ПРИМЕНЕНИЕ «ПРОПИСЕЙ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИМЕНЕНИЕ «ПРОПИСЕЙ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

Егорова И.О. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль учителя в начальной школе является неотъемлемой помощью ребенку в реализации его способностей и умений в осуществлении образовательной деятельности, объяснение которой зависит от всех необходимых навыков в подготовке развития будущего поколения. Основной задачей перед учителем в период обучения грамоте стоит в подготовке руки младшего школьника к письму, так как от развития мелкой моторики зависит и развитие мышления, речи, памяти.

Л.С. Выготский, занимался исследованием умственного развития ребенка в процессе обучения письменной речи. В своих исследованиях он говорил, что «Возможны такие предположения, исходя из установленных принципов в современной психологии подражания, что, в частности, означает как ребенок может подражать тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Возможности ребенка в решении различных задач с помощью руководителя имеют свои определенные границы. Л.С. Выгот­ский считает, что «важнейшим для всей психологии обучения моментом и является возможность взаимного понимания, чтобы достичь в совершенстве интеллектуальных возможностей, возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания».» [3].

Отсюда следует сделать вывод, что развитие младшего школьника тогда эффективно, когда обучение забегает вперед развития всех способностей и ведет умственные и другие возможности за собой. Из этого следует, что педагогика не должна останавливаться на достигнутых результатах и отставать от интеллектуальных возможностей детей, а наоборот, должна опережать развитие младшего школьника. Наш интерес представляет применение прописей в начальной школе для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму. Благодаря психическим процессам детей, определяются их познавательные и эмоциональные состояния во время познания того или иного материала.

Учителя, в свою очередь, дают свое видение на то, как важно учитывать психическое состояние ребенка, как при письме, так и в общем понятии.

По мнению учителя начальной школы Н.П. Бабаевой, «психическое развитие младшего школьника, целиком и полностью, зависит от воспитания и обучения, которые являются важными факторами в развитии ребенка…запоминание и запечатление превращается в деятельность заучивания, восприятие в целенаправленное и организационное наблюдение, а мышление приобретает форму связного логического рассуждения» [1].

Учитель, работающий с младшими школьниками, Н.В. Феоктистова раскрывает полное описание программ Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комисаровой, М.А.Яковлевой, по которым она создала свою собственную концепцию в развитии каллиграфического почерка и чистописания [4]. План учителя строится на следующих пунктах: 1) каллиграфическое письмо, которое сразу выработать невозможно у младших школьников; 2) «тетрадь по чистописанию», предназначенная исключительно на уроках русского языка; 3) речевая разминка, повторение букв и слияние слов между собой; 4) пальчиковая гимнастика, которая развивает мелкую моторику рук, что способствует развитию мышления, речи и интеллекта. На этом этапе обучения сначала кисть учит мозг ребенка, а затем мозг учит руки; 5) упражнения для языковой разминки, которые направлены на закрепление пройденного материала.

В работе Е.Ю. Белобородовой применены еще дополнительные методики обучения ребенка письму: 1) работа с картинками-силуэтами, где сначала предлагается отгадать загадку, чтобы младшие школьники определили, что их ожидает на уроке, а затем они получают листы, рассматривают их и прописывают в них определенные буквы; 2) «запишите букву»; 3) в шутку и всерьез; 4) вопросы-шутки. На коррекционную работу по исправлению почерка отводится обычно 1 раз в неделю в течение 6 недель. Она включает в себя: 1) упражнение для отработки наклона; 2) работа над правильным письмом букв [2]. Также существуют задания для того, чтобы исправить ошибки – использование карточек для индивидуальной и коллективной работы, написание в воздухе каждое слово, обвести образец через кальку, анализ формы буквы, т.е. разложить на составляющие части, показ учителем правильное написание буквы и ее соединения, контрольное списывание с доски или карточки учителя, перед каждым выполненным заданием учитель учитывает и напоминает младшим школьникам правила гигиены при письме.

В развитие у ребенка письма на ранних этапах обучения главные задачи решают «Прописи», они заключаются в следующем: 1) помогают развивать мелкую моторику; 2) развивают мышцы руки и запястья; 3) тренируют концентрацию и усидчивость; 4) учат как правильно держать в руках ручку или карандаш; 5) помогают запомнить, как выглядят и пишутся буквы, цифры и их сочетания; 6) развивают логику и расширяют кругозор (словарный запас слов). К вышеперечисленному можно добавить основные пункты, на которые следует обратить внимание при выборе прописи: фон, метод, способ написания букв и цифр, мотивация, рисование, наглядность, размер изображений и стиль.

Таким образом, в начальной школе дети учатся письму как основному виду деятельности. Учитель тщательно готовится к тому, чтобы заинтересовать всех детей к письменной речи. Во-первых, он учитывает интересы каждого ребенка, во-вторых, смотрит как у каждого младшего школьника развита мелкая моторика рук, в-третьих, наблюдает насколько он приучен к графическим движениям. Учитывая эти возможности у детей с ранних лет, учителю достаточно просто работать с ними, используя игровые технологии, но ему не следует останавливать их мотивационную позицию к изучению письменной речи. Однако рассматривая иную ситуацию, когда ребенок не интересуется письмом, то учителю сложно заинтересовать младшего школьника к образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что при любых обстоятельствах, учителю предстоит огромный труд, чтобы замотивировать учащихся и повысить их интерес к письму.

Список литературы:

  1. Бабаева, Н.П. Развитие основных психических процессов на уроках в начальной школе / Н.П. Бабаева. - Москва, 2017.

  2. Белобородова, Е.Ю. Занимательное чистописание 1-4 класс / Е.Ю. Белобородова. - Москва, 2015.

  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва – Лабиринт, 2012. –72 с.

  4. Феоктистова, Н.В. Методические рекомендации по проведению минуток чистописания / Н.В. Феоктистова. - Москва, 2017.

Просмотров работы: 94