На первый взгляд, можно подумать, что проблема экстремизма не такая важная и масштабная, так как зарегистрированных преступлений экстремистской направленности очень мало, по сравнению с числом преступлений носящих иной характер. Но эти преступления затрагивают мир и согласие между различными религиозными, национальными и социальными группами общества, тем самым воздействуя на правовую и политическую стабильность. Именно в этом и заключается самая главная опасность экстремизма для нашего общества.
Порождающие мотивы экстремизма очень разнообразны. Но основными являются: власть над людьми, материальные и идеологические желания, а также интерес к новой активной деятельности, героизм и всему этому сопутствует привлекательность к смертельной опасности.
Мотивация нарушителей очень резко отличается от мотивации законопослушных граждан. В экстремистских организациях, разделяют два вида мотивации : групповую и личную. При формировании целей и мотивов в группе, как правило, идет обмен идеями, мнением, опытом, а также убеждение и внушение, которые побуждают человека, или группу людей, как можно скорее совершить преступление.
Основное определение экстремизма в Российской Федерации дано в федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».Закон гласит, что экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности[4].
Экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности. Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических,социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий[3].
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент объединения усилий граждан России в укреплении нашего экономического и политического потенциала. При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь[1].
Наиболее эффективными мерами по противодействию экстремистским проявлениям в социуме являются: во-первых, создание по настоящему массовой молодежной организации, подконтрольной государству, с помощью которой можно было бы занять свободное время и невостребованную энергию молодежи; во-вторых, необходимо поставить на должный уровень работу со СМИ, не давая им возможности пропагандировать контрценности, одновременно создавая в массовом сознании нужные для общества и государства установки[2].
Список литературы
1. Государственное регулирование социальной защиты. Ханнанова Т.Р., Шлемова Е.С. NovaInfo.Ru.2016.Т.1. №40. с. 163-166.
2. Трудоустройство молодежи в Российской Федерации. Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru.2015.Т.1. №30. с.367-369.
3. Деятельность сотрудников в уголовно-исполнительных инспекциях. Магзянова Е.Р., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru.2016.Т.2. №40. с.265-268.
4. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: ФЗ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ:принят Гос. Думой 27.06.2002г.: (ред. от 23.11.2015 г.) // СПС Консультант Плюс: Законодательство: Версия Проф. – URL.