ДОМ СОВЕТОВ И СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г. МАГАДАНЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗДАНИЯ КАК ПРИЗНАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В ЖИЗНИ ГОРОДА И СТРАНЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОМ СОВЕТОВ И СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г. МАГАДАНЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗДАНИЯ КАК ПРИЗНАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В ЖИЗНИ ГОРОДА И СТРАНЫ

Икевев Г.Д. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рис. 1 Дом Советов в г. Магадане. Фото 1989 г. Газета Вечерний Магадан Любая власть, любое правительство во все времена использовала элементы символики для утверждения своего положения. На различных этапах развития общества символы власти были различными, от ожерелья из клыков убитых хищников в первобытном племени до конституции в современном государстве. На протяжении достаточно большого промежутка времени многие государства использовали христианство как аргумент в пользу легитимности своей власти1.

 

Но общество на определенном этапе начинает опережать религиозные институты в развитии, как более статичные, и власти управляющему обществом, приходится искать другие рычаги влияния на него. Наиболее ярко данная тенденция прослеживается при анализе исторического развития России.

На протяжении огромного промежутка времени символики русской самодержавной власти и церкви в той или иной степени сочетались, совмещались. Нормы, насаждаемые народу церковью, нередко формировались в угоду монаршей власти. Раскол в отношениях церкви и светской власти начавшийся при царе Алексее Михайловиче, кардинальные перемены при Петре I, и полный разгром в советский период1. Но, приход новой формы организации общества требовал совершенно иного подхода к управлению воздействием на народные массы. В «красный угол» где раньше стояли иконы были помещены красные знамена, а на место ликов святых были поставлены портреты вождей.

Религия была замещена политикой, религиозность политизированностью. «Политизированность всех сторон жизни ставилась во главу угла и способствовала формированию системы тотального контроля власти над обществом»2. Методы воздействия на массы, которые использовались в дореволюционной России, правительству Страны Советов виделись не актуальными, едва ли не архаичными. И религия на долгий период времени ушла в тень, уступив место агитации и пропаганде.

Архитектура как элемент символизма, как средство воздействия на массы во многом уступает более дешевым и более пластичным кино и СМИ. Но мало кто вспомнит хоть одну газету из Парижа, но все помнят Эйфелеву башню, многие без труда назовут город, в котором находится Статуя Свободы. В этом безусловный выигрыш монументальной архитектуры. Одним из таких сооружений должен был стать Дворец Советов в Москве. Дело в том, что место для Дворца Советов выбирала комиссия, из пяти вариантов оставили три. Комиссия собиралась трижды. Выбор пал на Охотный ряд, и последнее слово оставалось за главой Совета строительства, Иосифом Сталиным. Охотный ряд был отбракован. Затем были предложены Китай-город, Болотная площадь, и в последнюю очередь Волхонка, где стоял храм Христа Спасителя. Причем Китай-город был основным вариантом. Но и в этот раз Сталин настоятельно рекомендовал все взвесить и принять правильное решение, и собрать ещё раз, в Кремле3. Сегодня вряд ли мы найдем ответ на вопрос, почему Сталин настаивал на том, чтобы построить Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя. Но храм был снесен, а на его месте было заложено основание под новую высотку.

Схожая ситуация, но в зеркальном отражении сложилась в Магадане. В конце 1970-х гг. было начато строительство Дома Советов на площади Ленина. В июле 1979 г. в статье «Магадан шагает в завтра», посвященной 40-летнему юбилею города, председатель Магаданского горисполкома М.К. Москаленко писал: «...На наших глазах растут новые жилые районы — Юго-Восточный и Левобережный. На очереди застройка Нагаевского склона. А на правом берегу Магаданки получат прописку новые общественные здания, научно-исследовательские институты и лаборатории. На площади Ленина займет свое место 12-этажный Дом Советов. Архитекторы разработали также проекты нового Дворца пионеров, музыкальной школы и торгового комплекса...»1. Но, в 1985 г. строительство Дома Советов заглохло.

С падением СССР, на волне своеобразной пуристической реакции, по всей стране начали возводиться памятники и монументы жертвам «сталинских», позднее просто политических репрессий. Магадан не обошла эта тенденция, и в 1996 г. был открыт один из первых и крупнейших монументов Эрнста Неизвестного, мемориал «Маска Скорби». Следующим мемориальным объектом стал Свято-Троицкий кафедральный собор. Символичным является тот факт, что основанием собору послужило здание Дома Советов, которое было построено на месте дирекции Дальстроя2.

17 января 2001 г. правительство области приняло решение о строительстве Собора в Магадане. Епископ Магаданский и Синегорский Феофан вместе с губернатором области В.И. Цветковым и мэром г. Магадана Н.Б. Карпенко осмотрели одно из мест будущей стройки. Строительство Собора от начала и до освящения продлилось 10 лет. Когда епископ Феофан заявил, что разберет недостроенный Дом Советов и на его фундаменте воздвигнет храм - ему мало кто поверил. Но после того как за материализацию этой идеи взялся губернатор Валентин Цветков, в нее поверили все, и Кафедральный Троицкий Собор объявили главной стройкой Колымы. Воздвигали собор действительно всем миром: пожертвования предприятий, организаций и простых людей составили третью часть всех расходов. Остальные деньги выделял бюджет Особой экономической зоны.

12 октября 2001 г. в Магадане состоялось освящение символического «краеугольного» камня и места строительства будущего кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы.

14 сентября 2003 г. в строящемся Свято-Троицком кафедральном соборе состоялась первая торжественная литургия, которую отслужил епископ Магаданский и Синегорский Гурий.

