В 5-6 классах при обучении математике велика роль логических задач. Решая их, учащиеся приобретают, по мнению методистов [1, 2], математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления.
Приведем примеры интересных логических задач, разработанных нами на занятиях «Математической логики» под руководством Г.Х. Воистиновой, часто при их решении помогает прием «аналогия» [1].
Пример 1.Заменить вопросы числами: 1) 3; 250; ?; 50; 12; ?; 24; 2; 48
Решение. Числа 6 и 10. Числа, стоящие на нечетных местах, умножаем на 2; на четных – делим на 5.
Пример 2.Разгадать слово, зашифрованное в числе: если 2533927142233 – зачётка, то 3222533202819 – ?
Решение.Экзамен.
Пример 3.Дополнить рисунок.
Решение.(по принципу домино).
Пример 4.Дополнить рисунок.
Решение.17. Из ряда простых чисел (простые числа – это числа, которые имеют только два делителя – единицу и само число) выбраны числа через одно: 2; 3; 5; 7; 11; 13; 17; 19; 23.
Пример 5.
Решение.Число 0. Числа суммируются между собой и с числом граней фигур внутри, а затем умножаются на число граней внешней фигуры: 5[(12+0)+(1+4)+(5+6)]=140; 4[(4+6)+(3+3)+(11+4)]=124; [(4+4)+(5+6)+(3+3)]=0
Список литературы:
Воистинова Г.Х. Аналогия при решении математических задач // Современные технологии математического образования в школе и вузе: Сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию присоединения Башкортостана к России, г. Стерлитамак, 16-17 октября 2007 год / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – С. 186-196
Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учеб. пособие для студ. направления «Педагогическое образование», профилей «Математика», «Математика. Информатика», «Математика, Физика» / Отв. Ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 83 с.