Исследование назначения виртуальных денег необходимо начать с оценки их экономической сущности и, прежде всего, ответить на вопрос, почему виртуальные деньги можно считать деньгами. Данный факт базируется на том, что виртуальные деньги выполняют функции денег. Функция меры стоимости, присущая денежным средствам, проявляется, когда цены на некоторые товары и услуги определены посредством виртуальных денег. Функция средства обращения осуществляется, когда товары или услуги покупаются за виртуальные деньги, т. е. они выступают как средство расчетов. Функция средства накопления объясняется учеными различно. В широком смысле следует понимать, что деньги либо способны самостоятельно поддерживать и повышать свою стоимость, либо данные способности исполняются через оценку стоимости активов, в которые вкладываются деньги. Виртуальные деньги, до определенного момента времени, показывают вероятность роста их курсовой стоимости, что и признается главной причиной их использования.
По нашему мнению, для дальнейшего анализа виртуальных денег, правильно было бы сравнить их с современными безналичными деньгами, эмиссией которых занимается Центральный банк, либо в целом с неполноценными деньгами, к числу которых они могут быть причислены (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение характеристик фиантных и нефиантных денег [1, 41]
Характеристика |
Фиантные деньги (эмитируемые ЦБ) |
Нефиантные деньги (виртуальные деньги, эмитированные частными игроками) |
Сходство |
||
Форма |
Электронная |
Электронная |
Наличие реального обеспечения |
Отсутствует |
Отсутствует |
Вид денег |
Неполноценные |
Неполноценные |
Характер использования |
Безналичный оборот |
Безналичный оборот |
Различие |
||
Масштабы использования |
Всеобщее |
Ограниченное |
Эмитенты |
Государственные институты |
Частные |
Объемы эмиссии |
Определяются ЦБ в соответствии с развитием реального сектора экономики |
Не имеют достойного экономического обоснования |
Риски |
Минимизируются государством |
Максимальные |
Сроки существования в денежном обращении |
Бессрочные |
Пока есть растущий (ажиотажный) спрос |
В настоящее время создано множество криптовалют. Десять самых крупных по объему капитализации криптовалют представлены в табл. 2.
Таблица 2
TOP-10 по объему капитализации криптовалют современности
(по данным на 23.12.2017) [3]
Наименование криптовалюты |
Текущая капитализация, дол. США |
Курс, цена в долларах США за виртуальную монету |
Bitcoin |
254 216 951 168 |
15 169,40 |
Ethereum |
71 539 218 938 |
741,20 |
Bitcoin Cash |
52 122 060 006 |
3 089,36 |
Ripple |
45 659 893 074 |
1,18 |
Litecoin |
16 110 427 517 |
295,96 |
IOTA |
11 510 257 264 |
4,14 |
Cardano |
11 454 527 910 |
0,441798 |
Dash |
9 928 013 642 |
1 277,70 |
NEM |
8 496 107 999 |
0,944012 |
Monero |
6 172 436 822 |
398,09 |
Исходя из приведенных выше данных, нефиантные деньги можно отнести к категории денежного суррогата. Существенная трудность денежного суррогата заключается в отсутствии обеспеченности данного инструмента, и в случае появления сложностей в использовании его стоимость уменьшается.
Допускаем тот факт, что сходные проблемы могут возникнуть и при использовании законных средств расчетов, эмиссия которых регулируется государством. Недейственная государственная политика может повлечь за собой снижение покупательной способности национальной денежной единицы даже до восстановления товарообмена или полного отказа от ее использования и замены иностранной валютой, что в мировой экономике известно как валютное замещение. Однако государство обязано функционировать для процветания и прогресса хозяйствующих субъектов и граждан, проживающих на его территории, что делает его экономическую несостоятельность маловероятным событием и представляется основной защитой его обязательств, в том числе денежных средств.
По причине того, что криптовалюты, выпускаемые частными лицами (нефиантные деньги), в большинстве случаев могут иметь цель получение прибыли, и большая часть граждан может быть втянута в процесс их применения с такой же целью, государство, в лице Центрального банка и некоторых других уполномоченных органов, должно принимать участие в разрешении данной проблемы [2, 35].
Следующим «подводным камнем» криптовалют по праву можно считать их анонимность. Виртуальные деньги обладают ликвидностью, а также они способны перемещаться по миру практически без ограничений. Два этих фактора обеспечивают доступность криптовалют для преступников. Вдобавок анонимность криптовалют позволяет уходить от обязательных налоговых отчислений, что представляет угрозу для всех государств.
Спорным моментом в отношении криптовалюты является рассредоточенная система майнинга, под которой понимается деятельность по генерации новых криптовалют. Так, с одной стороны, майнинг позволяет осуществить переэмиссию расчетных средств, но с другой – в условиях неподконтрольности какому-либо государственному органу счета нельзя заблокировать или передать какую-либо информацию третьим лицам, платежи нельзя «откатить». К тому же политические риски отражаются на них в меньшей степени, нежели на фиантных денежных обязательствах.
Неоднозначное состояние криптовалют в современной экономике привело к различной оценке данного экономического феномена и вызвало разные способы реакции правительств на его развитие. Например, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал революционный Декрет о развитии цифровой экономики, который подразумевает развитие криптовалютных платежей и технологии блокчейна (выстроенная по определенным правилам цепочка из формируемых блоков транзакций)[4]. В России 28 декабря 2017 года Центральный банк и Министерство финансов РФ представят законопроект о регулировании криптовалют. По мнению Анатолия Аксакова – председателя комитета Госдумы по экономической политике, законопроект о криптовалютах может быть принят до конца марта[5]. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху полагает, что биткоин уничтожит банки. По его мнению, об этом говорит растущий спрос на криптовалюту[6]. В свою очередь, Резервный банк Индии (RBI) подтвердил позицию о том, что он не разрешал и не лицензировал деятельность «какого-либо предприятия или компании для работы с криптовалютой»[7]. В Индонезии разрабатывается законопроект, запрещающий сотрудничество со сторонами, которые обеспечивают операции с цифровыми валютами[8]. По мнению главы Банка Индонезии, такое решение защитит суверенитет национальной валюты страны — рупии.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что криптовалюты в настоящей действительности стремительно развиваются, но виртуальные деньги не достаточно изучены, что ведет к различным точкам зрения о необходимости их использования.
Использованные источники:
Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н., Маркова А.А. Экономическая природа и проблемы использования виртуальных денег (криптовалют) // Известия УрГЭУ. 2015. №2 (58). С.37-43.
Поляков В.В. Проблемы взаимоотношений участников системы безналичных розничных платежей при применении банковских карт // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 5 (55).
URL: http://coinmarketcap.com.
URL: https://bits.media/news/belarus-legalizuet-mayning-i-kriptovalyuty-i-predostavit-nalogovye-lgoty/
URL: https://bits.media/news/gosduma-rassmotrit-zakonoproekt-regulirovaniya-kriptovalyut-28-dekabrya/
URL: https://bits.media/news/premer-ministr-schitaet-chto-bitkoin-unichtozhit-banki/
URL: https://bits.media/news/rezervnyy-bank-indii-v-tretiy-raz-predupredil-o-riskakh-kriptovalyut/
URL: https://bits.media/news/indoneziya-vvedet-zakonodatelnyy-zapret-na-ispolzovanie-kriptovalyut/