Собор освятил 1 сентября 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На богослужении присутствовали; губернатор Магаданской области Н.Н. Дудов; мэр города Магадана В.П. Печеный; представители администрации и общественных организаций Магаданской области и г. Магадана.

Проект Свято-Троицкого Кафедрального собора по разным оценкам обошелся от 750 до 900 миллионов рублей. 30% из них - пожертвования, остальные - средства ОЭЗ.

Стилобатная, двухэтажная часть собора почти полностью выполнена на существующем фундаменте бывшего Дома Советов. Прообразом объемного архитектурного решения собора послужила древнерусская Владимирско-Новгородская архитектура1.

Стены собора – пятизакомарные с двумя ярусами арочных окон, опоясаны по нижнему ярусу окон аркатурным поясом. Пилястры венчают капители коринфского ордера. С двух сторон от центрального входа в собор - часовни. Необходимость их устройства продиктована градостроительной ситуацией. Акценты на углах стилобата, которыми являются часовни, визуально увеличивают и формируют общую композицию собора. А это позволяет сформировать застройку Соборной площади.

2 июля 2015 г. на Соборной площади г. Магадана был установлен памятник святителю Иннокентию Московскому, Апостолу Сибири и Америки просветителю Колымской земли. На установке памятника присутствовали епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, губернатор Магаданской области Владимир Печеный, мэр Магадана Сергей Абрамов, жители Колымской столицы.

Автором композиции является московский скульптор Андрей Плиев. Высота бронзового памятника вместе с постаментом составляет порядка восьми метров. 20 сентября освящение совершили епископ Магаданский и Синегорский Иоанн и епископ Якутский и Ленский Роман в сослужении духовенства Магаданской епархии1.

Интересен тот факт, что ранее на этой площади, в нескольких десятках метров от места, где установлен монумент, стоял другой памятник, Владимиру Ильичу Ленину. Этот памятник был установлен 10 октября 1987 года, и демонтирован в 2003 году. Народные выступления спасли памятник вождю Октябрьской революции от полного уничтожения, но он был помещён едва ли не на задворках. Площадь Космонавтов стала его новым местом пребывания2.

Мы рассмотрели два объекта: Храм Христа Спасителя – Дворец Советов с одной стороны, и Дом Советов – Свято-Троицкий кафедральный собор в Магадане с другой. С первым объектом все очевидно, – храм снесли, дворец не построили. Во втором случае еще краше, Дом Советов не достроили, а вот собор стоит. Взрыв храма на Волхонке достаточно ярко символизировал торжество ленинско-марксистских идей над христианством, в крайнем случае, атеизма над религиозностью. А вот воздвигнутый собор на набережной реки Магаданки никто не воспевает как символ победы православия над коммунизмом. Либо время упущено, либо час еще не пробил и нужно сотню лет выждать, чтобы взглянуть на это со стороны. В любом случае если достаточно глубоко копнуть в архивах, откроются новые факты, станут известны имена, связанные с этими событиям.

Библиографический список

1. Барышева Е. В. «Фабрика переделки сознания»: символика советских парков культуры и отдыха в репрезентации власти 1920–1930-х гг. – Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки, 2016. – № 1 (148).

2. Васькин А.А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. – М.: Издательство Спутник+, 2009.

3. Глаголев В.С., Писманик М.Г. Религиоведение. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Глущенко А.Г. Колымский хронограф. – Часть 4. – 1966–1985 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samlib.ru/g/glushenko_a_g/kolymskij_hronograf-04.shtml

5. Глущенко А.Г. Колымский хронограф. – Часть 5 1985–2000 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samlib.ru/g/glushenko_a_g/kolymskij_hronograf-05.shtml#1985.

6. Лаврик В.П. Церковь и государство: Церковная реформа Петра I и ее влияние на становление нового качественного состояния русской государственности в XVIII в. // Альманах современной науки и образования, 2009. № 1.

7. Лапшина Е.Г. Архитектурное пространство как динамическая система. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород, 2016. – 382 с.

8. Новый памятник Ленину. Magadanmedia. День в истории. – 10 октября 2017 г. Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vmagadan.su/article/108491/

9. Роговцов Д.А. Политическая символика как способ организации политического пространства переходного общества: автореф. дис. …канд. полит. наук: 23.00.02. – Минск, 2003. –20 с.

1 Глаголев В.С. Религия и политика / В.С. Глаголев // Писманик М.Г. Религиоведение. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

1 Лаврик В.П., Церковь и государство: Церковная реформа Петра I и её влияние на становление нового качественного состояния русской государственности в XVIII В. Альманах современной науки и образования, № 1., 2009

2Барышева Е.В. «Фабрика переделки сознания»: символика советских парков культуры и отдыха в репрезентации власти 1920–1930-х гг. Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки, 2016. – № 1 (148).

3Васькин А.А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. - М.: Издательство Спутник+. 2009.

1Глущенко А.Г. Колымский хронограф. Часть 4. 1966–1985 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samlib.ru/g/glushenko_a_g/kolymskij_hronograf-04.shtml.

2Глущенко А.Г. Колымский хронограф. Часть 4. 1966–1985 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samlib.ru/g/glushenko_a_g/kolymskij_hronograf-04.shtml.

1Магаданская и Синегорская епархия. Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.magadan-eparchy.ru/objects/item-36.html.

1Магаданская и Синегорская епархия. На Соборной площади Магадана установлен памятник святителю Иннокентию – просветителю Колымской земли. http://www.magadan-eparchy.ru/news/item-1051.html.

2Глущенко А.Г. Колымский хронограф. Часть 5. 1985–2000 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samlib.ru/g/glushenko_a_g/kolymskij_hronograf-05.shtml#1985.

Просмотров работы: 404