ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Фролова Е.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема мобильной зависимости приобрела небывалую актуальность в связи с тем, что современное общество все шире применяет инновационные технологии во всех сферах человеческой деятельности. В данной статье нами был проанализирован термин «зависимость», а также изучены основные психологические проблемы.

Многочисленные результаты исследований, высказывания и мысли ученых, статистические данные и СМИ все чаще свидетельствуют о том, как глобальная мобильная сеть всецело поглощает умы современного общества. Проблема мобильной зависимости уходит корнями еще в раннее детство. Все чаще можно встретить ребёнка дошкольного возраста, в совершенстве владеющего современной техникой и ведя прямое общение с интернетом. Зачастую, современные родители не уделяют этому явлению должного внимания, считая, что их чадо идёт в ногу со временем, к тому же, не обременяет их дополнительными проблемами. Однако, в дальнейшем, подобное поведение может перерасти в зависимость от гаджетов.

Прежде, чем говорить о психологических проблемах, которые провоцирует мобильная сеть, стоит охарактеризовать саму зависимость.

Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволил выделить общее определение зависимости, а по-другому - аддикции. Это испытываемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности [2]. Следовательно, мобильная зависимость это навязчивая потребность в пользовании мобильным устройством.

По данным глобальной сети Интернет в данный вид зависимости попадают в основном дети и подростки. Так, к примеру, владельцами сотовых аппаратов в 28% случаев становятся дети до 10 лет, в 35% подрастающее поколение в возрасте 11 и 13 лет соответственно, 3% приходится на 14-15 - летних граждан нашей страны, и лишь 1,5% подростков обзавелись гаджетом после 16 лет.

Безусловно, при грамотном пользовании, нельзя полностью отрицать положительные стороны мобильных устройств, потому как это удобное средство связи, также, с помощью гаджета возможен выход в интернет, а, следовательно, доступ к всемирным библиотекам, современной литературе. Однако, всё же стоит только задуматься об обратной стороне «медали». Вспомнить только, сколько психологических нарушений и психических проблем возникает у людей при не правильном использовании мобильных устройств [1].

Так, к примеру, в настоящее время появилось новое определение мобильной зависимости, переходящее в психическое отклонение - номофобия, илибоязнь остаться без мобильного телефона.

В настоящий момент психологи выделяют следующие виды зависимости от мобильных телефонов. 1. Мобильная зависимость носящая маниакальный характер; 2. SMS-зависимость; 3. Гаджет-аддикция (постоянное приобретение мобильных устройств) [3].

Помимо этого, ученые выделяют психологические признаки зависимого поведения от мобильных устройств:

1. Предпочтение мобильного общения – живому. Отказ от живых встреч, разговоров. Частые звонки «по пустякам»;

2. Непреодолимая тяга к смс-общению;

3. Тревожное состояние при ожидании звонка;

4. Эмоциональный дискомфорт при отсутствии мобильного устройства;

5.Проявление агрессии в отношении людей, не понимающих рьяного использования мобильного устройства;

6. Бездумная трата средств на гаджет;

7. Частая смена телефонных аппаратов, погоня за «модой»;

8. Недоверие к людям и нежелание отдавать мобильный телефон в чужие руки;

9. Наличие нескольких SIM–карт и телефонов «на всякий случай».

В совокупности, все вышеперечисленные психологические признаки дают тревожный сигнал о том, что человек стал зависимым от мобильного устройства [2].

В рамках исследования, нами была разработана и апробирована анкета, позволяющая выявить наличие или отсутствие мобильной зависимости.

Анкета содержит 10 вопросов, на которые необходимо дать ответы «да» - в случае, если испытуемый согласен с определением, и «нет», если не согласен. 1. Знаете ли вы, что такое мобильная зависимость? 2. Сможете ли вы прожить без мобильного телефона? 3. Имеете ли вы непреодолимое желание позвонить кому-нибудь или написать (даже без повода)? 4. Предпочитаете ли вы мобильное общение – живому? 5. Тревожитесь ли вы, когда ждете звонка или смс? 6. Испытываете ли вы раздражительность, когда не имеете возможности позвонить? 7. Тратите ли вы много денег на мобильную связь? 8. Беспокоитесь ли вы, когда внезапно ваше мобильное устройство разряжается? 9. Испытываете ли вы дискомфорт, если забыли телефон дома? 10. Злитесь ли вы, если ваше мобильное устройство «зависло» при его использовании?

Интерпретация результатов проводится по следующей шкале:

От 0 до 3 баллов – низкий уровень мобильной зависимости;

От 4 до 7 баллов – средний уровень мобильной зависимости;

От 7 до 10 баллов – высокий уровень мобильной зависимости.

В дальнейшем, данная анкета была проведена на 45 испытуемых (по 15 человек в каждой подгруппе) в возрасте от 10 до 15 лет , от 15 до 25 лет, от 25 до 35 лет.

В группе испытуемых от 10 до 15 лет, были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Количество испытуемых в %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

20

47

33

В группе испытуемых от 15 до 25 лет, были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Количество испытуемых в %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

33

54

13

В группе испытуемых от 15 до 25 лет, были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Количество испытуемых в %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

54

33

13

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большей степени респонденты группы от 10 до 15 лет склонны к появлению мобильной зависимости. В данной группе было выявлено наибольшее количество человек с высоким уровнем мобильной зависимости.

Анализируя вышесказанное, стоит сказать о том, что наиболее правильной моделью нормативного поведения человека было бы отсутствие мобильной зависимости, означающее, что человек полностью контролирует соб­ственные поступки, ответственен и свободен от пагубных привычек. Данная проблема требует особого внимания, а также своевременной помощи, поддержки и коррекции.

Список используемой литературы

  1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с

  2. Менделевич. В. Д. Психология зависимой личности / В.Д.Менделевич. - Казань, 2004. - 240 с.

  3. Пазухина С.В., Филиппова С.А. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов//: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова - М., МГППУ, 2015. - 112 с., стр. 90-94.

Просмотров работы: 201