Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос о формах и приемах эффективного взаимодействия педагога с педагогически запущенными обучающимися.
Цель исследования: выявлениеформ и приемов эффективного взаимодействия педагога с педагогически запущенными обучающимися.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагога с педагогически запущенными обучающимися. Предмет исследования: формы и приемы эффективного взаимодействия педагога с педагогически запущенными обучающимися.
Под педагогической запущенностью мы понимаем устойчивое отклонение от нормы в поведении и деятельности, находящее своё отражение в неразвитости, необразованности и невоспитанности личности, которые являются следствием отрицательного влияния социальной среды и ошибок в воспитании.
Многие ученые приравнивают педагогически запущенныхк "трудным" детям. Но нам показался интересным подход Кузнецовой Анны Александровны, которая главное отличие педагогически запущенных от «трудных» детей видит в том, что первые поддаются перевоспитанию при правильном педагогическом подходе и представляют собой историю неправильного воспитания, а дети и подростки из категории «трудных» имеют общую запущенность, нарушения в их поведении исправляются нелегко и только при комплексной работе специалистов разного профиля (психотерапевт, психолог, социальный педагог, сотрудники правоохранительных органов).
В научной литературе мы нашли разнообразные определения термина «педагогическая запущенность» таких авторов как С.С.Гиль, О.С.Амосова, Г.П. Медведев и другие. Пурин В.Д подробно рассматривает вопрос о важнейших факторах, способствующих возникновению педагогической запущенности. Он выделяет три группы важнейших факторов педагогической запущенности: личностные, семейно-бытовые, социальные. В.Г. Баженов и М.А. Алемаскин в своих трудах отразили классификации степени педагогической запущенности. Они во многом схожи, так как в основе лежит описательный подход к личности ребенка, его особенностям поведения и развития, общения и взаимодействия с окружающим миром, овладения различными видами деятельности. Мырассмотрели классификацию уровней педагогической запущенности, разработанную А.Г. Холодюк.Данная классификация характеризует уровни педагогической запущенности системой отношений к труду, людям и себе. В ней выделены следующие уровни:
1 уровень: активно-негативная позиция личности;
2 уровень: пассивно-негативная позиция личности;
3уровень: неустойчиво-негативная позиция личности.
Проанализировав вышеперечисленные уровни, мы пришли к выводу о том, что все педагогически запущенные дети имеют общие черты в поведении и деятельности, но в тоже время они обладают различными характерными особенностями в зависимости от уровней педагогической запущенности.
Благодаря исследованиям БахадовойЕ.В., мы выяснили, что дети и подростки с педагогической запущенностью отличаются от своих нормально развивающихся сверстников комплексом личностных характеристик, связанных с эмоционально-волевой сферой, общением и отношениями с окружающими.
Мы выяснили, чтоорганизацию работы по коррекции поведения педагогически запущенных детей необходимо начинать с работы по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как очень часто именно издержки семейного воспитания являются главной причиной отклонений в поведении. Мы определили,что только при совместных усилиях родителей и школы можно делать оптимистические прогнозы о том, чтобы различного рода отклоняющиеся черты уступили место гармоничным компонентам структуры личности ребёнка.
Эмпирическое исследование взаимодействия педагога с педагогически запущенными детьми мы проводили базе МБОУ СОШ №3 г. Южа Ивановской области в течение 1 месяца. В качестве испытуемых выступали 2 ребенка, ученики 8 "А" класса. Критериями для выборки послужила беседа с классным руководителем данных учащихся, в ходенам которой было рекомендовано обратить внимание на двоих учеников, так как они часто конфликтуют с учителями, имеют трудности при взаимодействии с одноклассниками, у них часто проявляются черты девиантного поведения. Исходя из анализа записей в классном журнале, мы отметили, что у этих учеников средний уровень успеваемости, они часто пропускают занятия. В ходе беседы с педагогическим коллективом было выявлено, что эти два ребёнка не проявляют активности на уроках, часто не выполняют домашние задания, отказываются отвечать у доски, не участвуют в общественной жизни школы.
Для выявления педагогической запущенности мы использовали следующие методики:
1) Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (ОвчароваР.В.). Данная методика направлена на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Её целью является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.
