Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Внеклассная работа–эторазличные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [1].
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Данное время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного, которые определяются интересами самого ребенка и запросом родителей. Актуальность данной курсовой работы определяется той ролью, которую призвана сыграть внеурочная работа в процессе реформирования отечественного образования. В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» перед образовательными учреждениями стоит задача не только освоения новых образовательных стандартов, составной частью которого становится внеурочная деятельность, но и переосмысления ее сущности с позиции тех стратегических задач, которые необходимо решить, исходя из требований времени и меняющегося общества.
Новая школа должна стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние дни и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха». Все это требует переосмысления всей системы внеурочной деятельности, определения ее роли и места в педагогическом процессе школы, рассмотрения возможностей использования современных средств ее осуществления, в том числе в деятельности учителя-предметника [2].
Очевидно, что в числе таких средств на первый план выступают возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако следует заметить, что данные технологии используются преимущественно в процессе обучения и недостаточно применяются в системе внеурочной воспитательной деятельности.
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции учащегося в общество, с их помощью открываются новые возможности в области художественно-эстетического, экономического, политического воспитания обучающихся.
Помимо функциональной грамотности использование современных ИКТ способствует обеспечению социальной адаптации школьников, содействуют их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей воспитания на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому наряду с формированием информационной культуры школьников в процессе обучения, сегодня все более актуальной является активизация внеурочной деятельности в процессе обучения информатике.
Таким образом, необходимы современные методики внеурочной работы, в которых получают широкое использование информационно - коммуникационные технологии.
Деловые игры – активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников.
Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара.
Деловые игры во внеклассной работе – перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых - педагогов, родителей [3].
Таким образом, правильная организация внеурочной воспитательной работы – это важное условие осуществления учебно-воспитательного процесса. Современная социокультурная ситуация требует новых подходов к ее организации. Образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Их проникновение в образовательную практику открывает новые возможности и в организации внеурочной воспитательной работы. Компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с внеурочной воспитательной деятельностью.
Список литературы
Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. - Минск: Высшая школа, 1998. - 431с.
Малев В. В., Малева А. А. Внеклассная работа по информатике/ Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. - Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. - Воронеж: ВГПУ, 2002. - 128 с.
Педагогические технологии / Под общ. ред. B. C. Кукушина. - М. - Ростов-на-Дону: ИКЦ "МарТ", 2004. - 336 с.