался судиться с Исидой в присутствии богов и назначил богине встречу на острове, куда боги запретили ей доступ. Однако хитрая Исида приняла образ старухи и соблазнила жадного бога – перевозчика Немти золотым кольцом, и тот доставил её тайно к месту разбирательства. На острове Исида приняла образ прекрасной красавицы, пустилась на хитрую уловку, и Сет косвенно признал свою вину по отношению к законному наследнику. Когда Сет раскрыл коварство Исиды, боги отрезали Немти пальцы ног (после такого наказания бог Немти проклял золото. Поэтому в местностях, где чтили Немти, пользоваться золотыми монетами было запрещено). Дальнейшая борьба между Сетом и Гором показала свою несостоятельность. Боги отправляют послание Осирису, который угрожает наслать на них демонов, если власть не передадут его сыну. И Ра решает покончить с этим вопросом раз и навсегда. И вот по решению Ра противников отвезли на остров, где состоялась последняя битва Сета и Гора – битва, за которой следила вся эннеада. Много дней и ночей длился ужасный бой, и всё это время тьма покрывал Египет, над Нилом выли знойные ветры, молнии прорезали чёрное небо. Сражение закончилось полной победой Гора: всё сиявшее солнце осветило торжествующего сына Осириса и побеждённого Сета у его ног. Эта кровавая борьба продолжалась восемьдесят лет, Но, в конце - концов, Гор получил титул Объединителя Двух Земель и был увенчан двухцветной короной Пшент. Сету волей – неволей пришлось покориться, в знак чего на воротах дома Птаха были водружены тростник и папирус – символ объединения и примирения не только двух египетских земель, но и двух заклятых врагов – Гора и Сета» [3; 127].

Осирис был воскрешён своим сыном Гором (воскресение Осириса связывалось у египтян с началом всходов), но оживший Осирис отказался оставаться на земле, и стал править в царстве мёртвых, сделавшись справедливым судьёй. В представлениях египтян суд в царстве мёртвых играл первостепенную роль – от его исхода зависела дальнейшая участь умершего человека.

«Умерший попадал в Чертог Двух Истин, где заседал загробный суд во главе с Осирисом и его свитой – сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны. На суде также присутствовало сорок два сверхъестественных существа, каждое из которых ведало тем или иным грехом. Вступив в Чертог Двух Истин, умерший приветствовал великого бога, а затем произносил свою исповедь, где перечислял длинный ряд грехов, которых он не совершал: - Я не чинил зла людям. Я не нанёс ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины. Я не творил дурного. Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого перед богами. Я не угнетал раба перед лицом его господина. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слёз. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я ни кому не причинял страданий. Я не истощал припасы в храмах. Я чист, я чист,я чист,я чист! Произнеся эту так называемую негативную исповедь, умерший ждал, когда боги Гор и Анубис взвесят на весах его сердце, которое уравновешивалось статуэткой богини правды. Если статуэтка перевешивало сердце, то умершего пожирало чудовище. Это было самым страшным наказанием, поскольку уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень. Если же сердце и Правда весили одинаково, то покойный признавался оправданным и отправлялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческого роста. Это место было в восточной части неба, куда стремился добраться умерший».

В Дуате умершего подстерегали сотни опасностей – там кишели крокодилы, змеи, скорпионы и львы. Там подземные рыбаки, готовые поймать покойника в свои сети. Там свирепые стражи ворот задавали египтянину множество коварных вопросов, на которые нужно было давать абсолютно точные (хотя и не всегда осмысленные) ответы. Должно быть, только высшие жрецы могли легко ориентироваться в этом нагромождении загробных препон, но что было делать умершему земледельцу, ремёсленнику или простому войну? Их шансы попасть на вожделенные Поля Камыша были ничтожно малы, какими бы достоинствами эти люди не отличались в жизни.

Кое-какую надежду на благую загробную жизнь грамотным египтянам давали путеводители по Дуату, такие как «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых», «Книга о вратах», «Книга о том, что есть в подземном мире». Такого рода знания, бывшие в большом ходу в Древнем Египте, предостерегали людей от многочисленных опасностей, поджидавших их на том свете, и содержали советы, как эти опасности преодолеть. В книгах приводились тексты гимнов, которыми надлежало задабривать тех или иных богов, перечислялись имена всех стражей подземных врат с упоминанием их слабостей (дабы знать, как улестить каждого из привратников), содержались магические заклинания для борьбы с загробными чудовищами, а так же давались подробные описания дорог в Дуат с приложением карт потустороннего мира.

