ИГРА КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРА КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Колесникова Е.И. 1
1МосУ МВД РФ имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра, как неотъемлемый элемент в детстве каждого ребенка, оказывает всестороннее влияние на его психическое развитие. В игре дети не только овладевают новыми умениями и неизвестными ранее навыками, знаниями, но и осваивают основные правила поведения в социуме и опыт общения с людьми. Без наличия игры, как подчеркивали психологи, воспитание личности не может быть полноценным, также не может быть достигнуто наиболее полное нравственное развитие ребенка.

Игра имеет несколько целевых функций: социализирующую, воспитывающую, обучающую, но особо важна ее диагностическая роль. Несомненно, важно наблюдать за ребенком во время игры, ведь именно так можно усмотреть проблемы в развитии у ребенка. Еще К.Д.Ушинский отмечал, как важно следить за детскими играми. Отсутствие проявления активности и интереса к игре у ребенка — это повод задуматься о возможном неблагополучии в развитии ребенка, что может повлиять на дальнейшее школьное обучение.

Педагог должен особое внимание обращать на поведение детей, когда они принимают то или иное решение во время игры, имеющей правила. Конечно, основой его поступка является становление на путь выбора между желанием и последующими событиями. Этот момент не только помогает оценить будущий поступок с точки зрения его результатов, но и отражает эмоциональное состояние ребенка, в виде возможных переживаний по поводу видоизменения этих отношений. Важной стороной внутренней жизни является смысловая ориентировка. Она исключает склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний и исключает промежуточное участия кого-либо или чего-либо в деятельности. Поэтому утрачивается детская непосредственность: ребенок обдумывает, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим свое внутреннее состояние. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка выполнять задание полностью, соблюдать его правила в процессе выполнения и осуществлять контроль самого себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Необходимо понять, насколько ребенок осознанно принимает поставленную цель, предписания к ее достижению, следует ли он объяснениям педагога, получает адекватный результат, к которому он стремился, как он относится к нему и к работе в целом, способен ли он оценить её с позиции указанных запросов.

Многие выдающиеся педагоги и психологи говорили об обучающих и развивающих возможностях игры, а также пристальное внимание обращали на эффективность использования их в образовательном процессе. Например, А.С. Макаренко считал, что "хорошая игра" обеспечивает значительную эффективность любой деятельности и вместе с тем оказывает содействие гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (эмоциональное, физическое, интеллектуальное), доставляет удовольствие (радость творчества, победы), а также возлагает на её участников определённую ответственность. С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения, поддержания внимания, осуществление элементарного самоконтроля. (таблица)

В процессах деятельности велика роль интересов. Интересы заставляют личность активно искать пути удовлетворения жажды знаний и понимания. Удовлетворение интереса, обычно не приводит к его потере, а наоборот вызывает возникновение новых интересов, имеющих более высокий познавательный уровень знаний. В итоге, интересы являются главным побудителем ребенка к познанию. Учебная деятельность занимает немалую часть жизни человека и практически все годы становления личности, начиная с дошкольного обучения и заканчивая обучением в высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является необходимым требованием к каждому человеку, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике.

Формирование интересов у школьников должно формироваться с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к процессу обучения до развития профессиональных качеств и интересов. Одним из способов поддержания и развития интересов в младшем школьном возрасте является групповая игровая терапия. В последние десятилетия игровая терапия заняла особое место в процессе преподавания и воспитания. Проведение игротерапии будет полезно для людей замкнутых, необщительных, имеющих нарушения поведения. Её используют в индивидуальной и групповой формах. Главным критерием предпочтения груп­повой игротерапии является потребность ребенка в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Она призвана помочь ребенку осознать себя и своё «Я», повысить его самооценку и помочь максимально развить потенциальные возможности, помочь решить внутренние конфликты, побороть страхи и агрессивные тенденции, уменьшить чувство вины и беспокойство.

Игра необходима для развития детей совершенно любого возраста, но особенно - в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности и непосредственно включена в неё. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные задатки, необходимые для успешного обучения в школе. Дошкольники, которые имеют развитые игровые навыки, адекватный уровень познавательного развития, произвольного внимания, речь, логическое мышление, воображение, что является непосредственно важной предпосылкой к школьной готовности.

Были произведены исследования, где учащиеся начальных классов ответили на 5 вопросов. В опросе приняли участие 31 ученик 4 класса. Я проанализировала результаты, и вот что получилось:

  1. Какие уроки ты больше всего любишь?

  1. Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:

  1. Как часто в нашем классе на уроках бывают игры?

  1. Как ты относишься к игре на уроке?

  1. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

В заключении хочу сказать, что игра необходима в процессе обучения, т.к. именно в ней мы можем выявить недостатки в развитии и немедленно оказать помощь детям с этой проблемой. Как показывает предложенный мною опрос, учащимся начальной школы нравятся все уроки, большая их часть положительно относится к использованию игр на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% предпочли бы использовать именно игры. И практически основной массе детей игры приносят большую пользу, и они с удовольствием в них участвуют.Таким образом, педагогам необходимо включать игровые моменты в уроки с целью активизации и максимально полного запоминания, закрепления знаний детей.

Список литературы:

  • Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение,1977. – 143с.

  • Уткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва: Знание, 1968 – 218 с.

Просмотров работы: 901