Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей [1].
Автоматизация бизнес-процессов компании может существенно повысить уровень и качество оказываемых услуг. Также практически исключается человеческий фактор, что особенно влияет на работу с большим объемом информации.
Бизнес-процессы интернет-магазина можно подразделить на 3 группы:
основные – направленные на создание продаваемой ценности;
обеспечивающие – не влияющие на производство ценности, но обеспечивающие существование вашей компании и проекта в целом;
управленческие – помогающие контролировать функционирование проекта, бесперебойность основных процессов [4].
Можно выделить следующие преимущества, которые может получить компания в результате автоматизации бизнес-процессов:
сокращение числа ошибок;
увеличение скорости проведения операций в рамках цикла;
повышение производительности работы на предприятии;
высокой точности проводимых операций и скорость принятия решений;
уменьшение издержек и времени на выполнение работ;
выполнение нескольких операций в параллельном режиме;
повышение качества обслуживания клиентов;
оптимизация логистических процессов и расходов.
Автоматизацию бизнеса рекомендуется начинать с проблемных областей в организации, а также тех операций, которые больше всего влияют на прибыль компании [2].
В первую очередь рекомендуется автоматизировать трудоемкие для ручной работы процессы либо те, которые невозможно выполнить вручную: учет розничного товарооборота, анализ движения продукции, планирование финансового оборота, определение себестоимости, учет рабочего времени и т.д.
Во-вторых, следует автоматизировать рутинную работа специалистов: телемаркетологов, логистов, специалистов по продажам и т.д. Это позволит сократить затраты времени работников на определенные виды деятельности (например, введение данных о наличии товарных позиций на складе или на витрине интернет-магазина).
Автоматизация может быть использована с целью наведения порядка и осуществления контроля над дебиторскими задолженностями, ассортиментом продукции на складе, занятостью работников, выполнением ими поручений, обязанностей и т.д.
Следует заметить, что нет необходимости в том, чтобы обязательно провести автоматизацию всех процессов в бизнесе.
Существует множество различных технологий, которые позволяют провести автоматизацию бизнес-процессов. При выборе системы автоматизации бизнеса возможны два варианта:
использовать типовой («коробочный») продукт или облачный сервис;
разработать и внедрить индивидуальное программное решение [5].
Внедрение стандартного решения проще, однако подойдет не для всех предприятий. Оптимальным вариантом для компаний малого бизнеса является приобретение готового решения с возможностью его настройки под конкретные задачи вашей компании.
Одним из процессов интернет-магазина, который необходимо автоматизировать в первую очередь это учет заказов и клиентов. Все заказы, пришедшие в интернет-магазин с сайта, по телефону или по электронной почте, должны где-то храниться. Как правило, для этого используется база CMS (Content management system) интернет-магазина. Заказы, оформленные клиентами на сайте, автоматически попадают в базу CMS [3].
Распространенной системой по автоматизации бизнес-процессов является CRM-система. Она предназначена для управления клиентами. В ней может хранится клиентская база интернет-магазина, история сделок и коммуникаций с клиентом. Именно CRM-система помогает контролировать менеджеров по продажам, генерировать документацию и анализировать сделки за определенный период.
Еще одним направлением автоматизации является учет финансов. Как и любая компания, интернет-магазин создаётся с целью получения финансовой выгоды. Для оценки рентабельности интернет-магазина необходимо вести учет всех расходов и доходов. Для этого необходимо использование программного обеспечения для торгового и финансового учета, которое, как правило, требует интеграции с сайтом и доработки под особенности бизнеса. Эта задача решается приобретением 1С бухгалтерии или любой другой бухгалтерской программы.
Электронная почта позволяет оповещать клиентов о новостях интернет-магазина, а также способствует повышению продаж. Отправка письма каждому партнеру или клиенту по-отдельности требует много времени, поэтому рекомендуется использование таких сервисов для email-рассылок как MailChimp, JustClick, UniSender, GetResponse и т.д.
Наибольший функционал имеет сервис MailChimp, однако UniSender предлагает более простую настройку при достаточном функционале [5].
Интеграцию сервисов с интернет-магазином рекомендуется осуществлять на самом раннем этапе развития интернет-магазина. Это позволит с самого начала собирать электронные адреса покупателей, а также делать правильный e-mail-маркетинг, результат от которого с ростом магазина будет только увеличиваться. Несмотря на кажущуюся исключительно маркетинговую составляющую данного инструмента, результаты e-mail-маркетинга могут отобразить очень важные особенности и предпочтения аудитории Вашего сайта.
Автоматизация бизнеса позволит избавиться от рутинной работы и повысить прибыль интернет-магазина. Необходимо учитывать, что при автоматизации бизнеса нужно проработать все бизнес-процессы, а также проводить обучение персонала. Даже на простейшем уровне автоматизация может потребовать значительных затрат времени и средств, однако в будущем это позволит достичь высоких результатов в работе всей компании.
Список литературы
Калянов Г.Н. «Моделирование, анализ, реорганизация и оптимизация бизнес-процессов» Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 240 с.
Сергей А.А. «Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления» 2-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата. – 357 с.
«8 этапов автоматизации любых бизнес-процессов» https://www.gd.ru/articles/7983-avtomatizatsiya-biznesa
Электронный ресурс - https://www.kom-dir.ru
Электронный ресурс https://newretail.ru/marketing
3