ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Капкова И.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Говорят, что «от сессии до сессии живут студенты весело». Действительно, четыре месяца проходят почти у всех студентов без забот и хлопот. Исключение составляют лишь те, которые не уложились в рамки экзаменационной сессии и сдают задолженности в течение учебного семестра. Что же все-таки происходит со студентами во время летней и зимней сессии? Ответов на этот вопрос много, но однозначно можно сказать, что все они подвержены стрессу. Стресс (от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Доказано, большое влияние на возникновение напряжения у студентов вузов оказывает сдача экзаменов. Сдача экзаменов является сильным стрессорным фактором, вызывающим высокий уровень тревожности, снижение настроения, нарушение питания (недостаток и чрезмерный прием пищи), сна и т. д. Что часто усугубляется чрезмерным употреблением кофеина, энергетических напитков, курением, приемом лекарственных препаратов и приводит к нарушениям в работе сердечно-сосудистой и вегетативной системы. В результате у студентов происходит колоссальная нагрузка на еще не до конца окрепший и сформировавшийся организм. Основными негативными аспектами повышенного напряжения, которые проявляются у студентов во время сессии являются:

- нарушения сна: недосыпание и прерывистый сон как следствие повышенной тревожности;

- навязчивые мысли о экзаменах, дисциплинах и т. д.

- высокая нагрузка на организм;

- снижение двигательной активности;

- сильные эмоциональные переживания.

Как проявляется стресс перед экзаменом:

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

  1. Активное реагирование. Перед нервным событием у части студентов происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.

  1. Пассивное реагирование. У некоторых студентов, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус. Обычно к концу сессии такие люди сдают оставшиеся экзамены по инерции, они готовы получить любой результат, лишь бы эта «мука» завершилась.

Употребление психоактивных веществ не только не решает проблемы, но часто ее только усугубляет. Как же бороться с тяжелыми состояниями (возникновением стресса) во время сессии? При исследовании стресса у студентов во время сессии было установлено, что он зависит от:

- требовательности преподавателей;

- подготовки к предметам и посещении занятий во время семестра;

- дружелюбие и компетентность преподавателей;

- особенностей личности студентов.

Учеными уже давно установлено, что стресс дает 80% всех болезней! Если беспристрастно анализировать физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме, роль негативных эмоций и стрессовых воздействий на здоровье человека легко объяснима. Ошибочно мы предполагаем, что неправильное питание, плохая экология, наследственность, курение создают в организме «подходящую среду» для развития тех или иных заболеваний, но на самом деле сами по себе далеко не всегда приводят к болезни

. Все перечисленные неблагоприятные воздействия являются лишь предпосылками к возникновению болезней, но редко бывают главной их причиной. Постоянные стрессовые ситуации, сильные отрицательные эмоции и тяжелые переживания вызывают перегрузку нервной системы, что может приводить к возникновению сбоев в передаче нервных импульсов (от мозга к внутренним органам). В итоге работа внутренних органов весьма ощутимо расстраивается.

Кроме того, сильные переживания ведут к гормональной разбалансировке. Ведь при сильных эмоциях железы внутренней секреции, в первую очередь, надпочечники, выбрасывают в кровь человека повышенное количество гормонов стресса (в первую очередь кортизола, адреналина, и др.). Ежедневное поступление оптимального количества этих гормонов организму не вредит и даже необходимо ему, поскольку гормоны надпочечников поддерживают нашу жизненную силу. Но если количество гормонов стресса в крови «зашкаливает», это наносит серьезный удар по целому ряду наших органов.

Общие рекомендации психологов

Хотя стресс в жизни студента и является неотъемлемой частью, нужно чтобы экзамен не стал причиной нервного срыва. Поэтому предложены общие рекомендации, помогающие стать более спокойным.

  1. Желательно объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс для преподавателя.

  2. Не пытайтесь быть совершенными. Для чего нужна именно эта оценка? Желательно придерживаться золотой середины и не пытаться брать невозможные барьеры.

  3. Сейчас экзамены кажутся масштабным мероприятием в жизни, но если смотреть на них в аспекте всей жизни, то это всего лишь незначительнее событие.

  4. Желательно не пить перед экзаменами слишком много чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса.

Мною был проведен социологический опрос на тему «Стресс во время сессии» среди своих одногруппников, студентов второго курса Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. Оказалось, что 19% студентов не испытывают стресс во время сессии вообще. Точнее говоря, этот стресс незначительный, и студент просто не замечает его. Подавляющее большинство (81% опрошенных) подвержены стрессу как в период экзаменов, так и на зачетной неделе.

На вопрос «как вы боретесь со стрессом в период экзаменационной сессии?» большинство студентов ответили, что снимают напряжение с помощью прогулок на свежем воздухе или общения с друзьями. У других повышается аппетит, и они начинают кушать больше шоколада, сладостей. Студенты, имеющие вредные привычки, курят чаще, а также иногда начинают употреблять спиртные напитки.

Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

1.При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно–развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т. д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса. 9. Существует ряд упражнений для борьбе со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений: релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня; противострессовые дыхательные упражнения.Противострессовые дыхательные упражнения: «Дыхательная гимнастика»

Это упражнение эффективно помогает в ситуациях волнения. Например, перед публичным выступлением, ответом на экзамене, встрече с начальником. Оно удобно тем, что его можно выполнять в любое время, не ограниченное количество раз.

  1. Медленно выдохните, после чего сделайте медленно глубокий вдох.

  2. После вздоха задержите дыхание на 4-6 секунд.

  3. После чего опять медленно выдохните и после выдоха сделайте медленный сделайте глубокий вдох.

  4. Вновь задержите дыхание на 4-6 секунд.

  5. Повторите этот процесс от шести до восьми раз.

Психологические упражнения

Любые советы психолога будут неэффективны, если не практиковать упражнения и не пробовать справиться с предэкзаменационным волнением. Когда перед экзаменом теряется самообладание и трудно справиться со стрессом, можно использовать упражнения для снятия тревоги. Итак, упражнения для снятия стресса:

  1. Необходимо напрягать все части тела, делать это следует последовательно. После напряжения мышцы расслабляют. Желательно начинать с пальцев ног, а завершать напряжение и расслабление отделом шеи. Мышцы напрягают секунд на десять. После выполнения техники появляется сильное расслабление, уходят неприятные соматические проявления волнения.

  2. Для этого упражнения руки нужно положить на колени и занять удобную позу. Ноги при этом твердо стоят на опоре. Следует медленно считать до десяти, совершая на каждый счет вдох и выдох. Дыхание должно быть медленным. Затем нужно закрыть глаза и посчитать в обратном порядке. Дыхание задерживается, а выдыхать надо на пятый счет. При выдохе представляется, как уменьшается напряжение. Можно увеличивать счет до тридцати.

  3. Большим пальцем правой руки надо надавить на середину ладони левой руки. Именно там находится точка внимания. После десяти повторений такую же манипуляцию повторить на другой ладони. При каждом нажатии осуществлять вдох, а при ослаблении надавливания выдох.

  4. Хорошо помогают в тревожных моментах формулы самовнушения. Они должны быть составлены кратко и позитивно. Например, я уверен в себе, я ощущаю бодрость. Моя речь спокойна. На каждое слово нужно осуществлять вдох. После формулировки осуществляется глубокий выдох с эмоциональной окраской.

  5. Нужно сжать ладонь в кулак, большой палец внутри. Кулак сжимают с небольшим усилием, пять или шесть раз. При сжимании осуществляется выдох, при разжимании вдох. Можно выполнять упражнение с закрытыми глазами, тогда эффект от него увеличивается. Техника помогает лучше запоминать, поэтому, ее хорошо использовать перед экзаменами.

Питание при стрессе Как мы отмечали выше, при стрессе часто нарушается питание, а нагрузка на организм повышается. Как же правильно питаться во время сильных психоэмоциональных нагрузок?

Доказано, что люди, у которых отмечается дефицит витамина В в большей степени подвержены депрессиям и расстройствам нервной системы. Ведь витамин В1 (тиамин) обеспечивает поступление в головной мозг глюкозы, которая стимулирует работу нервной системы, улучшает память. Витамины группы В1 содержатся следующих продуктах: различных орехах, гречке, кукурузе, фасоли, спарже, хлебе из муки грубого помола, картофеле, отрубях, печени и дрожжах. В2 способствует окислительным процессам, синтезу белков, играет важную роль в расщеплении жиров и усвоении питательных веществ, повышает остроту зрения. Дефицит его приводит к мышечной усталости и снижению жизненного тонуса. Продукты, которые содержат В2: молоко, мясо птицы, яйца, рыба, сыр, дрожжи, шпинат и капуста брокколи.

При бессоннице, снижении настроения, повышенной раздражительности следует обратить внимание на продукты, содержащие витамин В3. Витамин (В3) участвует в биосинтезе гормонов и ферментов, отвечающих за расщепление молекул и извлечение из них энергии. Эта энергия необходима нам для жизнедеятельности. В3 содержится в зеленых овощах, мясе, яйцах, рыбе, субпродуктах, орехах.

И, самый важный, витамин - В6, который является антидепрессантом. Он участвует в синтезе серотонина – гормона счастья. Значит способствует хорошему настроению и крепкому сну. При нервном напряжении этот гармон расходуется быстрее. Также этот витамин разрушается после употребления алкоголя. В6 содержится в говядине, яйцах, субпродуктах, зеленом перце, молоке и капусте. Попробуйте увеличить потребление именно этих продуктов во время сессий, съешьте банан и горсть орехов вместо чипсов, бургеров и хот-догов. Откажитесь от жирной пищи, выпейте фруктовый коктейль, на завтрак — овсяную кашу и ваше настроение станет лучше. А в перерывах между завтраком, обедом и ужином лучше не злоупотреблять булками, шоколадом и т.д. лучше есть фрукты, орехи, пить натуральные соки. Это не прибавит лишних килограммов, которые только увеличат ваши страдания.

Итак, стресс – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента, особенно в период экзаменационной сессии. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Просмотров работы: 1533