ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Синельникова М.А. 1, Лунь Г.Ш. 1
1ФГБОУ ВО АмГПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышение качества преподавания и высокий уровень образования школьников одни из приоритетных направлений. В своём послании федеральному собранию в 2016 году президент страны В. В. Путин предложил повышать уровень образования «Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование...». При этом российский лидер отметил в своем докладе, что для качественного образования «недостаточно комфортных зданий, нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные обучающие технологии, возможности для творчества...», тем самым определил ещё одно направление в деятельности образования – освоение новых педагогических технологий, без применения которых невозможно повысить качество образования.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий педагогическая наука выделяет следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального(словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;

  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Перед учителями всегда возникают такие вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Но, несомненно, один из главных вопросов: как учить результативно?

Современный урок должен быть направлен не просто на усвоение выданного учителем материала, а на развитие у обучающихся умений эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, приобретение высших ценностей, смыслов, высоких мотивов, субъективности, на освоение новых способов деятельности, повышение уровня мыследеятельности, рефлексии.

Теоретический анализ педагогической литературы позволил выделить перспективное направление - прорывные технологии в образовании.

Рассмотрим понятия «прорыв» и «прорывные технологии»:

Л.Д. Гительман дает определение прорыву, как быстрому осуществлению качественных изменений в системе предприятия, задающее процессу преобразований оптимальную динамику и делающее его необратимым. Эти изменения реализуются в сжатые сроки за счет концентрации интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов, а также значительных личных усилий руководства.

В энциклопедическом словаре по педагогике и психологии представлена трактовка понятия прорыв в психотерапии – это прогрессивный и неожиданный шаг в изменении реакций, установок, самовосприятии, поведении и др.

Н.И. Козлов рассматривает прорыв, как энергичный бросок вперед, скачок в развитии себя, рывок деятельности, после чего дела или жизнь в целом переходят на новый уровень.

Анализ приведенных понятий позволяет сделать вывод, что прорыв это - резкие качественные изменения объекта, вызванные воздействием на него различных сил, для стремительного изменения позиции или понимания необходимости быстрого изменения чего-либо.

Считаем, что на сегодняшнем этапе образования в связи со стремительно меняющимся научно-техническим прогрессом, есть острая необходимость в прорывных технологиях.

Т.И. Фисенко, доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО, г. Хабаровск, предлагает следующее определение: «Прорывными педагогическими технологиями называются педагогические технологии, способствующие интеллектуальному прорыву, резкому скачку в развитии мышления человека».

Рассмотрим прорывные педагогические технологии и техники.

Среди существующих техник и технологий доставки информации педагоги выделяют следующие:

Технологии визуализации учебной информации (общие приемы, техники, схемы, образцы мыслительной работы):логико-смыслового моделирования, системного моделирования – модуль, составление ментальных карт (интеллект-карты), составление деревьев понятий, технология критического мышления (ткрчп), кластеры, денотатные графы, схемы «фишбоун» и пр.

Технология задавания вопросов: техника задавания вопросов «6Why» (6 почему), ромашка Блума, методика: общая дискуссия «Прямые инструкции», перекрестная дискуссия, толстые и тонкие вопросы.

Технология анализа проблем: контент-анализ, метод фокус-групп, методика определения приоритетов (тайм-менеджмент или «prior-методика»), матрица Эйзенхауэра, SWOT-анализ

Технологии постановки целей: методика постановки SMART-целей, колесо целей, ранжирование целей

Технологии активизации слушания (на лекциях): проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем или бинарная, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция, лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», лекция с разбором конкретных ситуаций, изучение теоретического материала при дистанционном обучении, экспресс-лекция.

Интерактивные технологии: мозговой штурм (брейнрайтинг, брейнсторминг), решение ситуационных задач Метафорическая игра, имитационные игры, симуляторы, информационный лабиринт, свободное письмо, дерево решения проблемы (анализ причины и следствия, диаграмма Ишикавы, или диаграмма рыбьей кости), креативное письмо, техника 3D, техника GROW, эффект Стравинского.

Стратегии письма: записные книжки, методика sil, кейс-стади, дебрифинг, метод дельфи.

Отдельно отмечается такая технология как ТРИЗ.

Для обеспечения закрепления и применения изученного материала ученые-дидакты выделяют следующие приемы и техники: хорошо-плохо, пинг-понг «имя-значение», лови ошибку, целое-часть, разработка изобретательской задачи, повторяем и расширяем, пересечение тем, шесть шляп критического мышления, да-нет, техника составления интеллект карт, дети пишут историю.

