Большое значение семьи как фактора социализации ребенка признается большинством педагогов и психологов. А.Г. Харчев в своей работе «Брак и семья» определяет важные черты семьи, как … «общность быта и связанность взаимной ответственностью, в том числе и за воспитание и социализацию детей. Им определяется система взаимоотношений в семье супругов, родителей и детей как малой социальной группы» [1, с. 19].
Таким образом, ответственность за социализацию детей лежит не только на родителях, но и на остальных членах семьи. Ребенок на примере своей семьи усваивает различные роли в обществе, что является катализатором в процессе его социализации.
Под социализацией понимается процесс усвоения ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Существует также понятие семейной социализации, раскрывающее суть данного процесса. Данное понятие можно раскрывать двояко: как подготовку к будущим семейным ролям и как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. В процессе семейной социализации ребенком усваиваются модели поведения, модели построения взаимоотношений и межличностного общения.
В совокупности с процессом воспитания процесс семейной социализации определяет для ребенка социальные рамки, которыми ограничиваются определенные типы межличностных отношений, таким образом, оказывая на ребенка дополнительное воспитательное воздействие. Также в процессе общения с родственниками у ребенка начинается формирование структуры личности [2, с. 101].
Говоря о влиянии семьи на социализацию ребенка, нужно выделить факторы, определяющие данное влияние: структура семьи как единство функционирования ее членов; позиция ребенка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве совершенно различны; основные (реальные) воспитатели-социализаторы - члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка; стиль воспитания в семье - можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора и вспомогательных социализаторов; собственно-личностный, нравственный и творческий потенциал семьи - вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов.
Не менее важными являются средства социализации, которые обеспечивают контакт между ребенком и членами семьи:
1. Язык - основной инструмент социализации. С помощью языка происходит общение между ребенком и взрослыми членами семьи, дается оценка поступков и действий ребенка, проводятся объяснения, беседы, выражается мнение ребенка и взрослых по отношению к нему и его поступкам и действиям;
2. Ценности - идеальные представления, принципы, с которыми ребенок соотносит свои поступки. В качестве ценностей могут выступать взрослые, с которыми контактирует ребенок, кумиры, персонажи, которым ребенок пытается подражать;
3. Нормы - усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения. Нормы устанавливаются взрослыми, окружающими ребенка, и требуют неукоснительного их исполнения. Для ребенка они также являются регулятором поведения;
4. Навыки и умения - образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую роль в последующей социализации. Способствовать образованию новых навыков и умений, а также закреплять уже имеющиеся у ребенка, должны взрослые. Образование новых навыков у ребенка способствует его всестороннему развитию. Кроме того, ребенок может применять приобретенные им навыки и умения для жизни в обществе, общения с другими людьми.
Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых, но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт также приобретается ребенком при общении с другими членами семьи, с которыми он имеет постоянный или периодический контакт. С помощью средств социализации ребенок перенимает у них необходимые для него знания, умения и навыки, которые впоследствии использует для взаимодействия с другими людьми в обществе. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их сформулированным целям.
И. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств. Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни. Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой.
В семье дети постепенно осознают всю сложность взрослой жизни и получают необходимые знания, умения и навыки для того, чтобы приобщиться к ней. Семья определяет дальнейшее развитие межличностных отношений ребенка, структуру, по которой он будет выстраивать эти отношения, а также основные поведенческие особенности ребенка, проявляющиеся в общении.
Однако главной задачей семьи является сделать ребенка счастливым, а не благовоспитанным. Счастливое и привольное детство считается лучшим фундаментом для закрепления прочного навыка самодисциплины. Родители и другие члены семьи должны помогать ребенку хотеть быть хорошим, поскольку осознание этого гораздо важнее, чем попытки сделать ребенка послушным [3, с. 275].
Таким образом определяется важнейшая роль семьи как фактора социализации ребенка - подготовка его к взрослой жизни, поскольку именно для этого ребенок осваивает приемы общения и построения межличностных отношений. На примере членов семьи ребенок видит основные модели поведения и учится строить общение. Результатом данной деятельности ребенка и способствующей этому деятельности семьи впоследствии будет развитая личность, которая обладает основными социальными навыками, необходимыми для жизни в обществе.
Список использованной литературы:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов- педагогов и учителей. - М., 1997.— 146 с.
2. Вульфов Б.З., Иванов ВД. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997.— 288 с.
3. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности : курс лекций. — Калининград, 1995. – 344 с.
4. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве. – М. : Просвещение, 2000. – 187 с.
5. Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества : путь к успеху. – М. : Высшая школа, 1992. – 356 с.
6. Харчев А.Г. Брак и семья. 2 изд. перераб. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 367 с.