2)Методика диагностики склонности отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Её цель: выявление склонности к аддиктивному поведению, преодолению норм и правил, определение выраженности установок на социально-желаемые ответы.
В результате использования данных методик мы получили результаты по каждому ребенку:
Испытуемый №1 – 15 8 класс.
По результатам проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности уровень педагогической запущенности имеет выраженную степень – 45%.
Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность аддиктивному поведению – средне выражена, склонность преодолению норм и правил – средне выражена, установки на социально-желаемые ответы мало выражены.
Испытуемый № 2 – 15 8 класс.
По результатам проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей было выявлено, что уровень педагогической запущенности находится выраженной степени - 49%.
Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся склонность к аддиктивному поведению – ярко выражена, склонность к преодолению норм и правил – ярко выражена, установки на социально-желательные ответы – средне выражены.
В ходе беседы с педагогом и наблюдения за его взаимодействием с педагогически запущенными детьми мы выделили следующие формы работы педагога:
выявление качеств личности,способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе.
привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей.
постепенное усложнение учебных и общественных заданий.
систематическое поощрение за успехи.
формирование адекватной самооценки, изменение отношения к критике.
осуществление мер нравственно-полового воспитания.
оказание необходимой помощи в учебной деятельности.
привлечение к участию в добрых делах для одноклассников, младших ребят и больных людей.
В ходе исследования мы выявили следующие приёмы стимулирования познавательной активности педагогически запущенных школьников:
1) создание проблемных ситуаций;
2)использование дидактических игр, терминологических кроссвордов;
3)создание ситуации успеха.
Мы заметили, что деятельность педагога имела наибольшую эффективность при организации самостоятельных форм работы. Так, педагогически запущенные школьники сконцентрировали внимание на решение поставленной перед ними задачи, в спокойной обстановке выполнили её. При организации группой работы у них возникли трудности при нахождении контактов с одноклассниками, испытывали стеснение, не проявляли активности при обсуждении вопроса.
Педагог на протяжении всего урока поддерживал эмоциональный контакт с учениками, поощрял за выполненные задания, провозглашал достоинства педагогически запущенных учеников при одноклассниках, старался вовлечь их в коллективную деятельность.
Деятельность педагога по организации работы педагогически запущенными детьми включает в себя следующие основные звенья:
1) Оздоровление с помощью социальной обстановки, которой находится педагогически запущенный ребёнок
2) Целенаправленная организация свободного времени школьника.
3) Включение педагогически запущенных обучающихся в процесс преодоления имеющихся у них недостатков, отрицательных свойств.
5) Индивидуальная коррекция и опека над педагогически запущенными детьми в системе наставничества.
Таким образом, работа с педагогически запущенными детьми очень трудоёмкий процесс, включающий в себя организацию разнообразных форм взаимодействия педагога с детьми, от которых зависит успешность обучения и адаптация ребёнка. Деятельность педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми должна осуществляться непрерывно, комплексно, с включением всех форм работы.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы педагогами при выборе эффективных форм организации учебной и внеучебной деятельности с педагогически запущенными обучающимися.
В исследовании мы отразили лишь часть проблемы взаимодействия педагога с педагогически запущенными учащимися. Работа по данной теме может продолжаться за счёт разработки и внедрения новых форм работы с педагогически запущенными учащимися, составления рекомендаций педагогам по оптимизации и гармонизации взаимоотношений с учащимися.
Список использованной литературы
1.Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками: учеб.-метод. пособие / М. А. Алемаскин. — М.: Знание, 1979. - с.42
2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В. Г. Баженов. – Киев: Радянська школа, 1986. – с.130
3.БахадоваЕ.В.Личностные характеристики детей и подростков с педагогической запущенностью : автореферат дис. канд. псих. наук/Бахадова Елена Викторовна- М., 2013. - с.25
4. Пурин В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – с.142.
5.Современные тенденции развития науки и технологий : сборник науч. трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 декабря 2015 г. / Под общ.ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород, 2015. – № 9, часть VIII. – с.87-88.
6.ХолодюкА.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 1991. – с.136