Так же наукой выделены приемы, техники и технологии контроля усвоения учебного материала: тренировочная контрольная работа, выборочный контроль, повторяем с контролем, опрос итог, релейная контрольная работа, блиц контрольная, опрос по цепочке, программируемый опрос, светофор, эссе.

Для рефлексии учебной деятельности, можно отметить технику ПОПС–формула.

Нельзя не отметить приемы и техники для предъявления домашнего задания: комментируем домашнее задание, три уровня д/з, интегративные задания, творчество работает на будущее, необычная обычность, особое задание, задание массивом.

На наш взгляд, наибольший интерес представляет «Метод шести шляп», предложенный еще в прошлом веке Эдвардом де Боно. 6 шляп – это 6 различных режимов, рамками которых ученик может определить процесс своего мышления в заданный момент обучения, исходя из обстоятельств конкретной ситуации, заданной педагогом или учебными обстоятельствами. Концепция 6 шляп направлена на формирование мыследеятельностного процесса ученика, так как надевание шляпы определенного цвета определяет направление мыслительной деятельности.

Основываясь на предложенных техниках, можно конструировать свои принципиально новые модели обучения, которые при соблюдении принципов деятельностного подхода станут прорывными. Чем больше педагог открыт для нового, тем больше возможностей у него для обновления и улучшения процесса обучения.

В ходе осуществления обучения при помощи прорывных технологий развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки. Раскроем более подробно:

  • Рефлексивные умения: осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

  • Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающие информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

  • Оценочные умения.

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействие с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.

  • Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).

  • Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос.

  • Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Успешность организации обучения при помощи прорывных технологий, во многом, зависит от характера взаимодействия педагога и учащихся. Основное для педагога - управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Он координирует работу ребенка, выполняя рольтьютора, консультанта; стимулирует ребенка к поиску, размышлению, решению, принятию самостоятельных решений, активности, выдвижению идей, добиваться намеченного результата; создает ситуации успеха и ответственности для каждого ребенка.

Ученик во время работы оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления возникающих трудностей, поиска новых решений, так как готовые знания отсутствуют. Роль ученика в процессе обучения изменяется, но на всех этапах он выступает как субъект деятельности. Он сам определяет проблему, ищет решение поставленной задачи и принимает решение, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, презентует готовую работу, оценивает и анализировать свою деятельность.

Эффективность применения прорывных технологий в её непременной успешности, что немаловажно.

В педагогической литературе определяются следующие характеристики успешности:

  • дети находится в центре образовательного и воспитательного процесса, то есть учащиеся строят образовательную, общественную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями;

  • урок или образовательный процесс имеет четкие цели и конкретные планируемые результаты;

  • учащийся включаются в разнообразные виды деятельности (целеполагание, исследование, проектирование и др.);

  • дети участвуют в различных видах оценивания на всех этапах урока;

  • оптимально используются информационные технологии;

  • у детей развиваются мыслительные умения высокого уровня (универсальные учебные действия);

  • применяются разнообразные образовательные средства, обеспечивающие поддержку разных стилей восприятия и работы с информацией и поведения детей.

Обучение при помощи прорывных технологий – это специально организованная познавательная и одновременно творческая деятельность, с очень гибкой структурой. Работа при помощи современных методов, техник и технологий стимулирует к самообразованию, развитию творческого потенциала, коммуникативной компетентности, практическому применению полученных знаний, что реализует обязательные требования ФГОС ОО.

Резюмируя вышесказанное хочется отметить, что, несмотря на то, что многие из приемов и техник не новы, педагоги до сих пор рассматривают их по-разному. Одни с удовольствием применяют, другие не видят возможным переход от традиционной системы обучения.

Между тем, при правильной организации применение прорывных технологий помогает педагогам поместить детей в центр образовательного пространства, в связи с реализацией системно-деятельностного подхода; проводить личностно-ориентированную и групповую работу с учащимися. Учащимся же поможет быстрее освоить информационное пространство, применить теоретические знания на практике, мотивируя их к самообучению, развивая творческое мышление, инициативность, коммуникабельность и многое, многое другое.

Библиографический список:

  1. Бычкова Ю.С., Современные педагогические технологии [Электронный ресурс] /Ю.С. Бычкова; Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii(дата обращения: 14.01.2017)

  2. Лапыгин Ю.Н., Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапынин. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 248 с.

  3. Ломакин А.В., Понятие технология в педагогике[Электронный ресурс] / А.В. Ломакин; Персональный сайт учителя. – Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/tehn_def.htm (дата обращения: 10.01.2017)

  4. Фисенко Т.И., Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события: методическое пособие /авт.-сост. Т.И. Фисенко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2014. – 82 с.

Просмотров работы: 430