Если умерший был грамотным, а его близкие могли позволить себе роскошь приобрести себе такую книгу, её клали покойнику в гроб – и тогда усопший в нужную минуту мог найти быстренько там подсказку, вычитать правильный ответ на вопрос подземных стражей или сориентироваться по карте, куда ему идти [3; 146]. Вообще снарядить египтянина в последний путь было делом дорогостоящим и нелёгким – покойника требовалось снабдить не только путеводителем по подземному царству, но и едой, питьём, одеждой, утварью, статуэтками – слугами «ушебти», статуэткой бога воздуха Шу, дабы усопший не задохнулся в гробу, запасной головой из известняка (на тот случай, если бедняга ненароком забредёт на место подземных казней и попадётся под руку тамошнему палачу), а также каменным сердцем в виде скарабея и амулетом в виде Ока Уджат. Положив всё это в усыпальницу и совершив при помощи жреца сложные погребальные обряды, близкие отправлялись к соседям просить в долг на пропитание, а усопший оказывался перед вратами «Дома Осириса – Хентиаментиу» [6; 214]. Мысль о необходимом сохранении тела для будущей жизни привела, в конце концов, к возникновению культа умерших, ставшего для древних египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Само же искусство Древнего Египта выросло из идеи «Вечной жизни». Убеждение о том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к идее изобретения мумификации – особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса. Египтяне верили, что человек наделён несколькими душами, среди которых «ка» является его двойником или жизненной силой. «Ка» обладало плотью, способностью потреблять пищу и являлось вместилищем для улетающей и возрастающей души. «Ба» воспринималось как проявление сущности умершего, как нечто существующее только после смерти человека, изображали птицей с человеческой головой. «Ах» расценивалось как дух, приведение, «шу» - тень, «рен» - имя, «иб» - сердце. Тело умершего после ритуала мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» («священные останки») [4; 82]. Убеждение древних египтян будто «ка» и «ба» имеют своим жилищем гробницу, обусловило, то первостепенное положение, которое она занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта. Гробницы видоизменялись в зависимости от времени.

Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н. э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV по которой вводился единый неопровержимый культ «солнечного диска».). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для эпохи эллинизма).

Среди всех религиозных верований цивилизаций Древнего Мира, Религия Древнего Египта стоит на особом месте, на мой взгляд, опережая другие религии на целую голову. Здесь не имеет место высокая красота и интересная замысловатость египетских мифов и легенд. Ведь, например, греческий Эпос ни чем не уступает египетскому, а того и более превосходит по своему захватывающему сюжету и баталиям. А, что касается обрядовой системы египтян, то и в Месопотамских обычаях и традициях лежит не менее глубокий смысл. Суть дела состоит в том, как уже было сказано выше, что Египетская религия такая единственная - по своей самобытности и индивидуальности из всех остальных. Взять хотя бы ту же самую, уже упомянутую ранее, систему Месопотамских богов и мифов – здесь прослеживается явная цепочка заимствований: вавилонян у шумеров и аккадов, ассирийцев у вавилонян, и даже у Малоазийских хеттов можно увидеть схожие с Двуречьем религиозные представления. Боги же прославленных эллинов - это тоже заимствование, теперь уже у самих египтян: взять хотя бы греческого Диониса: учёные ещё в первой половине XX века выдвинули вполне обоснованную теорию о схожестях культов Диониса и египетского Осириса, что Дионис – это всего лишь замаскированная копия Осириса, импортированная из Египта в Грецию [5; 320]. Про римлян даже можно не говорить. При это нужно понимать, что достижений соседей в сфере культуры и религии, это закономерный исторический процесс. Египет же оставался менее всего подвержен этим закономерностям на фоне других цивилизаций и их культур. В этом и заключается вся ценность Египетской религии, как величайшего памятника в истории не только Древнего Мира, но и вообще в истории всех мировых цивилизаций когда либо существовавших на планете

Список используемой литературы

  1. Васильев Л.С. История Востока.,М.,2003.- 495с.

  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.,М.,2001- 544с.

  3. Овчинникова А. Легенды и мифы Древнего Востока.,СПБ.,2006.

  4. Словарь мифов. Академ.издание, под редакцией Питера Бентли. М., 2001.

  5. Фрэзер Дж. Золотая ветвь.,М.,2001.

  6. Эрман А. Жизнь в древнем Египте.,М.,2008. – 412с.

 

 

Просмотров работы: 1722